Елизавета Чернышева. Антиутопия

Фаустов
 Почему «Заводной апельсин» Энтони Берджесса – это  антиутопия?

 Каждый писатель имеет собственное мнение относительно нравственных,
философских и этетических категорий сформированных в обществе в то или
иное время.  В этой статье сделана попытка описать мировоззрение
Берджесса  на основе выявления в его тексте чёрт антиутопии.               
Двадцатый век - время потрясений и научных открытий. Развитие
кинематографа, радио, появление пассажирской авиации. На мировой арене
происходит становление новых государств. В тоже время это тяжелый
период в истории. Помимо научных открытий, сделавших жизнь человека
комфортной, была создана бронетехника, а самым существенным стало
изобретение ядерного оружия.
Постоянные сражения и кризисы, первая мировая война и сопутствующие ей
революционные преобразования отразились на культуре того времени.
Жанр утопии с почти идеальным устройством, перестал отвечать запросам
современного общества, так как ситуация в социуме изменилась, произошла
революция жанра,  на  его место приходит антиутопия.

 Роман Энтони Берджесса «Заводной апельсин» был написан в 1962 году. В
это время в Великобритании происходит расцвет молодежных движений
разного характера, развитие субкультур, а также студенческих союзов.
Несмотря на огромное наличие возможностей к активизму и
самовыражению, многие молодые люди выбирали путь произвола и
самовластия,   так как это отвечало нормам того времени.               
Главный герой романа Алекс вместе со своими товарищами Питом, Темом и
Джорджиком выбирают для себя ультранасилие. Герои избивали и грабили
стариков, насиловали женщин и враждовали с другими юными маргиналами.
Однако любое насилие порождает насилие, и очень скоро главному герою
приходится расплачиваться за содеянное.

Чтобы разобраться является ли произведение Берджесса антиутопией,
давайте проанализируем несколько черт жанра, перенося на текст романа.

Начнем с того, что наличие концептов «человек», «свобода», «страх» 
помогают создать антиутопическое пространство. Главного героя нельзя
назвать свободным, ведь он не волен распоряжаться даже своими
действиями, в этом и раскрывается главная дилемма романа о праве выбора.
«Страх» тоже неотъемлем. Главный герой явно не в восторге от
происходящего с ним.  Понятно, что события пугают Алекса.

Теперь перейдем к признакам. Одной из антиутопических черт романа
является наличие тоталитарной и естественной среды. Тоталитарный мир
поглощает свободный. Например, естественная воля в романе подавляется.
Государство ради достижения своих целей лишает Алекса права выбора,
теперь он способен творить только добро.

 Анализируя  текст дальше, замечаем, что концовка сильно отлична от других
известных антиутопий того времени. Герой не погибает морально или
физически, Алекс излечился. Он не предаётся пропаганде и навязыванию
воли со стороны государства.  Алекс взрослеет и приходит к нравственному
очищению самостоятельно. Он перестает быть жертвой системы, хотя встает
на верный путь. Никакое вмешательство государства не смогло добиться
такого эффекта, потому что свобода выбора - это то, что делает человека
человеком. Люди не обладают инстинктами, человек способен сам быть
творцом своей жизни. Лишить его этого выбора есть величайшее зло. Стоит
отметить, что дегуманизация или расчеловечивание - тоже является одной из
черт антиутопии. Попытка порабощения подчёркивает абсурд всей ситуации.

Конечно, из прочтения следует, что теперь все должны совершать лишь те
поступки, которые выгодны государству, а иное не позволительно и будет
жестоко караться.  (Подавления индивидуальности – ещё одна черта
антиутопии).
 Но что плохого в том, что все будут совершать лишь те действия, которые
носят положительный характер, безопасные для общества? Вот только
антигуманное настроение характерно  для всех персонажей, злодеяния
совершают не только преступники.  В обществе, например, господствует
полицейский беспредел.  И вот парадокс, люди, которые должны защищать
простой народ, жестоко избивают тех, кому должны покровительствовать.

 Ещё одной особенностью антиутопии является наличие  героя-бунтаря: он
не согласен с системой,  в которой оказался. Попытки борьбы Алекса и
недовольство происходящим очень характерны антиутопическому главному
персонажу.

В тоже время роман кажется непохожим на других представителей этого
жанра, Берджесс вводит антигероя, что становится новшеством.               
Роман показывает влияние на человека развития технологий,  и как это
приводит к губительному эффекту. Такой сюжет характерен для жанра, вот
только в «Заводном апельсине» все только зарождается. Мир еще не успел
сойти с ума. А правительству даже пытается противостоять группа людей.
Несмотря на это, наличие оппозиции не приводит к желаемому результату.

Интересным является то, что пространство романа сильно отличается от
привычных антиутопий. Это не далекое будущее, а события 1960-х. Здесь
Берджесс отказывается от канона жанра. Должно быть, писателю куда
важнее показать, что подобное развитие событий возможно уже в ближайшее
время, поэтому нет смысла описывать грядущее или помещать персонажей в
обстановку им не характерную.

Подведём итог, «Заводной апельсин» можно назвать антиутопией.
Произведение соответствует ряду признаков жанра (тоталитарный режим,
попытка дегуманизации, подавление индивидуальности, антигуманное
поведение общественного строя и рядовых персонажей, борьба героя с
системой). В тоже время роман кажется непохожим на другие известный
антиутопии,  так как Берджесс вводит антигероя, который к тому же сумеет
избежать влияния государства. В тоже время   произведение имеет иное
пространство. Автор по-новому трактует избранный жанр, вносит свои
изменения, но в тоже время, не отходит от основных канонов классической
антиутопии.