Толкование на НЗ. Спасение и добрые дела

Игорь Устичев
          В православной среде и в проповедях священства часто можно встретить расхожее мнение о необходимости творения добрых бел, без которых православный спастись не может. При этом, все поголовно ссылаются на слова Апостола Иакова: «Вера без дел мертва есть» (Иак.2:17). Однако, мало кто вспоминает слова Апостола Павла: «делами закона не оправдается никакая плоть» (Рим.3:20), а свт. Игнатий Брянчанинов и вовсе говорит загадочные вещи: «Недостаточно быть добрым по естеству, надо быть добрым по Евангелию». Возникает ситуация «Трех сосен», в которых доверчивый и не посвященный христианин может легко заблудиться. Вообще-то, укоренившиеся мнение, что делать добрые дела – это почти гарантия спасения и угождение Богу навеяно нашему православному сознанию из враждебного нам Запада, а точнее из Римско-католической церкви и Протестантских церквей различных доминаций. Нам предстоит разобрать этот важнейший вопрос, касающийся так или иначе всякого, кто считает себя православным христианином. Для начала нужно понять, о чем говорит Апостол Иаков и Апостол Павел, чтобы двигаться дальше. «Вера без дел мертва есть» – означает не делание добрых дел, как-то: милостыня, благотворительность, помощь нуждающимся, забота о ближних, благочестивое поведение, жертва на храм и т.п. Все это было и в Ветхозаветной церкви и содержится в религиозных нормах других конфессий. И просто повторять всем известные истины Апостол Иаков не стал бы. Поэтому его слова касаются не поведения человека в миру или церкви, а исполнения им «дел веры», т.е. Евангельских заповедей Христа, которые, в первую очередь обращены на стяжание Царствия Небесного, а не на благотворительную деятельность: «Ищите прежде Царства Божия и правды Его» (Мф.6:33). Апостол Павел, наоборот, обращает внимание на то, что делами Закона, т.е. благочестивым поведением и соблюдением требований религиозных норм, оправдание невозможно, поскольку спасают человека не дела, а благодать Бога. Никакие даже самые великие и значимые дела человека не могут принести ему оправдания Судом Божьим, поскольку, чтобы он не сделал, это и в малой доле не способно компенсировать ущерб от его греховной природы. Поэтому нет и не может быть у человека сил спасти самого себя. Это может сделать только Бог, и не в силу заслуг человека, или какой-то непонятной "сокровищницы добрых дел", а исключительно по милости Своей. Буквально схоластическое понимание слов Апостола Иакова привело к возникновению в средние века в Католической церкви ереси под названием «Запас сверхдолжных дел». Ее суть сводится к тому, что: «Благодаря добрым делам Христа и сверхдолжным делам святых существует сокровищница заслуг. Эта сокровищница нужна для того, чтобы затем грешники могли бы воспользоваться богатствами для своего спасения из этой сокровищницы; поскольку своих собственных дел у грешников не хватает. Благодаря общению между святыми и грешниками, последние могут получать из этой сокровищницы милости». И естественно, что распределением сих «небесных благ» занимается исключительно Папа Римский. Но не будем останавливаться подробно на этой ереси и пойдем дальше. Таким образом в католическом сознании твердо закрепилась доктрина о необходимости делать добрые дела, чтобы через это собрать некий капитал, который поможет откупиться от наказания Божьего. Как пример – мать Тереза и пр. Это учение католицизма сначала привело к появлению института индульгенций (продажи отпущения грехов за деньги), а затем послужило одной из причин раскола Римской церкви в XVI в., на Католическую и Протестантскую. В несколько видоизмененной форме это учение пришло и в нашу Православную церковь. Оно оказалось очень удобным и для священства, и для мирян. Первые получили возможность побуждать паству к милосердию, благотворительности, и помощи церкви на безвозмездной основе, а вторые – увидели в этом способ откупиться от будущего гнева, предполагая, что на Суде могут предъявить Богу в свое оправдание то доброе, что они сделали. Отсюда в нашей церкви возникли самые разные направления доброделания – от подаяния нищим до благотворительных автопробегов и концертов. Умалять положительное значение благотворительности и милосердия мы не намерены, но хотим подчеркнуть, что сами по себе добрые дела никакого спасения и оправдания на Суде не гарантируют. Именно это имеет ввиду свт. Игнатий Брянчанинов, когда говорит: «Недостаточно быть добрым по естеству, надо быть добрым по Евангелию». Давайте разберем его слова. Быть добрым по естеству – значит следовать учению Католической церкви, потому что оно никак не связывает доброе дело с сердечным расположением делателя. Достаточно самого факта совершения такого дела. Например, человек может поставить свечку в храме, при выходе подать 100 руб. нищему, а при этом, стоя на паперти думать, как бы умыкнуть у соседа инструмент из гаража, а жене соврать поправдоподобнее, что сегодня ночевать не придет. С точки зрения католицизма, он сделал доброе дело – поставил свечку и подал милостыню, а что у него в голове, католика не интересует. В Православии все наоборот: Бог пропустит мимо ушей свечку и 100 руб, а вот про все остальное вспомнит на Суде обязательно. Но это лишь внешний сравнительный анализ доброделания католицизма и православия. Есть еще более важный аспект этого сравнения – духовный, и он называется «Добро по Евангелию». Суть его сводится к тому, что Бог смотрит не на то, что что христианин делает, а ради чего он это делает. В начале лихих 90-х был бум строительства и восстановления церквей, львиная доля средств которых для этого приходилась на бандитские пожертвования. Настоятели не особо заморачивались на тему: откуда деньги? Им были важнее сами деньги. Таким образом, бандит или убийца внешне делал доброе дело, восстанавливая или строя храм, и по учению католиков эти дела попадали в сокровищницу, а на самом деле такая жертва была противна Богу, потому в ее основе лежали кровь, слезы и горе других людей. Про таких жертвователей пророк Исайя говорит: «Беззаконник, приносящий агнца в жертву – то же, что задушающий пса» (Ис.66:3). Другими словами, важна не внешняя сторона поступка, а отношение к нему самого человека. И тут возникает очень тонкая грань, на которой дьявол ловит многих, решающих творить добро. Если человек стремится совершить доброе дело только потому, что считает, что он обязан его сделать, или потому что ему приятно его сделать, или потому что это будет правильно и хорошо для него, или в силу убеждения, что ему это на Суде зачтется, то путь его лежит мимо спасения в преисподнюю, потому что он делает добро по естеству, т.е. без соответствующего расположения сердца. Но, если в основе доброго дела лежит любовь к ближнему (а этот дар еще нужно заслужить), то – это добро по Евангелию. В Священном Писании сказано: «Уклонись от зла и соверши благо» (Пс.33:15). Т.е. для того, чтобы приступить к доброму делу нужно сперва себя к нему подготовить через уклонение от зла, т.е. через очищение сердца и стяжание благодати или милости Божьей. Если перескакивать через первую ступень в этом деле сразу на вторую, то такое добро обернется злом в силу неготовности добродетеля творить добро по своим нравственным и духовным качествам. Это не значит, что добрыми делами заниматься не нужно. Это значит, что нужно иметь к ним правильное отношение и не думать, что добрые дела - пропуск в рай.  Поступающий по Евангелию может отказаться от делания внешне доброго дела, ради не причинения вреда душе ближнего, и тогда его отказ от такого доброделания будет добром по Евангелию. Например: не в меру «благочестивые» родители таскают на службы и причастия чуть ли не каждое воскресение своих чад, полагая, что таким образом приводят их к Богу. На самом деле они их этим домашним насилием от Бога отваживают, потому что через насилие к Богу не приходят. Или другой пример: человек отказывается быть крестным, потому что понимает, что и он не способен нести крест духовного воспитания крестника, и родители сами не готовы к этому. И когда он отказывает родителям (а это как правило либо хорошие знакомые, либо родственники), то возникает конфликт, вплоть до разрыва отношений. Быть восприемником на Таинстве Крещения – вроде благое дело, а, если крестный к этому не готов и не способен, и тем не менее, соглашается ради отношений с родителями крестника, то – это зло! Прежде чем совершить какое-либо доброе дело, нужно хорошо разобраться в своем сердце, ради чего человек собирается его совершить: ради Бога или ради людей, и только этим критерием нужно руководствоваться в таких делах. В противном случае, никакие добрые дела, совершенные по собственному представлению о добре, Богом зачтены не будут. Лучше не делать никакого добра по естеству, чем делать его не по Евангелию. Святые отцы, отшельники, затворники, аскеты, подвизавшиеся в древности в глубоком одиночестве, в «пропастях земных», в пустынях и затворах никакого внешнего добра не делали, но их внутренним добром содержится Православная церковь и поныне. Опасность неуемного доброделания, чем страдают многие прихожанки среднего и пожилого возраста, заключается в том, что в сердце взращивается тщеславие и гордыня, которые порой так захватывают душу, что любой, кто пытается вразумить или предупредить такого доброделателя становится для него заклятым врагом и безбожником. Поэтому лучше не делать никакого добра по естеству, чем делать его не по Евангелию. Фарисей из притчи Христа "О мытаре и фарисее" тоже делал добрые дела, предписанные Законом, но несмотря на это был осужден Христом. Благочестивый разбойник никаких добрых дел не делал, зато раньше апостолов в рай попал. Это нужно помнить.