Христианский анархизм

Евгений Садков
     "Верите ли вы в Бога, как верю в него я?!"
       Ван Ли-чжун, лицедей при дворе Фу Си.

 Кем же был для Толстого Чертков? Видится образ Санчо Панса, верного оруженосца "рыцаря печального образа" Такая же бескомпромиссная, смешная для общества борьба с "ветряными мельницами" государства.

 Вместо доспехов  русский "Санчо" беззаветно несет слово своего учителя. И слово это, как и при создании материального мира, Бог.

 Но босоногий бунтарь видит объектом своих атак не образные ветряные мельницы. Намного опаснее, но тем и захватывающе для него, впрочем и самой Системы, атаки на составные части этой чиновничьей цитадели. И крепость эта, разлагаясь изнутри, серьезно огрызается на вербальные выпады главного российского Дон Кихота.

 Достается ему и от "златоглавых куполов", татушками отраженных на спинах коррумпированных чиновников монархической России. Бог наш, бьют в набат все эти воцерковленные "братки".

 В седьмом году, параллельно выходу приложения о Боге (http://proza.ru/2023/08/26/405), Чертков пишет ответ на статью Семена Ан-ского "Что такое анархизм?"

 Нетрудно предугадать, что и Толстой поставлен в один ряд с Бакуниным и Кропоткиным, не говоря уж о Прудоне. В статье Лев Николаевич, с соответствующей характеристикой, замыкает этот славный ряд. А это место, по методике Штирлица, самое запоминающееся. Тем более, фигура Льва Николаевича становится для многих культовой.

 Что выделяет, характеризуя Толстого, Семен Ан-ский? Если коротко, любовь и ненасилие. Кто бы сомневался. Возлюби ближнего, даже врага. Не противляйся любому злу и будет тебе царствие божие не только на небе, но и в собственной душе.

 Государство, по мнению Толстого, совершенно противоречит христианству:

 "Власть правительства во всякомъ государств; поддерживается насиліемъ съ помощью войска. "Войско есть ни -что иное, какъ собраніе дисциплинированныхъ убійцъ"

 Реально, анархист. Но духовный.

 Как же государство поддерживает свою стабильность?

 В статье Ан-ского выделено четыре способа воздействия правительства на поданных.

 Гипнотизация народа. Достигается распространением среди масс религиозного и патриотических суеверий "которыя вліяютъ на людей, начиная съ д;тскаго возраста и до самой смерти.

 Подкуп чиновников.

 Устрашение.

 Выделение из общей, одурманенной и забитой тремя предыдущими инструментами массы особого сорта людей, для дальнейшего превращения его в "безвольное и послушное орудіе для совершенія вс;хъ беззаконій и жестокостей, какія понадобятся правительству для порабощенія общества".

 Круг замкнулся. Вертикаль власти устойчива.

 Толстой же, по мнению Ан-ского разрушает и законы, и само государство, и собственность. "Онъ разрушаетъ формы общественной жизни, выработанныя тысячел;тними усиліями челов;чества"

 Любой обыватель, страшась нестабильности, отвергнет подобное. Тем более, что взамен четырем главным скрепам Толстой предлагает приближение того времени, когда бывшие враги, перековав мечи на орала, крепко обнимутся.

 Так и хочется воскликнуть "Make Love, Not War.All You Need Is Love!"

 Так является ли Толстой типичным для того времени анархистом? Только давайте не поддаваться стереотипу в лице батьки Махно.

 Ответ Черткова, изложенный в статье "По поводу христианского анархизма", как видится мне, все же отделяет фигуру Льва Николаевича от остальных. И это повышает рейтинг писателя в глазах современных гуманистов.

 Владимир Григорьевич, опираясь на слова своего учителя, четко отделяет политический анархизм от христианского, по сути духовного.

 Основное течение, как и само государство, зиждется на абьюзе. Общее поглощает своим насилием личное. Даже если ты самый свободный анархист, вынужден принимать установленные, в том числе и тобой, правила. Вместо одной системы насилия создается не свободное общество, а ещё более жестокий аппарат подавления личной инициативы. Она наказуема.

 В христианском анархизме Толстого, как и у Детей Цветов, понятие государства отделено от духовного совершенствования личности.

 Естественно и отрицание официальной Церкви, как одного из инструментов "гипнотизации народа", Толстым и его вневременными последователями.

 (в этом плане легко выделить реальных Детей Цветов от конъюнктурщиков. Настоящий свободомыслящий человек причисляющий себя к этому движению, никогда, постарев, не крикнет во все горло "Гойда! Гаваж!". Да и официальный патриотизм, как инструмент воздействия на толпу, обойдет мимо)

 Христианский анархизм, по мнению Черткова, несравненно глубже и шире политического.

 Хочется дополнить, и гуманнее.

 Да и сам анархизм слишком узок для свободно-христианского жизнепонимания. Именно, лично освобожденного от церковных догматов и рамок.

 Закончить хочется словами самого "Санчо Панса" главного российского "Дон Кихота":

 "Вытекающій изъ христіанскаго ученія анархизмъ, отрицающій насиліе и власть, такъ же мало исчерпываетъ содержаніе этого ученія, какъ мало видимый нами дневной светъ исчерпываетъ силу света, содержащуюся въ солнце."

              Далее http://proza.ru/2023/08/29/972