10. Глава Домой, на родину

Аля Хатько
 

Как же хотелось Ольге быстрее уехать отсюда, из этого поместья, из этой страны, где она потеряла мужа и кормильца. Все уже ей опротивело, и эта работа, постоянное внимание Йонаса, и косые взгляды Эльзы, как только она находилась в комнате, где был ее муж. Подспудно ей казалось, что только стоит ей вернуться домой, все будет, как и прежде, и будет жив Иван… Как же им тогда хорошо жилось пока не закрыли фабрику! И все их беды начались именно с того момента. Поехали счастье искать на чужбину, а там потеряла мужа и отца девчонок. Как на будет теперь с ними? Девочки растут, им нужны наряды. Ну, пусть не наряды, так хоть новая одежда, из старой они уже давно повырастали. Сколько на уже перешивала им из своего… Нужно ехать домой. Здесь уже все немило, и так напоминает ей Ивана. Вот бы только зиму пережить, а там можно и в дорогу. На зиму свалиться, как снег на голову, родителям… Они сами, наверное, копейки считают, а тут явится еще целая орава. И вряд ли ей сразу удастся найти работу.
Эти мысли подолгу не давали уснуть Ольге, когда она ночами лежала одна в широкой постели, уставившись глазами в потолок. Жив был бы Иван, все проблемы решались бы просто. А теперь ей нужно самой решать за всю семью. В конце концов, она пришла к решению отложить возвращение домой до весны.
Но тут в конце июля поползли слухи, что началась война. Где-то там, в Сербии, убили какого-то Фердинанда. Из-за этого австрияки с немцами объявили войну Сербии. Россия стала на ее защиту. И началась война по всей Европе. Поползли слухи, что в России идет мобилизация. Собравшиеся с ней возвратиться домой Садовников и Путятин с сыновьями, решили отсидеться здесь, чтобы не попасть под мобилизацию. А Ольга все же решила уехать, не дожидаясь весны. Война уже шагала по Латвии.
Ольга вошла в кабинет к своему хозяину, когда он проверял с управляющим счета. Он недовольно поднял глаза от бумаг, но, увидев женщину, которая уже несколько лет являлась к нему во снах, и была наяву такой недоступной, как звёзды в ночном небе.
- Хозяин, у меня к вам просьба, - глядя ему в глаза твёрдо сказала женщина.
Йонас подал знак управляющему выйти, а сам жестом пригласил Ольгу присесть, но она отрицательно кивала головой.
- Спасибо, хозяин, я уже засиделась у вас и мне пора покинуть ваши не гостеприимные места.
- Почему же не гостеприимные? – глаза Йоноса забегали. – Я, кажется, делаю всё возможное, чтобы и ты, и твои девчонки чувствовали себя у нас, как дома.
Ничего на это не ответила Ольга. Она только уставилась своими васильковыми глазами в глаза хозяина. И хозяин не выдержал, опустил голову и буркнул:
- Говори, чего от меня-то хочешь?
- Помогите мне добраться до станции. Надо же как-то своё хотя и скудное имущество, но забрать с собой. Приедем с детьми к моим родителям, а у них самих ничего нет, так хотя бы мы приедем не с голыми руками….
- А, что там у вас с Иваном жилья своего не было?
- Когда работал на фабрике Ваня, то было жильё, а как фабрику к рукам новый хозяин прибрал, так и жилья лишил. Поэтому и забрал нас сюда Иван, - всхлипнула женщина.
- Неужели тебе здесь плохо? – никак не мог понять Йонас. – Работа и крыша над головой есть, земляки рядом с тобой, да и дочери учатся.
- Будем откровенны, хозяин, - твёрдо сказала Ольга. – Ни сегодня, так завтра вы уложите меня в свою постель. Ваша жена, да и все кругом это понимают и поэтому смотрят на меня, как на женщину лёгкого поведения. Да и жена ваша не раз мне об этом намекала. Я же не могу открыть людям свою душу и показать, что никаких видов на вас, семейного человека, я не имею. Тем более, если война затянется, то нам придётся тут остаться вдали от родных людей. И кто нам поможет в трудную минуту, вы об этом не подумали? Мы с девочками лишились самого дорого в жизни - нашего кормильца и заступника, - с упрёком в голосе сказала Ольга и уже не смогла сдерживать слёз.
- Ну, всякое в жизни случается, - как-то совсем невнятно промямлил Йонас. – Не плачь, Ольга, я сделаю всё, что от меня зависит. Никогда тебе об этом не говорил, но сегодня скажу:
- С первой минуты, как увидел тебя я понял, что отныне ты заняла место в моём сердце. Конечно, пользуясь тем, что я твой хозяин, а ты моя служанка, я бы мог уложить тебя в постель, но я не сделал этого. Не сделал не потому, что не надеялся на свои силы, а потому, что полюбил. А, если любишь человека, то вначале надо добиться взаимности, а потом всё остальное. Ведь я, Ольга, никого в жизни не любил и не знал, что существует эта проклятая любовь. А Эльза….Эльза – это моя боль и ненависть в одном флаконе.
- И поэтому вы хотели её……
- Молчи, женщина! – уже грубо вскрикнул Йонас. – Когда ты хочешь уехать?
- Чем быстрее, тем лучше.
- Тогда через два дня тебя отвезут на станцию, собирай вещи, - твёрдо сказал, как отрезал, хозяин и крикнул:
-Михалс!!!  Заходи, будем работать дальше.
Ольга молча вышла из кабинета и направилась в своё временное жилище, чтобы начать собирать вещи.
А через два дня, усадив дочерей на скудные пожитки, плотно упакованные в пару чемоданов и холщовые мешки, простилась со всеми, кто вышел её провожать. Равнодушных не было. Кто-то украдкой вытирал краешком фартука глаза, кто-то просто шмыгал носом, Эльза только растягивала рот в улыбке. Хозяин накануне вечером заходил Ольге и принёс расчёт и напомнил:
- Деньжата спрячь подальше от глаз посторонних и не вытаскивай все без надобности. Ныне падких на чужое слишком много развелось. У вас, у женщин много таких укромных мест найдется. Так что кармашек какой подшей и спрячь, а с собой на расходы мизерную сумму держи поблизости. И не поминай меня лихом, Ольга.
Вечером с девочками Ольга сходила на кладбище,  и теперь уже совсем и навсегда простилась с мужем, попросив у покойного благословения на дальнюю дорогу. Но, видимо, не в силах был Иван, будучи на том свете, чем-то помочь своим дорогим девочкам. У жизни были свои замыслы.
 
продолжение  http://proza.ru/2023/08/28/331