Бобочка

Юрий Шендяло
         
       Многие сейчас не знают и, тем более, не используют такие слова, как «бобочка» или «лапсердак». Я же эти два слова помню из детства.
       
        «Лапсердак» часто любил употреблять в обиходе мой дедушка Ваня. Так он называл любой пиджак. А вот что про это сказано в интернете: «В русском языке слово лапсердак употребляется в значении - лохмотья, бедность. Так обычно говорят о нелепой, плохо сшитой одежде. К тому же, лапсердак - это долгополый мужской сюртук верующих евреев. Крой лапсердака окончательно сложился к началу 17 в. С того времени лапсердак - отличительная черта мужского еврейского костюма в странах Западной и Восточной Европы, причём на территориях, входивших в состав Российской империи (Польша, Литва, Украина), вплоть до начала 20 в.».
      
       И ещё одна интересная особенность была у моего дедушки - он всех мужиков называл Иванами. В магазине, на базаре, в бане. Некоторые возмущались, некоторые улыбались, но, в основном, не обращали внимания, как будто и на самом деле были Иванами. Я помню! Может это у него пошло с войны, когда каждая из воюющих сторон придумывала друг другу различные прозвища, как правило, с презрительной окраской. Красноармейцы называли немцев «Фрицами» или «Гансами». Гитлеровцы, в свою очередь, придумывали обидные прозвища для советских солдат. Самым распространенным прозвищем красноармейцев в Вермахте было «Иван». Называли так русских солдат немцы еще в Первую мировую войну. Германские бойцы считали, что так зовут чуть ли не всех русских поголовно. К слову, различий между русскими и другими народами Российской империи немцы не делали, поэтому называли «Иванами» и украинцев с белорусами, и, даже, представителей неславянских этносов. 
      
       «Бобочка» - летняя мужская рубашка с коротким рукавом (обычно спортивного стиля). Так называли мои предки любую лёгкую летнюю рубашку. Мой папа летом, когда жарко, носил лёгкую зелёную военную рубашку. Мама её  называла «бобочка». Такая рубашка с майорскими погонами, после смерти отца была сохранена его сестрой - моей тётей Лидой и, в конце концов, была передана мне для дальнейшего хранения.
      
       Немного отвлекусь и, вместо предисловия, расскажу вам небольшую историю.
    
      … Умер папа. Из вещей я взял его симпатичные чёрные туфли, почти новые и стал их носить на службу. Наступила зима и оказалось, что они очень скользят по снегу. В тот день я был на боевом дежурстве на аэродроме. Ночь. Вышел я на обледенелое крыльцо и, чтобы далеко не ходить, прямо с него начал выписывать  жёлтые круги на белом, только выпавшем снегу. Оступился, подскользнулся и как грохнусь со всего размаху затылком об бетон. Только искры из глаз! Я не шучу. Именно радужные круги перед глазами и провал. Я потерял сознание и так пролежал около часа. Очнулся, потрогал затылок - кровь! Еле поднялся - голова кружится. Потихоньку, держась за стеночку, дошёл до диспетчерского пункта и позвонил дежурному санинструктору. Тот прибежал быстро, осмотрел и сказал, что нужно срочно в госпиталь - открытая черепно-мозговая травма и сотрясение. Вызвали скорую и в госпитале мне наложили швы и положили на лечение. Ботинки я выкинул.
      
        Урок не пошёл в прок. И когда Лида передала мне рубашку - бобочку, я даже обрадовался. Так и лежала она у меня свёрнутая в пакетике где-то в кладовке. Всегда у меня было чувство, что папа где-то здесь, со мной. Однажды настенные часы ни с того ни с сего, сами по себе стали идти в обратную сторону. Дочка была со мной и я это сфотографировал и снял на видео. Я достаю портрет в рамке, где папа и мама вместе и подношу к часам. Секундная стрелка замерли и дрожит. Я держу перед часами портрет и сам дрожу. Потом убрал портрет. Секундная стрелка медленно продолжила обратный отсчёт, потом остановилась и пошла как и должно быть.
       
        Прошло время, это как-то забылось и вдруг снится мне сон, Как будто я в своей комнате, где часы и мне в спину под лопатку вонзается нож. Я не вижу кто, но осознаю и знаю, что это папа. Подробности не помню, но помню, что было очень больно и трудно было дышать. Он мне что то говорил зловещим голосом. Жаль, не помню. Прошло ещё время. И совсем недавно снится мне отец и говорит так, по доброму: «Юрик! Я нашёл нам хорошую квартиру, будем вместе жить. Пошли!». Я помню, что он ушёл, а я испугался и остался стоять на месте.
         
        Несколько дней назад мне Таня говорит: «Убери папину рубашку! Выкинь! Плохая примета и она потом воняет». Я подумал, а может и правду она говорит. Но, выкинуть отцовскую бобочку - это я не могу! И тут осенила мысль - а отвезу как я её к маме на кладбище. Пришёл с работы и стал искать. Всё обшарил - не нашёл! Как будто отец не давал мне её найти. Это первое препятствие.
      
         Вечером  пришла жена и показала, где рубашка. Решил завтра убрать её из комнаты. И снится мне сон. Вижу кто-то лежит на кровати сильно избитый. Лицо опухшее, левый глаз сильно заплыл, пол рта зашита толстой леской и торчат концы в разные стороны. И вдруг я понимаю, что это я! Я не могу ни глаз открыть, ни ртом пошевелить. И понимаю, что это меня избил отец. О ужас! Это второе препятствие.
      
          Утром я собрал в сумку влажные салфетки, поминальную свечку и бобочку, не вытаскивая её из пакета и отнёс всё это в кладовую в подъезде. Ночь прошла нормально, утром я забрал сумку и поехал на работу. После работы мне надо было заехать в магазин, купить маме цветы и потом ехать на кладбище. Я опаздывал. Выхожу из метронита и бегом к магазину. В это время у меня из уха вылетает наушник и падает в кусты. Я не успеваю его поймать. Останавливаюсь и лезу с головой в эти кусты. Ворошу сухие листья, мусор какой-то, бутылки - нет наушника. Прохожие смотрят как на дурака. Жалко! Это дорогие наушники. Но, если я дальше продолжу поиск, то опоздаю на на автобус и не попаду на кладбище. А ещё цветы купить. Пошёл к чёрту этот наушник! Руки в ноги - покупаю цветы и успеваю на автобус. Это третье препятствие и жертва - наушник.
       
          На кладбище навёл порядочек и нашёл хорошее место для папиной бобочки - под деревом, как раз напротив мамы. Теперь они вместе. И стало мне как-то легче на душе.

27.08.23.