Толкование НЗ. Зачем Христос проклял смоковницу...

Игорь Устичев
         Евангелие от Матфея повествует нам о событии, которое вызывает различные толкования и разночтения от первых веков христианства и до наших дней. Действия Христа в глазах его учеников и с точки зрения здравого смысла были лишены всякой логики и кажутся чрезмерно жестокими и несправедливыми: «Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла» (Мф.21:18-19). Существует огромное количество толкований святых и великих отцов церкви, известных богословов, библеистов и экзегетов от Антония Великого до проф. Лопухина А.П.  Приводить все здесь не имеет никакого смысла. Остановимся лишь на кратком обзоре некоторых толкований по сути. Их общий смысл сводится к следующему. 1). Проклиная смоковницу, Христос проклял иудейский народ, который Его не принял. 2) Листья смоковницы символизируют те листья, которыми наши прародители прикрыли свой грех в раю, и тем самым Господь проклинает их грехопадение. 3). До этого случая Христос не проявлял Своей карающей силы и власти, и чтобы показать ученикам и народу, что в Его власти и карать, Иисус проклинает силой Своего Божества дерево, на котором по определению в зимнее время года не могло быть плодов. Одновременно Он дает понять, что этим проклинается народ Иудеи, которые не имеют в себе доброго плода веры и любви к Богу.
                Для нас важно понять логику поведения Спасителя в свете Его Евангельского учения. Все действия Христа при Его земной жизни имели важное нравоучительное и символическое значение. Попробуем с этим разобраться. Смоковница – это хорошо нам знакомый инжир. Плод питательный и вкусный, который, как и положено, появляется в свое время, подчиняясь законам природы, временам и срокам. История, о которой идет речь, случилась в зимний период, когда никакого плода инжира и быть не могло. Возникает вопрос: зачем Господь проклял смоковницу, если она по Его же воле (вся природа живет по воле и законам Бога) не могла в это время плодоносить? В чем логика такого поступка. Мнения о том, что символическое проклятие иудеев за отвержение Христа, как Сына Божьего Мессии или проклятие первородного греха наших прародителей перед крестной смертью, или желание Господа явить Свою карающую силу таким странным способом нас удовлетворить не могут. Они могли иметь воспитательное значение и служить предостережением для первых христиан и молодой Вселенской Церкви, которая находилась в окружении язычников, гностиков, не до конца уверовавших иудеев. Тогда толкования святых отцов в означенном смысле, играли скорее роль сдерживающе-воспитательную, а не просветительскую. Сейчас к пониманию истории со смоковницей нужно подходить с других позиций, с позиций сакрально-эсхатологических (т.е. раскрывающих тайну спасения). Тогда слушающие толкования великих отцов, питались молоком, а сейчас время любомудрствующих, питающихся твердой пищей, ибо и церковь не та, и люди другие. Мы не претендуем на истину в последней инстанции, высказывая свое мнение по этому вопросу. Каждый примет то, что ему ляжет на сердце и покажется заслуживающим внимание.
                Все известные толкования на тему смоковницу начинаются, как правило, с 19-го стиха, а первый 18-ый опускается, как малозначащий для объяснения проклятия смоковницы. Поэтому отцами и учителями разбиралось следствие происшедшего, т.е. сам факт проклятия, а предшествующие ему события в экзегетике опускались. Мы же начнем с 18-го стиха и закончим 19-ым. Итак, вначале мы читаем: «Поутру же, возвращаясь в город, взалкал». Это можно рассматривать буквально, т.е. Христос как Человек проголодался и захотел утолить голод, а можно толковать и по-другому, в мистическом, духовном смысле. «Поутру, возвращаясь в город» – означает снисхождение Бога к людям, ибо город – это люди в нем живущие, а "по утру" – это время восхода солнца, что в Православии означает, как воскрешение Христа, так и новую Вечную Жизнь. Солнце восходит на Востоке и заходит на Западе. Значит Господь идет с Востока, т.е. оттуда, откуда его увидит весь мир в День Второго Пришествия. В этой связи примечательно слово «возвращаясь», что означает следование туда, откуда раньше вышел или где раньше был т.е. – это прямая отсылка ко Второму Пришествию Христа, когда Он, возвращаясь будет судить мир. Слово «Взалкал» – значит проголодался, захотел утолить голод, как естественную потребность человеческого организма. В нашем смысле, можно предположить, что под голодом Христа следует понимать Его желание утолить голод спасения человечества, ради чего Он распялся и воскрес. Все действия и учения Иисуса были направлены на спасение людей. Это желание Бога справедливо можно сравнить с чувством голода, который изнуряет и побуждает к действию. Таким образом, фраза: «Поутру же, возвращаясь в город, взалкал» – в сакральном смысле означает: «Во время Своего Второго Пришествия, Христос захотел найти души достойные спасения, что удовлетворило бы Его желанию (алчбе) спасти мир». Если подходить к такой экзегезе 18-го стиха, то она становится ключом к толкованию основного события, т.е. проклятия смоковницы. В свете изложенного можно предположить, что, проклиная смоковницу, Господь, преследовал несколько высоконравственных и поучительных целей.
              1). Вне зависимости от места и времени (зима для инжира) человек, душа которого не умирает (зеленые листья смоковницы), должна быть готова: А). Явить Господу свои добрые дела (плод инжира) и Б). Этими плодами утолить голод Бога, т.е удовлетворить правде Божьей, ибо не все плоды съедобны (могут быть и не спелые, а значит не пригодные в пищу), и не все добрые дела этой правде удовлетворяют, потому что, как говорит свт. Игнатий Брянчанинов: «Недостаточно быть добрым по естеству, надо быть добрым по Евангелию». Тема добрых дел очень сложная в богословском понимании, и мы о ней поговорим отдельно.
               2). Проклиная смоковницу, Христос говорит: «да не будет же впредь от тебя плода вовек». Здесь важны для понимая слова «впредь» и «во век». Впредь – означает будущее время, т.е. после того, как Господь это изрек, а «вовек» – это значит навсегда, т.е. до скончания этого века или земной жизни и в веке будущем, т.е. в Жизни Вечной. Оба слова относятся к категории времени, что применительно к нашему толкованию означает следующее. Душа, не предъявившая по первому требованию Господа (которое может наступить в любое мгновение жизни, «О дне же том, или часе, никто не знает» (Мк.13:32) доброго плода своих дел, осуждается и в этой жизни и погибнет в будущей. Таким образом, Христос в словах проклятия смоковницы произносит приговор тем, кто полностью удалился от Бога, а значит от всякого добра и дел его. Причем, это проклятие происходит не в буквальном смысле, как это произошло с Сапфирой и Ананией, солгавших Духу и павших замертво (Деян.5:1-11), а в ментальном, духовном смысле. Господь отходит от такого человека, причем так, что он об этом и не догадывается. Однако, Бог знает и видит все, поэтому, прежде чем проклясть или лишить благодати еще живого человека, Бог знает, что тот уже никогда не обратится и сам себя уже лишил спасения. Однако, Господь не лишает такового жизни, потому что поступки проклятого имеют неведомую нам причинно-следственную связь, играющую свою роль в Домостроительстве Божьем. Например, Бог сохранил власть и жизнь Пилату (до распятия Христа), чтобы он своим осуждением Иисуса прославил Господа, восставшего из мертвых. Но такой человек заведомо мертв для Бога, как в этой жизни, так и в Жизни будущего века, как не приносящий плода доброго.  Поэтому слова Христа «впредь» и «вовеки» означают суд на земле и Суд Божий по исходе души из тела.
                3). Слова: «И смоковница тотчас засохла» – подводят окончательный итог всего нравоучительного и воспитательного действия Христа. Душа, не имеющая добрых дел (хороших плодов), удовлетворяющих  правде Божьей (голоду), обречена на лишение благодати в этой жизни и осуждение на вечные муки в жизни будущего века. Об этом кратко и содержательно высказался св. прв. Иоанн Кронштадтский в своем толковании этого события: «Силен глагол Твой. Но для чего Ты проклял невинную смоковницу? Чтобы нам, виновным в своем неплодии, дать урок».