По сводке всё отлично!

Олег Каминский
На пути войск советского Калининского фронта, ведущего наступление на Смоленск в августе-сентябре 1943 года среди прочих находились мощные укрепленные узлы Духовщина и Ярцево.

Действия наземных войск поддерживала 3-я воздушная армия, в которой, наряду с другими соединениями и частями, была и сравнительно недавно введенная в дело, 240-я истребительная авиационная дивизия, под командованием полковника Г. В. Зимина.

Считается, что летчики этой авиадивизии в боях за Духовщину и Ярцево добились больших успехов. Так, за четыре дня — с 4 по 7 сентября — по докладам летчиков ими было сбито 123 вражеских самолета. По дням успехи летчиков расположились следующим образом: 4 сентября — 19, 5 сентября — 22, 6 сентября — 31, 7 сентября — 51 воздушная победа.

Обратим внимание на то, что для достижения успеха 7 сентября (51 сбитый самолет противника) летчики совершили 111 вылетов. То есть, на каждый сбитый вражеский самолет пришлось в среднем всего по 2 боевых вылета! Что ни говорите, а подобная результативность потрясает воображение! 

Разумеется, мне очень захотелось узнать подробности этих сверхрезультативных боев. И вот, среди множества архивных источников портала «Память народа» я таки нашел нужный документ. Называется он

ОПЕРАТИВНАЯ СВОДКА № 13, Штаб 240 ИАД д. ДЕВЯТАЯ к 24.00
7.9.43 г.

Поначалу я хотел воспроизвести её всю в оригинальном виде, но затем понял, что именно в таком виде сводка очень неудобна для чтения. В общем, пришлось отредактировать этот документ, для лучшего понимания сути изложенного текста.

Итак, вот как выглядит подкорректированный текст сводки:

240-я истребительная авиационная дивизия в течение дня 7 сентября 1943 года, выполняя задачи по прикрытию наших войск, отражению налетов групп бомбардировщиков противника и разведку в районах Быхово, Духовщина, Кулагино, Павлово, Сельцо, произвела 111 самолето-вылетов. 

Летчики дивизии провели 15 воздушных боев, в которых сбили 51 самолет противника, из них по типам: 23 ФВ-190, 14 Хе-111, 9 Ю-88, 2 Ю-87 (этот тип самолетов указан неверно, судя по всему, это были Ю-88. Прим. О.К.), 2 До-215 (этот тип самолетов указан неверно. Прим. О.К.) и 1 Ме-109. При этом расход боекомплекта составил: 37-мм снарядов – 555 шт., снарядов БС — 4.060 шт., снарядов ШВАК – 2.143 шт.

Если говорить о действиях каждого авиаполка в отдельности, то информация такова:          

42-й истребительный авиационный полк произвел 32 вылета, провел 4 воздушных боя, в результате которых сбил 16 самолетов противника – 7 ФВ-190, 4 Ю-88, 3 Хе-111 и 2 Ю-87 (этот тип самолетов указан неверно, судя по всему, это были Ю-88. Прим. О.К.).

Проведенные летчиками полка воздушные бои распределились следующим образом:

6 истребителей Як-9т (ведущий — старший лейтенант С. М. Бражнец) в период 09.00-09.42 на высоте 4.500 метров в районе Духовщина вели бой с 9 Ю-88 и 4 ФВ-190 (любопытно, что в наградном листе на С. М. Бражнец записано «30 бомбардировщиков под прикрытием 10 ФВ-190». Прим О.К.). В результате старший лейтенант Бражнец сбил 1 Ю-88 в районе Бараново и второй самолет 1 ФВ-190 – южнее Духовщина. Лейтенант Г. И. Герман сбил 1 Ю-88, который упал в районе Ладреево и один ФВ-190, упавший в 6 км восточнее Духовщина, младший лейтенант В. Н. Королев сбил 2 Ю-87 (не понятно, откуда вдруг здесь взялись «штуки», судя по всему, это были Ю-88. Прим. О.К.), которые упали в районе Колповичи, старшина С. В. Кулагин сбил 1 Ю-88 и 1 ФВ-190 (оба самолета упали в районе Степанково), сержант И. Г. Чалмаев сбил 1 Ю-88, который упал в районе Бараново.

8 истребителей Як-9т (ведущий — капитан Н. В. Тихонов) в период 09.10-10.15 на высоте 4.500 метров в районе Духовщина вели бой с 5 Хе-111 и 4 ФВ-190. В результате младший лейтенант Д. П. Мацаков сбил одного ФВ-190 (упал севернее Духовщина) и одного Хе-111 (упал юго-западнее Духовщина), капитан Н. В. Тихонов сбил 1 ФВ-190, который упал в 4 км севернее Духовщина, старшина П. Ф. Трунов сбил 1 Хе-111, упавший севернее Духовщина, старший лейтенант В. С. Зайцев сбил 1 Хе-111, который упал западнее Духовщина.

6 истребителей Як-9т (ведущий — капитан Н. В. Тихонов) в период 11.43-12.43 на высоте 4.000 метров в районе Сельцо вели бой с 15 Хе-111 и 8 ФВ-190. В результате капитан Н. В. Тихонов сбил 1 ФВ-190, который упал в районе Дудково, старшина П. Ф. Трунов сбил 1 ФВ-190, упавший в районе станции Катынь.

6 истребителей Як-9т (ведущий — старший лейтенант С. М. Бражнец) в период 17.16-17.55 на высоте 4.500 метров вели бой в районе Духовщина с 13 Хе-111 и Ю-88, а также 4 ФВ-190. Воздушный бой закончился безрезультатно.

Поразительных успехов добились летчики 86-го гвардейского истребительного авиационного полка. Совершив 44 вылета и проведя 7 воздушных боев они сбили 29 самолетов противника, в том числе: 15 ФВ-190, 7 Хе-111, 5 Ю-88, 1 До-215 (этот тип самолета указан неверно. Прим. О.К.) и 1 Ме-109.

Осталось перечислить воздушные бои полка:

Итак, 4 истребителя Як-9т (ведущий — капитан И. Я. Попович) в период 07.47-08.30 на высоте 4.000 метров в районе Духовщина вели бой с 4 ФВ-190;

6 истребителей Як-9т (ведущий — младший лейтенант И. К. Сомов) в период 11.38-12.30 на высоте 4.000 метров в районе Духовщина вели бой с 12 Ю-88 и 4 ФВ-190;

6 истребителей Як-9т (ведущий — лейтенант П. К. Лобас) в период 11.55-12.55 на высоте 4.000 метров в районе Ярцево вели воздушный бой с 12 ФВ-190 и 11 Хе-111;

4 истребителя Як-9т (ведущий — младший лейтенант Д. И. Кудрявцев) в период 11.40-12.45 на высоте 4.000 метров в районе Сельцо вели воздушный бой с 12 Хе-111 и 6 ФВ-190;

4 истребителя Як-9т (ведущий — капитан И. Я. Попович) в период 17.00-17.45 на высоте 3.500 метров в районе Духовщина вели воздушный бой с 4 Ме-109, 2 ФВ-190 и 13 Хе-111;

6 истребителей Як-9т (ведущий — младший лейтенант Н. И. Марченко) в период 17.05-17.45 на высоте 4.000 метров в районе Сельцо вели воздушный бой с 12 Хе-111 и 6 ФВ-190;

4 истребителя Як-9т (ведущий — лейтенант В. И. Кокошкин) в период 17.06-17.45 на высоте 4.000 метров в районах Сельцо, Духовщина вели воздушный бой с 9 Хе-111 и 6 ФВ-190. 
    
В результате проведенных воздушных боев сбито 29 самолетов противника, отличились следующие летчики:
лейтенант Н. Ф. Чесноков – 1 Ме-109 юго-западнее Духовщина, 2 ФВ-190 (по другим данным 1 ФВ-190 в районе Барсуки и 1 Ю-88 южнее Духовщина. Прим. О.К.) и 1 До-215 (этот тип самолета указан неверно, так как в перечисленных боях самолеты «Дорнье» не отмечены. Прим. О.К.) западнее Духовщина;
лейтенант М. Ф. Манулин — 2 ФВ-190 в районах Холма и Духовщина;
лейтенант Т. Я. Алейников — 1 ФВ-190;
младший лейтенант И. С. Солодкий — 1 Хе-111;
младший лейтенант Д. И. Кудрявцев — 2 Хе-111 (западнее Смоленска и в районе Духовщина) и 2 ФВ-190 (в районе озера Забабуры и Новый Путь);
младший лейтенант И. К. Сомов — 1 Ю-88 южнее Духовщина и 1 ФВ-190 западнее Овчиннино;
младший лейтенант П. А. Походнев — 1 Ю-88;
младший лейтенант Н. И. Марченко — 1 ФВ-190 (севернее Ярцево) и 1 Хе-111 (восточнее Духовщина);
младший лейтенант Г. И. Жилкин — 1 ФВ-190 юго-западнее Ярцево;
младший лейтенант И. А. Кулаков — 2 ФВ-190 (севернее Ярцево и в районе Низьва) и 1 Хе-111 в районе Ярцево-Духовщина;
лейтенант П. К. Лобас — 1 Хе-111 западнее Духовщина;
лейтенант Н. А. Сергунин — 1 Хе-111 западнее Духовщина и 2 ФВ-190 (западнее Ярцево и в районе Борки);
капитан И. Я. Попович — 1 ФВ-190 в районе Духовщина и 1 До-215 (этот тип самолета указан неверно, так как в перечисленных боях самолеты «Дорнье» не отмечены. Прим. О.К.) западнее Духовщина;
лейтенант В. И. Кокошкин — 1 Хе-111 южнее Духовщина;
младший лейтенант Е. П. Куницын — 1 ФВ-190 юго-западнее Духовщина;

Совершив 35 вылетов, 900-й истребительный авиационный полк провел 3 воздушных боя, в результате которых было сбито 6 самолетов противника (4 Хе-111 и 2 ФВ-190):
    
8 истребителей Як-9т (ведущий — капитан А. М. Булочкин) в период 08.55-09.55 на высоте 4.000 метров в районе Сельцо вели воздушный бой с 8 Хе-111 и 4 ФВ-190. В результате воздушного боя сбито 3 самолета противника – одного Хе-111 сбил капитан А. М. Булочкин, второго — младший лейтенант Б. П. Беглецов, - оба самолета противника упали в районе Кислово. Один ФВ-190 сбил младший лейтенант Ф. Ф. Рудычев, самолет противника упал в районе Шепино.   

7 истребителей Як-7б (ведущий — старший лейтенант П. П. Просяник) в период 09.12-10.00 на высоте 4.000 метров в районе Духовщина вели воздушный бой с 12 Хе-111 и 2 ФВ-190. В результате боя лейтенант Г. С. Лисецкий сбил 1 Хе-111 и 1 ФВ-190, лейтенант И. Е. Климов сбил 1 Хе-111 – все самолеты противника упали в районе Подселье.

6 истребителей самолетов Як-9т (ведущий — старший лейтенант Г. Р. Данилин) в период 12.11-13.05 на высоте 4.000 метров в районе Ельково вели воздушный бой с 2 Ме-109, в результате чего 1 Як-9т был сбит, предположительно, младшего лейтенанта М. И. Зенина, который не вернулся с боевого задания.

Таков основной текст сводки. Должен заметить, что при внимательном прочтении этого текста бросаются в глаза некоторые нестыковки. Например, такие как, информация о сбитых Ю-87 и До-215, хотя в перечисленных боях самолеты этого типа не отмечены. Добавлю также, что в некоторых других документах типы сбитых немецких самолетов часто не соответствуют указанным в сводке. Впрочем, не будем строго судить наших уставших штабных работников, которые к полуночи обязательно должны были успеть обработать большой объем дневной информации и составить сводку. 

Гораздо важнее для нас установить соотношение реальных потерь противника с победными заявками летчиков-истребителей 240-й дивизии.

Причем нужно учесть, что кроме этой дивизии, против немецкой авиации на этом участке фронта действовали также 259-я истребительная авиационная дивизия 3-й Воздушной армии, истребители 1-й Воздушной армии Западного фронта и 15-й Воздушной армии Брянского фронта, которые тоже имели воздушные победы в этот день. 

Например, отличились летчики 976-го истребительного авиаполка 3-й Воздушной армии лейтенант И. С. Гуменный (сбил ФВ-190 в районе Духовщина) и лейтенант А. В. Демичев (сбил Хе-111 в районе Холм и Ме-109 в районе Духовщина).   

По одному «Фоккеру» записали на свой счет лейтенант В. М. Баркалов и младший лейтенант А. И. Шульга — летчики 523-го истребительного авиаполка 1-й Воздушной армии.

Также по одному ФВ-190 в районе Латыши (северо-западнее Брянска) сбили лейтенант И. К. Бебенин и лейтенант В. И. Соловьёв из 832-го истребительного авиаполка 15-й Воздушной армии.

Ну, и так далее. Всех упоминать нет смысла, достаточно и этого. Главное понять, что судя по докладам «Сталинских соколов» трёх Воздушных армий, они нанесли большие потери вражеской авиации (напомню, что 51 немецкий самолет сбили только летчики 240-й дивизии). Вот мы и попытаемся выяснить, насколько правдивы были все эти доклады. Для этого используем документы противника.   

Итак, начнем с потерь немецких бомбардировщиков типа Не 111 на этом участке фронта.

Один He 111H-16 W.Nr. 151243 (5J+LS) из 8./KG.4 был потерян в интересующем нас районе: он был сбит в воздушном бою нашими истребителями, упал и сгорел в районе деревни Песнево юго-восточнее Духовщины. Пилот Uffz. Christian Michel и наблюдатель Uffz. Kurt Schroeder спаслись на парашютах, а бортрадист Ogefr. Fritz Kirsch, бортстрелок Ofw. Karl Haderer (Harderer) и бортстрелок Ogefr. Christian Guggenberger погибли.

На борту другого Не 111 из 7./KG.4  был убит бортрадист Uffz. Christian Michel – видимо, он попал под смертельную очередь русского истребителя. Ещё два члена экипажа Не 111 из 8./KG.4 Uffz. Fritz Kerk и Uffz. Karl Kremer получили ранения в воздушном бою.

Однако безвозвратных потерь самолетов Не 111, кроме W.Nr. 151243, не было. Лишь на 35% был поврежден He 111H-16 W.Nr. 160571 из 6./KG.4, который при посадке на аэродром Шаталовка потерпел аварию из-за ошибки персонала.

Теперь насчёт потерь немецких самолетов типа Ju 88.

Один Ju 88A-5 W.Nr. 550202 (5K+AA) из Stab/KG.3 был то ли сбит зенитным огнем, то ли сам взорвался в воздухе — не совсем ясно. Экипаж — пилот и командир эскадры Obstltn. Walter Lechwess-Litzmann (между прочим, его позже наградили Рыцарским крестом!), наблюдатель Stfw. Stefan Bask (Rajek), бортрадист Uffz. Ulrich Goellner (Oelner) и бортстрелок Gefr. Guenther Herzog — частью погибли, частью спаслись на парашютах и попали в плен.

Замечу, что самолет потерян явно не в воздушном бою, да и произошло это в районе города Киров в Калужской области, то есть слишком далеко от мест воздушных боев летчиков 240-й авиадивизии на Смоленщине.

Никаких других потерь самолетов типа Ju 88, а также Ju 87 и Do 215 немцы не имели. Это всё, что касается потерь бомбардировщиков.

Посмотрим теперь, каковыми же были реальные потери вражеских истребителей.

Один кандидат на подтвержденную победу летчиков 240-й авиадивизии есть. Это Fw 190A-6 W.Nr. 550501 «Gelbe 6» из 3./JG.54, который был подбит в воздушном бою с истребителями Як-9 и произвел вынужденную посадку в районе деревни Ковши северо-восточнее Смоленска. Пилот Ofw. Wilhelm Rhilipp (кстати — будущий кавалер Рыцарского креста) получил ранения, а поврежденный на 70% самолет был списан. Не исключено, однако, что этот «фоккер» был подстрелен кем-то из летчиков других полков 3-й Воздушной армии или 1-й Воздушной армии Западного фронта, которые, как мы знаем, сбили несколько ФВ-190.

Другой Fw 190A-5 W.Nr. 5993 из 8./JG.51, будучи подбитым в воздушном бою, тоже произвел вынужденную посадку, получив повреждения, оцененные в 20%. Однако произошло это в квадрате Pl.Qu.35813, где-то северо-восточнее Рославля в Смоленской области и больше соответствует району боевых действий летчиков 1-й Воздушной армии Западного фронта или даже 15-й Воздушной армии Брянского фронта.

Получили повреждения различной степени ещё два «Фоккера», правда, не в воздушных боях. Так, на 30% был поврежден Fw 190A-6 W.Nr. 550480 из 4./JG.54, который из-за ошибки персонала совершил аварийную посадку на аэродром Tулебля западнее Старой Руссы в Новгородской области. А восточнее Белостока из-за технических проблем Fw 190A-6 W.Nr. 530719 из Stab/JG.51 был поврежден на 25%. Как видим, районы потерь слишком далеки от районов Смоленщины, поэтому, на роль жертв летчиков 240-й дивизии явно не подходят.

Вот, собственно, и все потери Люфтваффе. Как видим, безвозвратные потери в воздушных боях немцев были на удивление минимальны: всего один Хе-111 и один ФВ-190. Вот вам и рекорд летчиков 240-й дивизии! Мало того, под большим сомнением оказываются и успехи летчиков других авиачастей.

Зато собственные потери нашей истребительной авиации оказались непомерно высокими. Как записано в той же победной сводке 240-й дивизии: «Свои потери – 9 экипажей: не вернулись с боевого задания мл. л-ты – ПОХОДНЕВ, СОЛОДКИЙ, ФЕСЕНКО, АЛЕЙНИК, ПОЗДНЯКОВ, ЗЕНИН, БЫКОВ, майор КУТАСОВ, сержант ЗАЙЦЕВ. Сбиты в воздушных боях – мл. л-ты – СИДОРОВ и БАРАНОВ».

Уточню данные по этим летчикам, которые, кстати, почти все были потеряны в одном районе — в районе Духовщины:
младший лейтенант Т. Я. Алейников, 86-й гвардейский авиаполк, не вернулся с боевого задания (попал в плен);
младший лейтенант В. П. Баранов, 900-й авиаполк, погиб в воздушном бою с ФВ-190;
лейтенант В. А. Быков, 900-й авиаполк, не вернулся с боевого задания;
сержант А. М. Зайцев, 900-й авиаполк, не вернулся с боевого задания;
младший лейтенант М. И. Зенин, 900-й авиаполк, не вернулся с боевого задания;
майор Д. Г. Кутасов, 900-й авиаполк, погиб в воздушном бою с ФВ-190;
младший лейтенант П. А. Походнев, 86-й гвардейский авиаполк, не вернулся с боевого задания (попал в плен);
младший лейтенант В. С. Сидоров, 86-й гвардейский авиаполк, погиб в воздушном бою с ФВ-190;
младший лейтенант И. С. Солодкий, 86-й гвардейский авиаполк, не вернулся с боевого задания;
младший лейтенант В. П. Фисенко, 86-й гвардейский авиаполк, не вернулся с боевого задания (попал в плен).

Как видим, за исключением младшего лейтенанта Позднякова, который, судя по всему, позже вернулся, 240-я авиадивизия за один день потеряла безвозвратно 10 своих летчиков!

Но и это ещё не все потери наших истребителей.

Так, с задания не вернулся младший лейтенант Ф. П. Кожухов из 976-го истребительного авиаполка той же 3-й Воздушной армии.

Из 1-й Воздушной армии не вернулся с боевого задания младший лейтенант Т. Н. Мармилев (523-й истребительный авиаполк), погиб в авиационной катастрофе помощник командира полка по воздушно-стрелковой службе капитан М. В. Ноздрин (168-й истребительный авиаполк).

А из 15-й Воздушной армии не вернулся с боевого задания летчик 832-го истребительного авиаполка младший лейтенант П. Г. Никоноров...    

Думаю, не надо пояснять, что кроме пилотов, было потеряно немалое число самолетов.
               
В общем, такая вот совсем невеселая картина получилась. А так хорошо всё начиналось в победном рапорте 240-й истребительной авиадивизии...