Некоторые тексты из ФБ

Яков Гилинский
    
  Поделюсь некоторыми текстами из ФБ

     Геннадий Евграфов об Эрих Марии Ремарке:               

     "Он хорошо знал, что, вырвавшись из одной ловушки, люди тотчас же попадают в другую. Путь человека — из небытия в бытие, от надежды к отчаянию, от отчаяния к сопротивлению, от сопротивления к безысходности. Через заблуждения к истине, через искушения и соблазны к раскаянию, от раскаяния к покаянию. Но будь ты самый отъявленный грешник или самый праведный праведник, жизнь все равно всегда и для всех заканчивается одним и тем же... Однако на своем пути человек встречается с любовью и красотой, которые примиряют его с миром и себе подобными. Но только примиряют — отношения с миром и другими людьми можно выдержать только потому, что они не вечны, и, может быть, поэтому человеку дарована смерть как завершающий драму жизни финал".

***

Закон диалектики

Сначала били самых родовитых,
Потом стреляли самых работящих,
Потом ряды бессмысленно убитых
Росли из тысяч самых не молчащих.
Среди последних — всё интеллигенты,
Радетели достоинства и чести,
Негодные в работе инструменты
Для механизма поголовной лести.
В подручных поощряя бесталанность,
Выискивала власть себе подобных.
В средневековье шла тоталитарность,
Создав себе империю удобных,
Послушных, незаметных, молчаливых,
Готовых почитать вождём бездарность,
Изображать воистину счастливых,
По праву заслуживших легендарность…
Держава, обессиленная в пытках,
Ещё не знала о потерях сущих,
Не знала, что КОЛИЧЕСТВО убитых
Откликнется ей КАЧЕСТВОМ живущих.


Игорь Кохановский, 1989

***

     Я много раз писал, что величайшей книгой всех времен и народов является роман Дж. Джойса "Улисс". С многими планами каждой главы (сюжетный план, реальный, гомеров, тематический, дополнительные) и потоком сознания (с. 514-549) без единого знака препинания...
     Но есть еще одна книга, настольная для меня: Ежи Коссак. Экзистенциализм в философии и науке (М., 1980). Готов читать день и ночь. Цитирую: "Об абсурдности и трагичности человеческого существования...ощущение пустоты, трагичности, бессмысленности бытия... Отчаяние... Трагедия... Абсурдность бытия... Хаос, бессмыслица, отчаяние и безнадежность... Отчаяние, сознание трагичности бытия... Сочувствие... Заброшенность... Обреченность... Победы не будет... Трагичный, надломленный и униженный... Брошен в чужой и абсурдный мир... в миг смерти... Скука... бездна... тревога, затерянность... Смерть, трагическое одиночество, отчаяние... Одиночество и обреченность на смерть... Sein zum Tode (бытие к смерти)... Подлинное бытие - тревога, беспокойство, бессмысленность... Freiheit zum Tode (свобода к смерти)... Страдание... Зло... Тошнота... Зло... Все в целом - мерзость.... Отчаяние... Отчаяние... Отвращение... Отчаяние и одиночество... Смертельный страх и отчаяние... Абсурдность... бездна... смерть... трагизм... Смерть как неумолимый конец жизни... Отчаяние.... Абсурд... Безумие... Зло.... Ужас смерти...".
     И так 338 страниц! Читаешь и "жизнь прожить тем легче, чем яснее понимаешь ее абсурдность" (с. 61). И – ужас…

***
     Перечитал на досуге «Книгу Екклесиаста» (в прекрасном издании с иллюстрациями Мориса Эшера). И понял: ничего другого знать не надо. И в школах, и в университетах учить только Екклесиаста. Развивая, дополняя примерами, обсуждая… (Для незнающих меня: я в свое время перечитал всех значимых философов, от Аристотеля-Платона-Сократа через Гегеля и «Also sprach Zaratustra» до экзистенциалистов и постмодернистов. Дав, между просим, краткую формулу экзистенциализма: «Экзистенция предшествует эссенции и нуждается в трансценденции»).
     Так вот, возвращаясь к Екклесиасту. Все что он сказал и есть все, что надо знать человеку разумному:
«Что пользу человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?
Род проходит, и род приходит, а земля пребывает вовеки.…
Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.…
Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все – суета и томление духа!

И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость; узнал, что и это – томление духа.
Потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь.

И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все – суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!

И сказал я в сердце моем: и меня постигнет та же участь, что и глупого: к чему же я сделался очень мудрым? И сказал я в сердце моем, что и это – суета.
Потому что мудрого не будут помнить вечно, как и глупого; в грядущие дни все будет забыто. И увы! Мудрый умирает наравне с глупым.

Потому что участь сынов человеческих и участь животных – участь одна; как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом; потому что все – суета!
Все идет в одно место; все произошло из праха и все возвратится в прах».
***   
     За последнее время я, общаясь в ФБ, особенно остро убедился в полном непонимании многими того, что представлял собою преступный сталинский режим, да и весь СССР в целом. Не понимают, что сталинский режим был фашистским (в полном соответствии с 14 признаками фашизма, установленными рядом исследователей), что преступления сталинского режима подлежат такому же суду, коим был Нюрнбергский процесс над руководством гитлеровской Германии. Что на протяжении всего существования СССР господствовал тоталитарный режим, это было тоталитарное государство. Все это тысячу раз описано, документально подтверждено, настолько неоспоримо, что я искренне не понимаю, как можно думать иначе. Однако я убедился также в том, что любителей серийного убийцы – людоеда Сталина и страшного СССР нельзя переубедить. Их "любовь" к преступному режиму и проклятому государству (в котором угроблено 2/3 моей жизни) равносильны религиозной вере, которую переубедить принципиально невозможно. Поэтому я умолкаю. Не буду тратить время и нервы на доказательства очевидного. Но хочу предупредить: внезапно (?) вспыхнувшая любовь к убийцам, преступникам, нелюдям будет очень дорого стоить населению России.