Райнер Мария Рильке. Голоса

Ганс Сакс
Титульный лист

Богатым, счастливым молчать бы неплохо,
Никто знать не хочет, кто они есть.
А показаться надо убогим,
Им должно сказать: я слеп
Или: жизнь заставила это сделать,
Или: мне на земле больше нечего делать,
Или: у меня больное дитя
Или: вот с этим связан я...
И может быть, эта правда не вся.
И прочие так же, о тех лишь известьях,
Что их будоражат, слагать будут песни.
И песни хорошие там ещё слышат.
Однако всё реже; и предпочтение
Церковного хора кастратскому пенью.
Но сам Господь Бог среди них только дышит,
Ведь его бедолаги приводят в смятенье.

Песнь нищего

Всегда я брожу от ворот к воротам
И в дождь и в палящий зной
И правым ухом ложусь я сам
На правую ладонь.
Тогда незнакомым, чужим где-то там
Мне кажется голос мой.

Не ведаю точно, кто это кричит:
Я или кто-то другой.
Коль я, то скулю так, по мелочи,
Поэта серьёзнее вой.

А после закрою, глаза сомкнув,
И всё я своё чело;
Всей тяжестью дум я к ладони прильну
Почти забывшийся сном.
Не думайте, что приклонить главу,
Мне негде совсем в мире том.

Песня слепца

Я слеп, и снаружи вы,  о, проклятье,
Противоречье,  антипатия,
Что с каждым днем тяжелей.
Я руку кладу в ладони дамской прелесть
Свою серую руку в серую серость -
Я по громкой ведом пустоте.
Вы всё копошитесь, воображая,
Друг в друга что камнем словами кидаясь,
Но вам невдомек  и один лишь я знаю,
Что значит жить, тосковать и рыдать.
Во мне зреет вопль,  крик бесконечный
Не ведаю,  то ли то стон сердечный,
Иль это утроба ноет опять.
Узнаете ль песню? Скорей всего, нет
Вы её таким тоном не пели.
К вам каждое утро спускается свет
К краешку тёплой постели.
С чувством лицом к лицу столько лет
И в том вам и бережь и прелесть. 

Песнь пьяницы

Оно не во мне. Туда-сюда бродит.
Хотел удержать, но с вином оно ходит,
(А что-не понять никак.)
Держало таким и сяким меня,
Пока не уверовал полностью я...
Как есть дурак.
Теперь же как талью в игре меня мечет
С презрением, сегодня, всегда, в чёт и нечет
Туда, где черти и смерть.
Когда меня, мелкую карту, побьют
Сойду я как серый от гноя струп,
В помоях истлеть.

Песнь самоубийцы

Итак, ещё одно мгновенье.
Чтоб раз за разом нить
Перепилить.
Я был совсем готов на днях
И вечностью похолодело
В потрохах.

Но дайте ложку мне сюда
Ту ложку жизни.
Не буду больше никогда
Хотеть смириться.
Знакома жизнь мне слишком хорошо
И полной чашей бытие,
Но в душу мне сей морок не вошёл,
Остался только в голове.

Другой сожрёт - я отравлюсь,
Испорчен пониманьем этим.
Столетье минимум, клянусь,
Нужна мне строгая диета.

Песнь вдовы

Вначале мне жизнь была хороша.
Мне было тепло, смелела душа.
Что это лишь юность творила спеша,
Откуда знать мне было?
Не знала я, что такое жизнь -
Мгновения год за годом неслись,
Теперь же ни чудо, ни новь, ни сюрприз-
Рвусь как меж хвостов кобыльих.

Ни его ни моей не было то виной,
Лишь терпение было меж ним и мной,
Но смерти оно неведомо.
Я видела поступь её ( тяжела!)
За ней наблюдала  - она же брала! -
То, что моим даже не было.

Что же тогда звалось моё
Ужель даже скорбное житьё
Лишь судьбы одолжение?
Судьба нас одарит не только лишь счастьем,
Крик боли вырвать взамен она властна
Купив так старости тленье.

Судьба была там, взяв без возражений,
За бесценок то лица выражение
С которым я подхожу к бездне.
Каждый день распродажа так продолжалась,
И опустошив, судьба отказалась,
Оставив меня отверстой.

Песнь идиота

Пускают меня. Не неволят остаться.
Твердят: ничего не может статься.
Хорошо.
Ничто не случилось. Всё ходит по кругу
Вечно движется вкруг святого духа
Непостижимого (Знаешь ли?  Ну-ка!)
Прекрасно всё.
Нет, всерьёз даже думать не надо,
Будто опасность какая-то рядом.
Однако, кровь. И что?
В крови вся тяжесть. Кровь тяжела.
Иногда мне казалось, не смогу никогда.
(И хорошо! )

Ах, что ж это был за прекрасный мяч
Как вселенная красен, кругл и горяч.
Как хорошо, что его вы сваяли.
Всегда ль тот идёт, которого звали?

Мы все как-то странно себя повели,
Друг друга загнав, друг на друге плыли:
Немного невнятно, по-дружески.
Хорошо.

Песнь сироты.

Я просто никто, да и буду никем.
Для "быть" я сейчас ещё мал совсем;
Да и позже.

Мамы и отче,
Меня пожалейте.

И хотя не воздастся потеря сил:
Я упаду подкошенным.
Никому я не нужен, сейчас рано было,
А завтра уже будет поздно.

Лишь эта одежда есть у меня -
Истрётся и бледной станет
Но вечность ещё в ней ходить буду я,
Быть может пред Богом предстану.

На моей голове лишь прядь волос
(так было, есть и будет, )
В любящем теле когда-то рос.

Он меня больше не любит.

Песнь карлика


Возможно душой я хорош и открыт;
Но сердце моё, но кровь моя скрытая,
Всё то, что боль мне причинит,
Заставит опять её скрючиться.
И нет у души ни покоя ни сна,
На скелете моём повисла она
Крылами захлопав испуганно.

Ничто не выйдет из рук моих -
Навечно скрючены:  посмотри:
Трясутся они, влажны, тяжелы,
Жабёнками под дождём.
И кое-что на моих плечах:
Обноски, старость то и печаль
Что ж, Господи, медлишь, давай сейчас
Смешай мой прах с дерьмом!

Иль в гневе он на мой злобный лик
И вечно кривой оскал?
Так часто готов был я землю грызть,
До донышка, до конца ;
И ныне мне не человечье ближе,
А морда огромного пса.
Но у него нет лица.

Песнь прокаженного

Смотри, я один из покинутых всеми.
В городе я никому не ведом,
Меня поразила проказа.
И я погремушкой своею трещу,
В отчаяньи я достучаться хочу
До ушей всех и каждого сразу,
До всех, что проходят мимо всегда.
И услышав трещотку, смотрят сперва
Не сюда, ведь то, что здесь беда,
Им знать недосуг раз за разом.

Везде, где отзвук трещотки летит,
Я дома; только всё ж может быть
Ты сделаешь невыносимым мой треск,
Чтоб никто и не смел стоять окрест.
Чтобы я мог долго идти один,
Ни девушек, женщин или мужчин,
И даже детей не встретив.