За гранью

Зоя Воронина
Воронина Зоя.

                За гранью.
Я уже писала о том, до какой степени может опуститься простой и не плохой-то в общим человек в этой жизни. Сначала я не хотела больше касаться этой темы, думала, что отвезут беднягу в больницу, там ему окажут медицинскую помощь, а потом определят его, куда следует. Но вышло всё не так, как я предполагала. Я тоже житель этой коммуналки. Мало того, по соседству проживаю с героем рассказа. И так читайте о том, что было дальше.
   После того, как Алексея увезли в ЦГБ, прошло несколько дней. Вечером, а это была пятница, ко мне привезли Влада, моего внука и оставили его до понедельника. А сами родители уехали по своим делам. Влад мальчик уже не маленький, ему уже исполнилось двенадцать лет. У него есть брат, который на полтора года младше его. Они частенько навещают бабушку, то одну, то другую, и остаются ночевать. Но на этот раз братьев решили разделить. Старшего отправить к одной бабушке, младшего — к другой. Такое деление редко, но бывает. Вечер пятницы мы с внуком провели спокойно. Он и я посидели за компьютером, а потом занялись играми. Наша любимая игра — это шашки. Влад умный мальчик и я ему проиграла несколько партий. Потом он достал домино и мы стали играть. Тут уж мы с ним были на равных. Но вскоре нам надоело играть. Мы отложили игры в сторону и включили телевизор. Так тихо и спокойно прошёл день.
В субботу сразу после обеда пришёл ещё один внук. Он уже довольно большой и прошлый год получил паспорт. Но бабушку свою не забывает. И меня это радует. Хоть кому-то нужна ещё.
-Как поживает твоя бабушка Оля? - спросила я внука после того, как он поел.
-Да всё нормально. Мы иногда гуляем с ней по городу. - Бабушка и дедушка моего старшего внука уже пенсионеры. Не работают, здоровье не позволяет.
-А дед не пьёт? - поинтересовалась я. Одно время он принимался за это дело, но потом, видя что от этого гиблого дела резко ухудшилось его здоровье, проявил силу воли и бросил.
-Не пьёт. Он бабушке сказал, что завязал окончательно.
-Молодец у тебя дед! А то некоторые опускаются так низко, что дальше некуда. А хотите посмотреть, что может быть с тем, кто пьёт или наркотиками балуется? У меня по соседству живёт такой представитель. Сейчас он в больнице, но дверь в его комнату не заперта. Могу сводить на экскурсию. За одно, я приготовила завтрак тараканам. Угощу их. А то они у него расплодились и уже по соседним комнатам шныряют. Ко мне забегали иногда. Но я накатала им шариков аппетитных с отравой и разложила по периметру комнаты и в коридоре. Так что, смотрите, если увидите такой шарик, не касайтесь его руками.
-А как же мы войдём к нему, если его нет дома? Это же будет незаконное проникновение в жилище.
-А мы не к нему пойдём вообще-то, а к тараканам. Их угощать станем и ни чего там из его вещей нам не нужно. В их квартиру дверь входная давно не запирается. Сосед ключ потерял. А в его комнату дверь хоть и была железная, всё равно её умудрились сломать, а замок вывернуть. Так что, там есть только пародия на дверь, одна видимость. И ещё прошу вас, не удивляйтесь и руками ни чего не трогайте. Там тараканы пешком ходят, могут и к вам забраться, хотя это невозможно.
Я взяла крышку от банки, на которой лежали шарики с отравой для тараканов и мы отправились на экскурсию. По общему коридору прошли тихо, старались не шуметь. Дверь в комнату Алексея была не закрыта, распахнута настежь. Я заглянула в его комнату. Пацаны тоже. От увиденного там, глаза их расширились. Кругом страшный бардак. Дверца шифоньера вывернута на бок, а из шкафа вывалилась одежда. У комода выдраны ручки и валялись тут же, на полу. Электрический чайник повис на проводах у входной двери. На полу кучи грязного белья. На столе стояла немытая посуда с засохшими остатками пищи. На спинке дивана валялись как попало книги. А на самом диване лежало не понять какого цвета одеяло, свесившись до пола. Из одной кучи с грязной одежды высунулась голова хозяина этого жилья и вопросительно посмотрела на нас.
-Алёша!? Привет! А ты разве не в больнице?
-Как видишь.
-Почему? Давно тебя выпустили?
-Я им не нужен, оказалось. Денег у меня нет на лекарство.
 -А я тут твоим тараканам пищу принесла. Пусть едят и дохнут.
У моих ребят от удивления пропала речь. Они стояли рядом со мной и только вращали глазами, разглядывая комнату. Я прошла в комнату и поставила крышечку с угощением для тараканов около книг, там их было больше всех, убрала со стола грязную посуду и перемыла её. А детям сказала:
-Смотрите внимательно и запомните, что водка и наркотики — это зло и что может произойти с хорошим человеком, если он будет пить. Если вы, став взрослым, станете пить или наркотиками баловаться, тоже самое и с вами станет! Всё поняли? - и уже хотела уходить вместе с внуками, но хозяин этой комнаты попросил:
-Помогите мне подняться.
Он вылез из-под кучи грязного белья, такой худой, что без боли смотреть на него страшно было. Одет был в лёгкую летнюю рубашку и парусиновые брючки. Я заметила, что одет он был не так, как в тот день, когда увозила скорая в больницу. Значит, успел переодеться.
-Попробуем. Но только руки у меня болят, а внуки ещё малы. Но попытаемся.
Я и старший внук ухватили его за руки, а младший помогал со спины. Алексей был такой худой, кожа и кости, но весил он столько, что совместных сил у нас хватило только на то, что бы его посадить.
-Извини, Алексей, поставить тебя на ноги мы не сможем. Так что, извини. Мальчики мои ещё мало каши ели. А ты, кстати, голодный? Может, тебе вашу сварить?
-Сварить. А какую?
-А тебе не всё ли равно? Овсянку сварю. Она самая полезная. Ладно, жди.
И мы ушли в свою комнату. Я принялась варить соседу кашу, а внуки всё недоумевали:
-Неужели он всё время так жил? - первый спросил старший внук.
-Нет. Он переехал сюда вполне приличным человеком. Может и пил, но я этого не знаю и никогда его пьяным не видела. А в комнате у него был идеальный порядок. Мебель вся новая, телевизор современный и такой огромный, холодильник выше меня ростом был, стиральная машинка тоже современная, вещи не валялись как попало кругом, на полу красивый ковёр лежал и на нём пушистый котяра развалился. Это спустя некоторое время он завёл себе товарищей, которые любили выпить, стал с ними дружбу водить, ну и пить через день и каждый день. Допился до такой степени, что попал в больницу с инсультом. Вещи все ценные у него разворовали. А выписался из больницы, думаете он пить перестал? Куда там! Продолжил. И вот результат. Так что, намотайте себе на ус и не пейте ни когда! Иначе и с вам может случится такое.
-А я своему папе постоянно говорю, что бы он не гонялся за бутылкой. - высказался Влад.
-Да неужели!? И как, папа твой тебя слушает? - удивился старший внук.
-Слушает или нет, - сказала я, - но по крайней мере, не злоупотребляет. Так, немного выпьет на празднике и всё. Да и он за рулём. Ему нельзя. Работа у него ответственная.
-Это хорошо, что не пьёт. Повезло тебе с папой. Но я не могу понять, как можно так скатиться, что оказаться в таком состоянии?
-Водка — тот же наркотик. Она разъедает всё незаметно. Не успеешь оглянуться, как ты уже на самом дне.
-Понятно. Но я пожалуй домой пойду. Бабушка, закрой за мной дверь, а то, не дай Бог, конечно, таракан какой прибежит. До свиданья!
И старший внук ушел. Он, явно, расстроился. Это было видно по его лицу. А спустя некоторое время мой телефон зазвонил. Я взяла аппарат. Это был сын, отец моего старшего внука.
-Мама, что у вас там происходит? - голос сына был встревоженным.
-Да у нас всё в порядке, успокойся.
-Как можно успокоиться, когда ты в таком ужасе живёшь? Мне сын сейчас рассказал, что твориться у твоего соседа. Так у меня волосы дыбом встали.
-Пригладь свои волосы! У меня всё в порядке. Что творится у моего соседа, мне безразлично. А такие соседи могут быть не только у меня, но и у вас тоже. Пьяниц всюду полно и наркоманов тоже.
-Мы тут с женой подумали и решили тебе снять квартиру в другом месте. Не переживай, мы сами тебя перевезём.
-За чем? У меня есть своё жильё, правда, в коммуналке. Но мне одной вполне его хватает.
-Если ты переживаешь об оплате, то напрасно, я платить за тебя сам стану.
-Вообще-то, мне пора уже снимать жильё в ином мире. Там меня давно включили в их списки. А на этом свете я доживу и здесь. И не спорь со мной. Ни куда я не стану переезжать!
И я выключила телефон.
За Владом родители в воскресение не приехали. Его мама позвонила и сообщила, что они с мужем заберут его в понедельник вечером. Так получилось, что не успели они всё сделать за выходные.
-Ну, ни чего страшного. - ответила я. - Мы найдём чем заняться.
В понедельник, прямо с утра, мы с внуком отправились в социальную защиту населения. Это организация такая есть в нашем городе. Она, эта организация, помогает людям, которые оказались в трудном положении. В основном, пенсионерам. Ходят за них в магазины, аптеку и больницы, покупают продукты, лекарства и всё необходимое для жизни, убирают в квартирах и так далее. Вот в эту организацию мы и отправились с внуком. Она находилась не так далеко от нашего дома. Зашли в кабинет. Там стояли два стола, за которым сидели две симпатичные женщины. Одна из них была моложе, тёмненькая, с аккуратной причёской, стройненькая, с очаровательной улыбкой на лице. Другая женщина была средних лет, немного располневшая, но полнота эта её ни чуть не портила, наоборот, придавала ей особую привлекательность.
-Здравствуйте, женщины! Извините пожалуйста, не знаю к кому обратиться мне.
-А что у вас случилось? Да вы присаживайтесь сюда, а ваш мальчик рядом. - указала женщина не стулья, которая сидела ближе к входной двери.
-У меня ни чего не случилось. А вот мой сосед находиться сейчас в очень трудном положении. Возможно, вы смогли бы ему помочь. - и я подробно рассказала всё, что знаю об Алексее. И в конце своего рассказа, добавила: - Нельзя ли его куда определить? Ведь за ним нужен уход. А я сама себя с трудом обслуживаю. Его ведь надо и перевернуть, и накормить чем-то. А у меня сил нет.
-А вы кто ему будете? Родственница? - подала голос та женщина, что сидела у окна.
-Ни кто. Просто соседка.
-Так пусть его родственники и занимаются им. Что вы-то за них хлопочете? У него дети есть?
-Есть, сын и дочка. Но где они живут, я не знаю. Дочка не в нашем городе, а сын здесь. А может и уехал куда, не знаю. Я с соседом мало общалась.
-Что бы его определить куда-то, надо пройти с ним всех врачей, сдать анализы. Вы сможете его по врачам возить?
-Нет, конечно. Но хоть человека какого-то прикрепить к нему можно? Что бы тот покупал ему продукты, в комнате убирался и всё подобное. А то у него такой бардак, что к нему входить опасно. И к тому же, тараканы пешком бегают, а мухи их догоняют.
-У нас в городе есть интернат для таких вот людей. Поговорите с ним, может, он согласится туда пойти. А без его согласия мы не чего сделать не сможем. Я вам сейчас напишу номер телефона и имя директора. Если он согласится, то позвоните туда и за ним приедут. А фамилию своего соседа вы знаете?
-Конечно знаю. Только отчество мне не известно. На днях я ему заносила письмо и мельком взглянула на адрес. Тактам была полностью указана его фамилия, имя и отчество. Но я не запомнила точно, кажется, Викторович. - и я повторила вновь полностью его данные.
-Он пенсионер?
-Да. Оформил пенсию свою ещё до того, как заболел инсультом.
-Сейчас найдём его, посмотрим, с какого он года и сколько ему платят. - и женщина у окна стала искать что-то у себя в компьютере. - У, так он ещё не такой уж и старый! Ему исполнилось недавно пятьдесят девять лет.
-И что? Если он болен, так ему и помочь нельзя?
-Адрес вашего соседа и ваш можете назвать? Вот возьмите, я тут записала все данные об интернате. Правда, там находятся одни алкаши и бомжи. Как раз то общество, в котором он вращался в последнее время. А больше мы ни чем вам помочь не можем.
-Спасибо и на этом.
Я приняла небольшой листочек, типа визитки, встала и направилась на выход.
-До свидания.
-Бабушка, нашему соседу помогут?
-Не уверена, внучек. Уж слишком он молод для них.
Вернувшись домой, внуку сказала:
-Ты побудь в комнате у меня и ни куда не выходи, а я сейчас схожу к соседу, отнесу ему поесть и поговорю с ним. Может, он пойдёт в приют? Ты не переживай, я вернусь скоро. Ни кто в нашу комнату не войдёт.
И я отправилась к соседу. Увидев меня, глаза его заблестели, лицо оживилось.
-Александровна, водички мне подай.
-И водички подам, и поесть я тебе принесла. Сейчас я тебе что-то под вид стола сооружу.
Я оглядела комнату. Скамеечка под обувь стояла у шифоньера. Алексей лежал на полу, как и прежде, на куче грязного белья. Освободив место у стены, на которой была электрическая розетка, передвинула обувную скамеечку так, что бы она находилась под розеткой. Набрала в чайник воды, поставила его на скамеечку и включила его. У скамеечки было две полочки. Она была ниже стула или табуретки. На верхней полочке стоял электрический чайник, а на нижнюю полочку поставила тарелку с едой и на салфетку положила кусочек хлеба. А в бокал налила ему просто холодной воды. Алексей попил.
-Это хорошо, что сейчас вода вскипит. Вот только у меня нет ни кофе, ни чая. Можешь мне одолжить что-то под вид этого?
-Кофе я тебе не дам, а чай сейчас принесу. У меня он в пакетиках. Пойдёт?
-Пойдёт.
 Я сходила за пакетиками чая. Ты сам-то нальёшь себе в бокал кипятка?
-Налью.
-Только осторожней будь, не обварись. Я сегодня была в соцзащите. Мне дали адрес приюта, который на Сарыгина улице находится. Пойдёшь туда жить? Там хоть не будешь валяться в этой грязи и покормят тебя, и помоют.
-Ты что, Александровна? Там же одни алкаши находятся!
-Извини меня, а ты кто? Разве ты не один из них? Это же твоё общество! Вот и будешь там среди своих. - а сама подумала: «грамотный мужик, знает прекрасно, что это за приют. А я вот не в курсе. А может, уже там был когда-то?»
-Нет и не уговаривай! Я лучше тут умирать стану, но туда не пойду.
-Не хочешь, а зря. Хоть накормлен будешь и на чистой постели лежать станешь. Подумай, как следует. Я к тебе завтра зайду.
И я ушла к себе. Внук занят был игрой, однако, на минуту оторвался и поинтересовался:
-Ну что, согласился сосед на приют?
-Какой приют? Он и слышать о нём не желает.
-Значит, нравится ему с тараканами жить. Может, у них договор составлен о совместном проживании.
-Не знаю. Одно мне только понятно, что он человек не далёкого ума.
Влада забрали домой вечером. На следующий день я снова к соседу пошла. Захватила бутылку чистой воды, хлеб и кашу. Специально для него сварила.
-Ну, как твоё самочувствие? - поинтересовалась я. - Подумал над моим предложением? Звонить в приют?
-Умирать буду, но туда не пойду!
-Не пойдёшь, не надо. Хозяин барин. Нравится жить в таких условиях, так живи. Ты подумай, кто за тобой ходить будет? Я ведь тебе ни кто. Да и здоровье не позволяет. А тебе нужна сиделка. Дай мне тогда номер телефона твоего сына. Я ему позвоню. Может, он тебя оформит в другое место для таких вот пенсионеров? Или наймёт сиделку тебе.
Сосед горестно посмотрел на меня и махнул рукой.
-Сдался я ему. Отказался он от меня.
-Бедный ты человек! И как только с тобой жена всю жизнь прожила? Ведь ты слабохарактерный. Ни чего толком сделать не можешь. Смотри, какой бардак в своей комнате развёл. После болезни надо было не пить, держаться как-то, питаться лучше, своё жилище в порядке содержать. А ты?
-Да, я дурак. Ругай меня, Александровна, ругай!
В среду я зашла к нему опять с едой и чистой водой. Сразу у входа в нос ударил такой запашок, как из общественного туалета, который стоит в тупике. В комнате усилился беспорядок. Из кухонного стола была выдвинута самая верхняя полочка, а всё, что в ней находилось, валялось тут же, на полу и грязном тряпье. Видно Алексей хотел сам подняться и схватился за ручку столешницы, но у него не получилось это сделать, только добавился бардак. Я поставила еду на стол, полочку задвинула на прежнее место, а её содержимое собрала и тоже вернула туда, где всё было раньше. Посмотрела на Алексея. В глаза сразу же бросилась его нижняя часть ног, что выглядывала из штанин. Они были все густо измазаны в испражнениях. К горлу подступила тошнота. Но пересилив брезгливость, переложила ему еду в его тарелку и быстро ушла. Алексею было неловко. Он молчал и старался не смотреть на меня.
В комнате у себя я ругала себя за то, что не смогла оказать ему помощь, обмыть его, переодеть. «Господи, какие мучения переносит сосед! Неужели у его сына или родных, что есть у него, нет сердца? Почему ни кто из них не интересуется его судьбой? Не дай Бог ни кому испытать что-то подобное!» Купить памперсы для него я не могла. Они ведь стоят денег, а у меня, как всегда, с ними напряг.
Зашла я к нему только в четверг перед обедом и очень удивилась. В комнате часть бардака убрали в мусорные мешки, которые стояли тут же, чуть в стороне. Алексей лежал на диване в чистенькой рубашке, свежих брючках. Ноги выглядывали из штанин уже не измазанные калом. А сам хозяин лежал с довольной улыбкой на лице. «Видно мою просьбу услышал Всевышний и послал ему человека, который облегчит его судьбу.» - подумала я, а вслух сказала:
-Господи! Какое счастье, что нашёлся человек, который тебя обмыл и перенёс на диван! Ты есть-то будешь?
-Ага.
-Кто у тебя был?
Ни чего не ответил Алексей. Да мне это и не надо было. Главное, он теперь лежит на мягком диване и не валяется на полу в грязном тряпье. Однако подумала, может из собеса кто приходил и немного тут убрался?
В пятницу у меня была кабачковая диета. Сын мне привёз кабачки со своего огорода и я решила их реализовать сразу же. Нажарила кабачковых оладьей. Решила сама поесть и соседа угостить. Захожу в его комнату. Смотрю, он валяется у входа на ватном одеяле, не поймёшь какого цвета. А на диване разлёгся его  жилец, который жил с ним до того, как Алексея увезла скорая в больницу. Ни чего я не сказала этому жильцу, только спросила у Алексея:
-Ты кабачки есть станешь? Я тебе принесла. Ещё тёпленькие.
-Буду.
Я переложила оладьи в его тарелку, а сама удалилась в свою комнату. Иду и думаю: «вот зараза! Сам развалился на диване, а хозяина на пол положил. Но, может, и к лучшему. Им решать. Главное, что теперь есть кому присмотреть за соседом.»
В субботу я опять пришла к соседу, принесла ему поесть. Перекладываю на его тарелку, а с дивана голос раздаётся:
-Я его уже кормил сегодня сосисками.
-Алеша, это правда? Ты есть не будешь?
-Правда, но есть стану.
Я переложи ему в его тарелку еду, повернулась к жильцу и сказала, не вытерпела:
-Интересно получается, хозяин на полу в тряпье валяется, а квартирант на мягком диване разлёгся. И считает, что это справедливо. - и ушла к себе.
«Хорошо, - подумала я, - значит я ходить туда не буду.» Но в голову разные думы лезут. Как он там? Сыт ли или голодный? Через день не вытерпела, наполнила бутылку с холодной водой и зашла к соседу. Он лежал так же, на полу, только не в комнате, а в коридоре, среди мусора и разного хлама.
-Ну, как ты тут? Я тебе водички принесла. Есть будешь или тебя кормил твой жилец? А где он, кстати? И почему ты не в комнате? Как же мне тебя перетащить?
Я попыталась его подтянуть в комнату так, что бы он лежал на ватном одеяле, которое осталось на прежнем месте, там, где Алексей лежал раньше. Но попытки мои были напрасными, ни чего изменить я не смогла. Единственное, что я сделала, так это укрыла больного дублёнкой его. На полу он лежал в рубашке лёгонькой и брючках, а в тот день пасмурная погода была. Окно в его комнате нараспашку и холодный воздух бродил по комнате, доходил свободно и до коридора.
-Так ты голоден или нет? Сварить тебе что-нибудь?
-Свари мне каши, пожалуйста. Я тебе заплачу.
-Молчи уж. - махнула я рукой и пошла варить ему кашу.
Его жилец вскоре вернулся. Но это уже когда я кашу Алексею принесла, переложила в его тарелку и отправилась в свою комнату. Самого жильца я не видела, но слышала, как тот входил. В понедельник я не навещала соседа. Зашла только во вторник. Как всегда, с холодной водой. Я ему наливала в пластиковую бутылку, которые готовила всё время заранее. У него в комнате боялась брать бутылки. Они у него валялись там, прямо на полу, но все помятые были и к тому же, всюду сновали тараканы, возможно, и в бутылки вползали. А я не хотела, что бы сосед пил воду из сомнительной бутылки.
-Привет! Ну как ты тут? Пить хочешь? А есть? Что тебе сварить?
-Налей мне немножко водички. А есть не не хочу. Корми кого другого, а мне уже ничего не надо.
-Ну, как скажешь.
До конца недели сосед от еды отказывался. Я слышала сквозь загородку, когда входила в туалет, как он стонал. У нас там была тонкая перегородка, а дверь его комнаты всегда нараспашку. Его стоны рвали мне душу, но поделать я ни чего не могла. Скорую ему вызывали. Не я на этот раз. Она приехала. Врач его осмотрел и сказал:
-Ему осталось немного. От силы, дня два.
В больницу его не забрали. А в понедельник соседа не стало.