Русский Север, 4. На морально-волевых и морошке

Светлана Шуга
На следующее утро Дима сказал, что у нас будет день-тюлень. По факту это означало, что мы ломанёмся в почти 12-часовую радиалку на 27 км вокруг озера с двумя бродами и подъёмом к знаменитой избе. На этот маршрут нас подтолкнул наш сосед, бородатый парень с соседней стоянки.

- Мы обошли озеро вчера, заняло у нас это 17 часов. Слышали в ночи шум-гам? Это мы переходили брод. Тут максимум по пояс, но мы шли ночью, было прохладно, а Дина (он кивнул на свою девушку) не очень хорошо плавает…

Ночью мы спали крепким богатырским сном и никакого шума-гама не слышали, хотя брод, о котором шла речь, находился в непосредственной близости. В общем, Борода дал нам полную раскладку о всех тонкостях маршрута и мы решили их подвиг повторить. Ну не то, чтобы повторить, но прогуляться в ту сторону с мыслью "Если не понравится - повернём назад".

Мы решили начать поход там, где его закончили наши соседи, то есть пошли вокруг озера против часовой стрелки, и, кинув в крошечную сумку полтора сникерса, кинулись покорять брод.

В целом, вода в озере прогревается неплохо, но конкретно в этом месте в него впадает ледяной горный Эльморайок, так что ноги начинает сводить моментально. Понятно, почему был шум-гам… А ещё вода невероятно прозрачная. Я иду и ясно вижу, что глубина - по щиколотку, но при этом бреду по пояс в воде, и ощущение, что я провалилась в какую-то гигантскую линзу.

- Ты это видишь?!

К счастью, ширина брода невелика, скоро вылезли на берег. В качестве вешки тут кто-то повесил оранжевую тряпку.

Кстати, "МапсМи" этот брод тоже видит. Как и следующий.

На берегу мы почти твердо решили, что больше в эту ледяную воду соваться не хотим. Только вперёд.

Идти вокруг озера, объективно, тяжело. Это всё те же камни и корни, только ещё и постоянно вверх, вниз, вверх, с преодолением упавших деревьев время от времени. Очень красиво, успевали заметить мы на привалах.

Ближайшими к нам соседями оказалась большая разновозрастная компания, среди которых был совсем маленький ребёнок. Не та ли семья, что двумя днями ранее преодолевала перевал в дождь?

Н этом берегу окозалось очень много обитаемых стоянок. Народ как-то умудряется на крутом берегу изыскивать ровные места под палатки и обустраивать многоуровневые лагеря. Ровные и относительно большие поляны стали попадаться только через несколько километров, после Чивруайской избы.

Изба достойна отдельного рассказа. Это добротное зимовье стало местом паломничества и действительно настоящим приютом в горах, спасающим в непогоду если не жизни, то здоровье уж точно.

Мемориальная табличка на ней гласит, что её срублили в 1976 году в память о двух погибших в этих горах туристах, Алексее и Александре. Интернет помнит их фамилии (Рухлов и Скрыпник), но совсем не знает обстоятельств гибели. Некоторые путают, и говорят, что избу срубили друзья погибших куйбышевцев, но людей с такими именами в той группе не было.

Зато удалось найти комментарий-воспоминание одного из строителей этой избы о том, как её возводили.

"Идея постройки избы - приюта принадлежала клубу самодеятельного туризма АЛТИ. Избушку строили студенты-туристы из АЛТИ в летнее время свободное от учебы. Лесорубочный билет был оформлен еще в Архангельске. Деньги на материалы, продукты, билеты собирали частным порядком( кто сколько мог). Инструмент свой. Все везли с собой из Архангельска на поезде, потом до Ревды на автобусе, через перевал к Сейдозеру пешком, по Сейдозеру на байдарке (брали с собой для рыбалки и доставки груза по воде). Выбрали место для избушки, приходили лесники для отвода делянки под вырубку леса. Бревна таскали к ручью и сплавляли до места строительства.В тот период на Сейдозере стояла партия буровиков - геологов и бригада рыбаков из Ловозера, они оказали нам помощь в изготовлении печки - буржуйки, помогли гвоздями, стеклом на окно, цементом. Досок не было. Бревна раскалывали на плахи, и из них изготовили лежаки - нары, стол, лавки, двери, косяки. Вот так и построили. Сколько времени затратили на строительство? Уже не помню. В избушке была оставлена тетрадь-журнал с указанием фамилий строителей, а в последующем была изготовлена мемориальная табличка погибшим туристам". (источник: комментарии под видео https://www.youtube.com/watch?v=hOGqp4qpbZM ).

Чтобы попасть к избе, нужно свернуть с тропы вдоль озера и начать подниматься в гору. Есть соответствующий указатель. Изба находится сильно сильно в стороне, мы долго поднимались через лес, состоящий из черничного ковра и огромных елей, а слева шумел ручей Чивруай.

Навстречу попались две барышни, похожие на моложавую маму со взрослой дочкой, которые сказали, что сейчас в избе совсем никого нет и идти осталось недалеко. После этого мы топали ещё полчаса. Всё-таки время тут все чувствуют очень по-разному.

Метров за 200 до избы у меня случилась легкая истерика от усталости. Что-то на меня почти физически давило. Мне казалось, что избу мы давно прошли и идём куда-то не туда, возможно, поднимаемся на вершину. Сверилась по карте, ну точно, нам вниз. Когда спустились вниз, выяснилось, я смотрела на неё вверх ногами. Ещё раз вернулись, наконец, нашли.

Изба очень колоритная. Тысячи туристов, посещающие её ежегодно, оставили тут много разных вещей: и колокольчик на входе, и рога оленей, и лыжи, и горные палки. Более практичные вещи тоже были в большом количестве: запасы продуктов, газ, горелка, книги. Изба оборудована печкой, внутри стол около небольшого окошка, лавка, двухэтажные нары, на которых могут разместиться человек восемь. Конечно же, печка.

На столе несколько тетрадей, в них можно написать небольшое послание другим путешественникам. Отметились в этом местном чате и мы.

Место произвело хорошее впечатления, я уже и не понимала, что заставило меня так психовать ещё полчаса назад. Спуск вниз показался каким-то молниеносным. Раз - и вот мы уже снова у озера. Чудеса.

Продолжили двигаться по тропе. Прошли несколько обитаемых, но безлюдных стоянок. Вероятно, люди ушли в радиалку в горы. Если заходить со стороны Ловозера на лодках, то тут, пожалуй, самые удобные кемпинги: широкие пляжи, классные виды, и не самый мрачный лес. Опять же домик егерей на противоположной стороне озера в пределах видимости, как -то успокаивает…

Прошла вечность, испортилась погода, мы дошли до второго брода. Здесь из Сейдозера вытекает шустрая речка Сейдъявриок, впадающая в Ловозеро, и её тоже надо форсировать. На подходе к броду мы повстречали трёх парней, которые только что его преодолели, и бодро выжимались после вынужденного купания. Спросили, как оно там.

- Какой рост? - уточнили у меня.
- 160.
- Ооо, будет весело. Держитесь левее, а то там посередине яма.

В общем, на деле оказалось всё не так страшно: фотоаппарат, телефоны и паспорта (их несли с собой на случай встречи с егерями) мы засунули в маленькую герму, с которой я не расстаюсь в походах, и повесили Диме на шею - он значительно выше меня. Самое главное на этом участке - идти с двумя палками в руках, иначе реально можно искупаться с головой: очень сильное течение, скользкие камни всех размеров, и да, действительно приличная глубина. Мне было чуть ниже груди.

Прямо на выходе из брода какая-то падла разбила стекло, едва не порезались. Скинув вещи, искупались. Вода, как и везде тут, очень прозрачная и определить на глаз глубину сложно.

Вскоре вышли к длинному болоту, через которое проложили мостки, они теряясь далеко впереди в лесу. Ноги запели от счастья: ровная поверхность! Но справа и слева оказалось большое количество морошки, так что с мостков мы снова быстро свернули.

Морошка оказалась очень кстати:во-первых, у Димы ещё утром был план найти такое место и наесться ею "как свинота", во-вторых, дело катится к вечеру, завтрак давно сгорел в топках организмов, и один из полутора сникерсов тоже давно съели.

С болота нас прогнали дождь и ветер, налетевшие из-за горы Нинчурт. После купания мы были и так мокрые, а тут стало совсем неуютно. Поднажали и вскоре были около домика егерей.

Кордон показался каким-то райским местом в окружении цветущего иван-чая. Залаяла собака, на шум шустро выскочили два егеря. В отчётах народ называет их "злющими" и раздающими направо и налево штрафы. Перед нами же были приятнейшие молодые мужики. Оказалось, что они нас потеряли: во время дневного рейда на моторке они видели нашу палатку, а вот нас самих не нашли. Бородатый сосед почему-то сказал им, что мы ушли на какие-то озёра, по-крайней мере, они так его поняли. Узнав, что мы обходим озеро по кругу, сильно удивились.

- У нас нечасто так ходят - очень далеко… Так, расскажите нам тогда, где тут у нас поваленные деревья?

Я назвала примерные места. Оказалось, что деревья егеря убирают, но постоянно отслеживать состояние всей тропы просто нереально.

- Просто народ начинает их обходить, образуются новые тропы - а это не очень хорошо, нарушается экосистема.

И это действительно так: некоторые деревья таких размеров, что их проще обойти, чем перелезть.

Тут стоит проговорить, что мы находимся на территории заказника, где действует особый режим посещения. Перед походом мы за пару дней мы регистрировались на сайте Минприроды Мурманской области. В ответ пришло разрешение, но документ на наших смартфонах не открылся, и мы решили, что просто покажем скрин ответного письма, если понадобиться. Уже по возвращению домой открыли его с компа и слегка удивились пометке о том, что без квитанции об оплате документ недействителен.

Кому и за что нужно платить - неизвестно, так как посещение заказника бесплатное. Об этом говорится всё на том же сайте Минприроды. Там же указано, что нельзя рубить деревья (ну это понятно) и запрещено жечь костры в новых местах, только на старых костровищах. В тоже время народ в отчётах бухтит на тему того, что костры на озере разводить нельзя в принципе, это грозит штрафом, также якобы нельзя ловить рыбу. При этом и разводят, и ловят. В общем, присутствует некая неразбериха.

В момент общения в егерями вопросы о противоречиях в правилах посещения заказника мне не пришли в голову. Если честно, у нас даже не проверили документы.

Просто спросили:

- У вас всё есть?
- Да.

Расставшись с егерями почти друзьями, мы продолжили путь вдоль озера. Наш сосед Борода явно был неправ, когда говорил утром, что по этой стороне озера тропа более пологая. Просто он проходил этот участок в начале дня, будучи полным сил. На деле тут оказалась такая же ж-па. Ну то есть грандиозные виды - да, мощный таинственный лес - да, но легче она не стала ни на йоту. Плюс к вечеру да после дождя вылезли злобные комары, но даже не они были самой большой проблемой: я начала натирать ногу в резиновых эвовских сапожках.

- Надо чем-то забинтовать, - сказал Дима, - а то ты не дойдешь.

В общем, в ход пошли трусы и бандана.

На этой стороне озера нам не попалось ни одной обитаемой стоянки, хотя подходящие места были, и даже попалась  встречная группа: несколько барышень под предводительством щуплого бородатого мужичка. Мы встретили их у невероятно красивого и прозрачного озерца, сообщающегося с Сейдозером ручьём, который можно форсировать по камням, не замочив ног.

Где-то на этом же берегу на тропе обнаружили вездеходную дорогу, уходящую куда-то вверх, а также следы разработок: какие-то торчащие из камней железки. Доставать фотоаппарат было лень, просто отметили, что надо бы посмотреть, куда дорога ведёт по карте - вдруг это приличный путь прямо к руднику?

Появившемуся где-то высоко справа на скале Куйве я радовалась, как родному: почти пришли. С моменты старта прошло уже 10 часов, шоколадки доедены, морошка тоже уже провалилась. При этом чувства голода не было, но не было и сил. В общем, лагеря мы достигли ещё через два часа, хотя палатку нашу на берегу уже хорошо было видно. Как и две новые - это у нас появились ещё одни соседи.

По возвращению смывали с себя усталость, купаясь в озере при свете золотого закатного Солнца, которое на ночь ныряло куда-то за перевал, а потом долго с наслаждением ужинали. Такой вкусной гречки в моей жизни ещё не было. Дима сказал, что он нашей прогулкой глубоко удовлетворён.

Ещё вечером сделала, пожалуй, самый лучший кадр за весь день: ползущий от реки Эльморайок к озеру золотой туман. Такой фантастический свет был всего несколько минут. Десяток метров до точки съёмки я неуклюже ковыляла - трусы и бандана, конечно, выручили, но панацеей от мозолей не стали. Как завтра идти обратно через перевал? С этой мыслью и уснула.