Как понимать искусство

Федор Иванов-Лопутин
Я пообещал написать о проблемах
объективной  и субъективной оценок
произведений искусства.
Вот вкратце то,
что я думаю по этому поводу.

Сначала скажу вот о чем:
существуют два способа понимания:
однозначный, словно бы, в один слой.
(А если нам захочется
добавлять другие слои,
то мы тогда только запутаемся
и потеряем первый уровень,
самый важный!).

Это относится, например,
к нашим морально-нравственным убеждениям.
Наши воззрения, то, что думаем, чувствуем,
ищем в нас самих, внутри нас,
все это должно обладать целостностью:
наши убеждения не должны быть на окладе,
на содержании, не должны быть профессией,
как у тех существ без голов и сердец,
но с языками, которых мы имеем несчастье
каждый день видеть и слышать в интернете
и по ТВ.

Если ты любишь кого-то,
если ты верен чему-то,
то какой к лешему
может быть "плюрализм"?!
Само словечко-то
какое-то скользкое и поганое!


Но есть вещи, которые невозможно
понять "в один слой",
потому что они по природе своей
многослойны!
К ним относится и осознание культуры.
"Пирог" нашего понимания
в этом случае обязательно
должен быть многослойным!

Первый слой.
"Нравится или не нравится"!
Никуда от них не деться,
потому что наше первое понимание
субъективно!

Непосредственное ощущение
от общения с творением искусства —
это и есть то основное, настоящее,
с чего начинаются учебники, теории,
толкования, объяснения,
все "а вы читали?...", —
это то, откуда берется все остальное!

Привлекло ли произведение
наше внимание?
Разбудило ли оно
мысли и чувства?
Доставило ли радость
от знакомства или нет
(потому что искусство —
это, прежде всего, 
радость общения!).

Вся огромность Льва Толстого
зависит для тебя
от одного простого
и "маленького" факта:
хочешь ты
пообщаться с Толстым
или же нет!

Второй слой резонансный.
Это — значение, распространение,
влияние в обществе,
участие в исторических событиях.

Значимыми для жизни общества были: 
книга А. Радищева
"Путешествие из Петербурга в Москву",
"Записки охотника" И. Тургенева,
статьи Л. Толстого, В. Ленина, И.Сталина....

Третий слой — профессиональный:
что нового привнес тот или иной автор
в избранный им жанр:
Открыл ли он новые пути?
Или же чуть усовершенствовал
своих предшественников?

Сочетание новизны и традиций,
сотворение нового
и сохранение хорошего старого —
это два столбовых пути искусства.

Существуют, конечно же,
и другие слои понимания 
созданий искусства, 
я упомянул, краткости ради, 
только самые важные.


Приятного тебе чтения,
слушания и смотрения!
Радуйся, размышляй,
а главное, не спеши
заглядывать в конец книги!.....
.