Цыганский барон в Брянских лесах

Сергей Карпенко 2
Операция «Цыганский барон»

«Все партизанские бригады сильно потрёпаны, два комбрига и много командиров отрядов убиты, много партизан взято в плен противником. Часть партизан одной из бригад ушла в полицию. Положение крайне плохое, вооружённых людей в бригадах и отрядах уменьшилось, имеет место голод. Противник блокирует партизан. Для борьбы с партизанами выведена в лес полицейская бригада начальника Локотского округа Каминского». -/Спецсообщение 1-го отдела 4-го Управления НКГБ СССР на имя комиссара госбезопасности 2-го ранга Б. З. Кобулова*/
                С первых дней оккупации Брянщины здесь развернулось партизанское сопротивление врагу, которое к 1942 году достигло своего пика.
  И 18 августа 1942 года Адольф Гитлер издал приказ под названием «Инструкция по активизации действий против бандитизма на Востоке», более известный как «Директива Фюрера № 46», где он призывал действовать с «крайней жестокостью», чтобы добиться «полного уничтожения» грабителей, обеспечивая при этом иммунитет от судебного преследования за любые действия, совершённые во время операций по «борьбе с бандитизмом». После этого немецкий штаб разработал и претворил в жизнь несколько антипартизанских операций, среди которых была и «Цыганский барон» (нем. «Zigeunerbaron», 16 мая — 6 июня 1943)
К этому времени штаб объединенных партизанских бригад Емлютина имел в своем распоряжении 12 бригад общей численностью до 10,000 человек:
    Операция началась 16 мая.
Штаб немецкой армейской группировки «Центр» отдал приказ предпринять операцию с целью очищения большого лесного массива в южной части Брянщины от находившихся там партизанских отрядов. Рвуководство операцией было поручено штабу 45-го танкового корпуса (генерал Леммельзен). Ему подчинялись 6-7 дивизий, среди которых были седьмая пехотная дивизия, четвертая танковая дивизия,250-я, 292-я пехотные дивизии, одна венгерская дивизия охранных войск-тиролдьские стрелки. По расчетам немцев в этих лесах размещались 10 000 партизан. Операция была спланирована так, что бои шли планомерно по участкам с востока на запад в направлении реки Десна. В первый день удар был нанесен через железную дорогу Брянск-Комаричи в районе поселка Локоть. Одновременно четвертой танковой дивизией на Десне был создан укрепленный остров, чтобы не дать партизанам уйти за Десну. Для проведения операции 7-я пехотная дивизия сконцентрировалась к востоку от леса юго- западнее пос.Локоть. Дивизия занимала участок фронта шириной 10 км и должна была произвести зачистку леса на глубину 25 км. Центром наступления считалось село Смелиж, в котором по данным противника располагался центр управления партизанскими соединениями. Смелиж приходился на левый фланг дивизии. Он был важен еще и тем, что через аэродром, размещенный около него, партизаны получали подкрепление, оружие, боеприпасы и продукты. Задачей дивизии было прочесать, захватить и очистить склады с оружием и боеприпасами, разрушить оборонительные сооружения. Пленных приказано направлять на сборный пункт в поселке Локоть, где находилась тюрьма так называемой Локотской республики. Мирное же население, прятавшееся в лесах и не связанное с партизанами приказано собирать и отправлять на сборные пункты вместе с домашним скотом и прочим скарбом. Села в районе операции были восновном разрушены или сожжены в предыдущих боевых действиях. В Брасовском же районе вокруг Локтя население оставалось на местах, продолжало работать по-прежнему. Это связано с тем, что здесь немецкое командование разрешило местным коллабоационистам создать самостоятельное территориальное самоуправление, возглавляемое местным полу-поляком,полу-немцем Каминским. Он создал свои собственные войска численностью несколько тысяч человек из местных полицаев и красноармейцев окруженцев. Они использовались на участке 7-й пехотной дивизии для охраны путей подвоза, на которых устраивали опорные пункты.
Партизаны плотно заминировали пути наступления немецких войск, что оказало серьезное воздействие на наступающего врага и замедлило их наступление, приводя к серьезным потерям в живой силе и технике. Партизаны оказывали серьезное сопротивление в результате чего карательным войскам удавалось за сутки продвинуться не более, чем на 3-4 километра. Чем дальше бои углублялись в лес, тем серьезнее становилось сопротивление. Партизаны разделились на группы численностью до роты и встречали противника на затрудненных для штурма участках местности-возвышенности, дороги, а также среди заболоченных участков леса.
   30 мая на участке 61-го пехотного полка началось наступление на село Смелиж. Но село уже было пусто, жители покинули его заранее, укрывшись на болоте в глухой чаще леса. В селе был оставлен арьергард. А 1 июня на центральном участке дивизии через передовые позиции в тыл ей неожиданно прорвались около 1000 партизан. Для прорыва партизаны выбрали трудно обозреваемые позиции на просеках шириной не более 100 метров. А в некоторых местах не более 20-30 метров. В общем плане прорыв произошел на участке одного взвода шириной не более 200 метров. При этом партизаны проявили не только смелость, но и хитрость. Первые ряды наступавших были одеты в немецкую форму, что дезориентировало противника. А в последующей схватке почти все его силы на этом участке были уничтожены. Партизаны же потеряли в этом бою не более 30 человек. При дальнейшем продвижении из окружения партизанам пришлось еще дважды принять бой. После выхода партизаны быстро рассредоточились и ушли в леса на юго-запад от Локтя.
 К концу операции в начале июня оставшаяся в лесах часть партизан вынуждена была принять серьезный бой. В этом бою около 200 человек попали в плен и их колоннами по 70 человек отправили на пункты сбора. Немцы потеряли убитыми 350 человек. Гражданское же население немцы собирали колоннами по 300-400 человек и угоняли на сборные пункты для дальнейшей отправки в качестве рабочей силы на оккупированных территориях.
    К 20 мая немецким войскам совместно с местными коллаборационистами удалось потеснить партизан в зоне их базирования. Были окружены и изолированы некоторые бригады. Партизан. Штаб Д. Емлютина и непосредственно его части бригады «Смерть немецким оккупантам» оказались в котле.
21 мая немцы захватили железную дорогу Хутор Михайловский — Унеча. Положение партизан стало критическим ввиду значительного превосходства противника. При этом противник использовал авиацию, которая не только бомбила места дислокации партизан, но разбрасывала листовки, призывающие партизан сдаваться, переходить на их сторону, а население призывали к сотрудничеству. В течение 10 дней, с 20 по 29 мая, партизанам удавалось отбивать атаки немецких частей. Но к 29 мая у них почти иссякли боеприпасы и продовольствие. Частично спасало то, что по ночам им самолётами доставляли продукты питания, патроны и взрывчатку, а  наши самолеты бомбили расположения немецких войск, в районах Алтухово, Красная Слобода, Кокоревка, Суземка. Но обстановка по-прежнему оставалась тяжёлой.
 31 мая, после 12 дней кровопролитных боёв, немцы захватили партизанский аэродром у деревни Смелиж и прижали основные силы партизан к Десне, в результате площадь «советского района» сузилась до 6 квадратных километров. В этот момент штаб партизанского движения при Центральном фронте принял срочные меры по оказанию помощи партизанам.
   В ходе операции командир партизанской зоны Дмитрий Емлютин был снят со своего поста и на самолёте отправлен в советский тыл.
/ Емлютин проявил в первые дни полную растерянность, потерял управление и связь с отрядами, устранился совершенно от организации сопротивления... и вследствие этого не считал необходимым и не настаивал на мерах помощи с нашей стороны. В отрядах и бригадах началась дезорганизация и переход на сторону противника. В этой обстановке на месте с санкции секретаря Орловского обкома ВКП(б) т. Матвеева было принято решение о назначении командиром групп и отрядов подполковника пограничных войск Горшкова при комиссаре Герое Советского Союза Бондаренко.Сообщение ЦШПД И.В.Сталину и Г.М.Маленкову от 1 июня 1943/


 Новое командование объединённых партизанских бригад приняло решение пробиваться из котла. В кратчайшие сроки был разработан оперативный план. В ночь на 2 июля 1943 года у хутора Пионерского остатки партизанских соединений начали прорыв. В ходе ожесточённых боёв им удалось вырваться из окружения. В течение последующих дней партизаны пытались, насколько позволяли условия, восстановить свою боеспособность, продолжая при этом вести бои против карателей. После 6 июля интенсивность боев стала снижаться, и к 10-му числу боевые действия почти прекратились.
Партизанам удалось со значительными потерями, выйти из окружения. При этом они убили, ранили и пленили 3 852 человека, а 888 солдат полиции перешло на сторону партизан.
8 июля 1943 года штаб оперативного руководства Вермахта подвел предварительные итоги. В них говорилось, что «необходимо отчётливо понимать, что умиротворение восточных районов в результате последующих мероприятий достигнуто быть не может. Поэтому в будущем придется удовлетворяться только мероприятиями, жизненно необходимыми для обеспечения боевых действий.»