Мичурин из Мичуринска

Геннадий Лагутин
         
          (фантастический рассказ)

Сад шелестел листвой, стоял такой шорох, словно шуршит песок, пересыпаясь в пустынных барханах. Мичурин прилетел ночью и добрался сюда, когда было совсем темно. Он в темноте добрался до своего вагончика, нашел ключ, который еще год назад, спрятал в укромное место, вошел, сбросил рюкзак и  как был в одежде, завалился на топчан спать. Сейчас он проснулся, но  не торопился вставать, слушал этот шелест сотен деревьев, как меломан слушает звуки любимого оркестра. Ничего более приятного для ушей своих он не хотел. Не вставая, он рукой нащупал на полу рюкзак, подтащил его, на ощупь раскрыл клапан кармана, извлек банку с кофе, повернул на дне банки диск, установил минимальный разогрев, не любил слишком горячее.   Пил кофе и слушал…
Он встал и подошел к зеркалу. Зеркало отразило пожилого человека, с помятым после сна  лицом, испещренным морщинами, с редкими пегими волосами на голове, словом, не красавца.  Воды в вагончике не было. Мичурин протер лицо и руки влажными салфетками, в которых было, видимо, что - то тонизирующее, с удовольствием пошлепал себя по щекам. 
- Я иду к тебе любимый сад, как на встречу с давним другом! – пропел он, выходя из вагончика – Ну, здравствуйте,  мои доченьки, здравствуйте!  Я к вам вернулся, как и обещал.
А все эти, несколько сотен молодых яблонь и  самом деле были его дочерьми. Он создал этот сорт, почти двенадцать лет прививал на них разные сорта, добивался нужных от них свойств, применительно к местности, где им придется вырастать. Вода здесь была на большой глубине, нужны были длинные и сильные корни, способные сами добраться до влаги, пробиться через спрессованную веками почву и даже почти каменные глины.   Он терпеливо выращивал в них силу, способность сопротивляться холоду, потому что Солнце здесь теплом не баловало. Все эти деревца были его детьми. Он знал каждую из яблонь, каждую шероховатость на их, еще пока тонких,  стволах. Сейчас он наклонялся лицом к веткам, рассматривал набухающие почки, которые вскоре выбросят цвет, разглаживал темно-зеленые, почти черные листья, которые не должны были упускать ни одного фотона солнечного света, впитывать  его.
Мичурин обошел весь этот огромный сад, проверил в нем каждое дерево и понял, что назад, к вагончику просто не дойдет. Но это было в порядке вещей, потому здесь на краю сада для этого и стояла скамеечка, которую он поставил еще пять лет назад, когда бурил в земле лунки, закладывал компост  и удобрения, сажал в лунки яблочные саженцы. Вот и сейчас, он со стонами доковылял до скамеечки и просто рухнул на неё, откинулся на спинку и закрыл глаза. Все тело устало ныло, яблони шелестели … И все это, словно, как в родном Мичуринске, в доме на берегу реки Лесной Воронеж..И он точно наяву услышал голос:
-Деда, расскажи сказку!
-Какую сказку, Машенька?
-Про молодильные яблоки!
-Так я вчера тебе рассказывал!
-Деда! Расскажи!               
 И в который раз Мичурин, по памяти, рассказывал внучке выученную уже наизусть сказку:

«— Ах ты, баба-яга, костяная нога, не поймавши птицу — теребишь, не узнавши молодца — хулишь. Ты бы сейчас вскочила да меня, добра молодца, дорожного человека, накормила, напоила и для ночи постелю собрала. Я бы улегся, ты бы села к изголовью, стала бы спрашивать, а я бы стал сказывать — чей да откуда.
Вот баба-яга это дело все справила — Ивана-царевича накормила, напоила и на постелю уложила. Села к изголовью и стала спрашивать:
— Чей ты, дорожный человек, добрый молодец, да откуда? Какой ты земли? Какого отца, матери сын?
— Я, бабушка, из такого-то царства, из такого-то государства, царский сын Иван-царевич. Еду за тридевять земель, за тридевять озер, в тридесятое царство за живой водой и молодильными яблоками.
— Ну, дитя мое милое, далеко же тебе ехать: живая вода и молодильные яблоки — у сильной богатырки девицы Синеглазки, она мне родная племянница. Не знаю, получишь ли ты добро…
— А ты, бабушка, дай свою голову моим могутным плечам, направь меня на ум-разум.»

- Маша! Давай–ка, спать! У тебя уже глазки слипаются! Я тебе завтра до конца  расскажу!
- Деда, а ты можешь вырастить молодильные яблоки?
- Маша, а тебе они зачем?
- Это для тебя! Мама говорит мне, чтоб я тебя не мучила,  не просила сказки рассказывать, дедушка уже старенький! Можешь такие яблоки для себя вырастить?
-Знаешь, Машенька, я как-то не пробовал!
-Вырасти деда, вырасти, станешь опять молодым. И бабушку молодой сделаешь! Ты же все можешь! Вырасти!
-Уговорила! Я попробую! Давай, спи, фантазерка!

Мичурин открыл глаза.
- Как же время летит,- подумал он, медленно поднялся и двинулся к своему вагончику - Вроде все только вчера было, а внучка уже выросла, в космос летает. А яблок молодильных я так и не создал… 
В вагончике он прогрел рацию, связался  диспетчером и заказал воду, на вечер. Не вопрос диспетчера о здоровье, ответил лаконично: « Скриплю помаленьку!»
Завтра ему предстоял тяжелый день. Надо было приготовить подкормку для деревьев, которым предстояло цветение. Рассчитанные дозы азота, кальция, фосфора. Так делается всегда при недостаточном водном питании корней. Надо было подбодрить яблоньки. Они рассказали ему это, когда он инспектировал свой сад.
 Ночью, когда Мичурин спал, тягач притащил на участок огромную цистерну с водой.  После сна, вдоволь напившись, он с удовольствием умылся, открыл очередную коробку с надписью «Пустынный рацион», со вкусом позавтракал и впрягся в работу. Так прошли три однообразных дня. Приморившись за эти дни, он проспал чуть больше обычного. А когда вышел утром из вагончика, то ахнул. Весь его сад покрылся кипенно - белыми цветами.
- Молодцы вы, мои доченьки, просто молодцы! Но не сдюжить вам столько плодов, слабенькие вы еще. Так что, вы уж сбросьте лишнее, не торопитесь..У вас еще впереди много цветений. Не заставляйте меня цвет  вам обламывать.

И яблоньки послушались своего родителя. Через два дня на деревцах остались по два-три цветка, остальные осыпались, белым ковром покрыли землю. Природа не глупа. Шли дни за днями, и вот уже на каждом деревце поблескивали глянцевой кожурой три четыре, а то и все пять плодов. Они увеличивались в размерах, тяжелели, повисали на согнувшихся под их тяжестью ветках.
Запасшись веревочками, Мичурин обходил деревья, подвязывал ветки к стволу, чтобы они не сломались под тяжестью плодов, иногда подкармливал деревья.  И наконец, наступил этот день.  Мичурин включил рацию:
- Марс-Главный! Марс-Главный! На связи Талес Зон, у микрофона Иван Мичурин!
- Слушаю вас, Иван Сергеевич! Как здоровье, как настроение?
-  На здоровье не жалуюсь. Кто у микрофона?
-Диспетчер Владимир Ведерников.
- Не узнал по голосу! Здравствуй, Володя!
- Здравствуйте, Иван Сергеевич! Как ваши яблони?   У вас какие-то проблемы?
 -Да что-то вроде этого. Через четыре - пять дней, сюда на Талес Зон, мне понадобятся люди, для уборки урожая и транспорт…
- Ух, ты! Сколько надо людей?
-Это как считать. Если убрать урожай быстро, то людей надо много. Если убирать медленно, то хватит и десятка человек. Только тогда собирать придется с почвы,  опадут яблоки. И вывозить урожай лучше по воздуху. На наземном он  превратится в кашу.
-Я понял, Иван Сергеевич! Человек сорок-пятьдесят хватит?
- Хватит! Так что, Володя, вы там решите вопрос с людьми, с тарой, с транспортом. Я буду ждать. Не затягивайте. До связи, Володя!
-Ну, вот и все, - подумал Мичурин. – Еще несколько дней и домой, на Землю. Здесь моя работа закончена. Кто-то приводил Марс к нормальному состоянию, зажигал на орбите искусственное солнце, создавал атмосферу, магнитные полюса.… А я вырастил сад. И он будет радовать людей. А когда придет время и на Марс появятся детишки, мои яблоки будут для них лакомством. Пора домой. За садом будут приглядывать другие люди.… Домой, домой…Что-то я приморился…
Мичурин выключил рацию, перебрался в любимое кресло, сделанное своими руками,  блаженно вытянул ноги. Он сидел и смотрел на яблоко, лежащее рядом на столе, которое идя сюда, аккуратно снял с дерева. Оно было и похожее на земное и не похожее. В кожуре этого было много нежно-фиолетового цвета. Но это было очень красиво, радовало глаза. Мичурин взял нож ,разрезал яблоко пополам и откусил от половинки Вкус яблока он знал, пробовал, когда еще начинал этот сорт на Земле. Здесь он был такой  же. Не изменился ничуть. Сладковатый, сочный, с небольшой приятной кислинкой.
- Харч Богов! – подумал Мичурин, - такое Боги на Олимпе вкушали. Теперь и людям достанется. Через открытую дверь он  слышал, как шелестит его сад, как трепещут листья…………………………………………….

« Где я? Что это за место? Я и не знал, что на Марсе есть такое… Зеленая долина, слева исправа  отроги Срединного Хребта…   Мелководное озеро, сквозь воду которого, виден каждый камешек на дне…   Обширный луг, словно из детской сказки.  А с  вершины холма     лиловая гладь озера, неподвижная, как зеркало, необыкновенный ковер высоких оранжевых трав и огромных ярко-зеленых цветов, и над всем этим   темно-фиолетовое небо.  Что это за место? Я хочу   воды из этого озера, цветов с ее полей.…  Откуда здесь это огромное зеркало? И кто в нем? Это же я! Да, это я! Только я в нем молодой, каким был много лет назад. Что за волшебство? Неужели? Неужели я вывел молодильные яблоки? Ну, вот же я молодой!  Вот же густые волосы на голове, я трогаю их руками  и вижу это в зеркале. Какая гладкая кожа на руках, на лице.… Этого не может быть…Мои яблоки!!!"
 
Когда через два дня прилетели люди убирать урожай, они нашли Мичурина сидящим в кресле в вагончике. Казалось, он спал. Спал и улыбался во сне. Только он уже не спал. У него просто остановилось сердце. 


Послесловие.
Памятник Мичурину поставили   в его саду, Мичурин был на нем словно живой, потому что для лица на памятнике, скульптор использовал розовато-желтый алебастр, специально привезенный с Земли. А яблоко в руке вырезали из нескольких местных минералов, и оно было тоже, словно живое, только что снятое с ветки. Так он и стоял в своем саду. Памятник был высокий, выше деревьев  и издалека казалось, что это  живой человек, с поднятым в руке яблоком, стоит среди  маленьких саженцев. На памятнике ниже слов «Мичурин Иван Сергеевич», было написано: «И на Марсе, будут яблони цвести!»