Как стать натуралистом

Юрий Панов 2
Если у тебя есть десять рублей, путешествуй.

Николай Вавилов

В Сибирь приходит осень. Какие растения не боятся ранних заморозков и зацветают, когда в зеленых кронах берез появляются желтые пряди? Таких растений мало и одно  из них вьющийся борец. Впрочем,  в народе он больше известен как аконит, смертельно ядовитое растение, ведь ничто не притягательно для нас, как яд. Но неужели по примеру древних вы будете смазывать ядом наконечники стрел или даже пить пьянящий  напиток,  сделанный из его клубней? На экологической тропе в Ботаническом саду Томска вьющийся борец поместили вместе со  смертельно ядовитыми другими растениями сибирской  флоры, а в Саяно-Шушенском заповеднике даже поставили указатели с предупреждающими надписями – не прижимайте букет аконита к лицу, можете отправиться на тот свет. Но для тех, кто любит природу и тем более для тех, кто называет себя натуралистом, такая характеристика замечательного сибирского растения абсолютно неприемлема, она годится только для развлекательных пустых сайтов. Для нас встреча с борцом это участие в вернисаже природной живописи, или в концерте классической музыки. Ведь мы отправляемся на встречу с вьющимся борцом с Чарльзом Дарвином.

Я вовсе не предлагаю вам читать труды Дарвина о вьющихся растениях. Достаточно знать нам, что человек произошел от обезьяны, а в природе идет борьба за существование. Но главное отличие нашего сибирского аконита в том, что он действительно вьющийся. Для Дарвина это   подтверждение мыслей о единстве живой природы, о происхождении приспособлений от простого к сложному, и,  главное, о способности растений к  движению.  Дарвин работал даже во время болезней. Однажды, когда он на несколько дней был прикован к кровати, Дарвин  попросил поставить рядом горшочек с хмелем. И хмель его удивил. Верхушка растущего молодого  хмеля за сутки совершила полный оборот по кругу, а потом на протяжении месяца продолжала вершить круги с возрастающей скоростью. Дальше, как говорится,  было дело техники: а если держать хмель в темноте, или в холодном помещении, а если, а если опору сделать скользкой из стекла или корявой, толстой, или тонкой? Эксперименты так увлекли Дарвина, что он повторил их на сотне других видов. Конечно, в его работе участвовала вся семья, его сын, будущий астроном,  с удовольствием сделал рисунки для книги.  Где же опубликовать наблюдения за растениями?  Несомненно,  в трудах Линнеевского общества. Хорошо, что в мире есть меценаты, любящие науку. После смерти Линнея его вдова распродала его наследство. Английский лорд выкупил гербарий в четырнадцать тысяч листов  и создал на его основе общество,  оно  работает в Лондоне и сегодня и печатает труды об интересных растениях. Думаю, что интерес к вьющимся растениям возник у Дарвина после путешествия вокруг света на корабле «Бигль». Какие только лианы он не собирал в коллекцию в тропических джунглях?! И первой его книгой была книга о путешествии. Ее на русский язык перевела,  кстати, Екатерина Бекетова,  дочь знаменитого ботаника, ректора Петербургского университета Николая Бекетова и тетя Александра Блока. Надеюсь, эти имена для вас более значимы, чем отравленные стрелы, или подвиги Геракла.

Так чем же нас заинтересует  сибирский борец? Прежде всего,  потому, что он вьющийся и вьющийся по-особому. Первое время после появления на свет из подземных клубней он ведет себя как обычный борец, долго растет  прямо. И вдруг начинает обвивать соседние растения, может подняться на два метра в высоту, а в культуре так на все четыре. Так же неожиданно он перестает виться и выбрасывает в сторону длинную изогнутую изящную разветвленную кисть  с голубыми цветами. Кисть завораживает, она медленно покачивается в неподвижном лесном воздухе, привлекая насекомых. Такую кисть можно увидеть на картинах древних китайских мастеров, выполненных цветной тушью с иероглифами по бокам. И цветы борца завораживают тоже. По происхождению он лютик, но лютик особенный. Цветы его похожи на головной убор скифского воина. В этом своеобразном шлеме заключены  мощные нектарники и,  если постоять минуту, вы увидите маленькую классическую пьесу. Шмели подлетают к цветку, скрываются в нем, совершая свой обряд и вы ждете их неожиданное появление в воздухе, словно знаменитого  артиста.
А во вторых, крестным отцом вьющегося борца был один из главных исследователей Сибири Питер Паллас. По велению, а может по  капризу,  Екатерины он отправился из Германии в неведомые края, а по возвращении написал «Флору России» с великолепными цветными гравюрами. Вот бы нам такую книгу, но, увы.  После нескольких лет путешествия по Сибири, Паллас не только открыл много растений и собрал огромный гербарий, но и преждевременно поседел, непривычный к суровому климату, а сибиряки после него живут и не тужат. В своем путешествии Паллас дошел до Байкала, но вот дальневосточным ботаникам вьющийся борец так понравился, что они назвали его своими именами – борец амурский и посьетский, и правда,  растет он от Урала до Океана.

Надеюсь, путешествие по сибирскому лесу с Дарвином вам понравилось. Ведь Дарвин вовсе не был ботаником, он был великим натуралистом.  Хорошее слово «натуралист». Недавно в Барнауле прошел съезд натуралистов, натуралистов больших и маленьких, да просто любителей природы. Существует даже сайт с таким названием. iNaturalist. Вы можете фотографировать не только вьющийся борец, любые живые объекты природы,  и выставлять на сайт, а специалисты разберутся, что это за чудо. Удачи