Чтобы жить дальше...

Татьяна Полякова Нея
Расскажу, какое на днях случилось со мной незаметное для людских глаз происшествие.

Еду в метро. Наблюдаю за редкими пассажирами.
Вот зашёл в вагон мужчина подшофе, судя по чертам лица, из наших северных народностей. Оглядевшись, он озабоченно спросил о чём-то занятого смартфоном парня. Тот даже глаз не поднял, лишь неопределённо махнул рукой.

Вокруг было почти пусто. Уловив мой взгляд, вошедший сел напротив, а потом и рядом со мной, пытаясь снова завязать разговор.

Оказывается, он дезориентировался и не может понять, как попасть на Кольцевую линию метро, чтобы оттуда доехать до места, где проживает. Сам он из Волгограда, но в Москве периодически подрабатывает.

Встав, я изучила схему метро и подсказала ему короткий путь.

А он вдруг спрашивает:
– Вы пьёте?
От него резковато потягивало алкоголем.
Я ответила, что нет, не пью.
– Тогда пойдёмте, я вас чем-нибудь вкусным угощу, – сказал он смущаясь.
– Я сытая, спасибо.

Оказалось, у него день рождения, поэтому он выпил. Но был грустный, почти плакал.
– У меня два сына на войне. Уже год. Кадровые военные, офицеры. Очень за них переживаю...
– Давайте будем молиться, чтобы с ними ничего не случилось. И чтобы война побыстрее закончилась.
– Поможет ли молитва?!
– Поможет! – сказала я и с убеждённостью в сказанном посмотрела на него.

 – Я вижу, что вы хороший человек, не пьяница, – продолжаю говорить, чтобы развеять его одиночество. – Вижу, что вы умный человек. Но не увлекайтесь алкоголем. Держитесь! И верьте, что всё с вашими сыновьями будет хорошо.

Он смотрит мне в глаза пытливо, как прилежный школьник, а я от этого становлюсь ещё красноречивей.
– Война, к сожалению, была неизбежностью. Зато теперь – представляете? – навсегда покончено с желанием мирового правительства тотально контролировать человечество! Мир становится двуполярным, даже многополярным. И наша Россия выступила противовесом всему тому негативу, который скопился в мире. Вот за это и приходится сражаться.

– Да, себя и свои ценности надо защищать! – горячо подхватил собеседник. – Мой отец воевал, он прожил 96 лет, и он говорил, что врага не надо бояться – его надо бить! Я сам участвовал в Афганской войне. И сын старший – там же, и ещё в чеченской. Сейчас вот он на Украине. Он храбрый и убеждённый боец. А вот за младшего переживаю больше...

Я слушаю его и мысленно прошу Бога покончить с этой и со всеми войнами вообще. Хотя глубоко понимаю, сколь вынужденно мы ввязались в битву, конец которой просматривается с трудом. О грандиозности предстоящих перемен никто в мире вчера ещё не догадывался...

В мыслях о высоком мы чуть не проехали остановку, где нам обоим нужно было выходить. Мужчина долго жал мою руку, видно было, что не хотел расставаться.

А я смотрела в его глаза, которые уже оттаяли, и радовалась, что не оттолкнула подвыпившего человека. Иногда нам так немного нужно, чтобы стать сильнее и мудрей, чтобы жить дальше.