Я пообещал написать о проблемах
объективной и субъективной оценок
произведений искусства.
Вот вкратце то,
что я думаю по этому поводу.
Сначала скажу вот о чем:
существуют два способа понимания:
однозначный, словно бы, в один слой.
(А если нам захочется
добавлять другие слои,
то мы тогда только запутаемся
и потеряем первый уровень,
самый важный!).
Это относится, например,
к нашим морально-нравственным убеждениям.
Наши воззрения, то, что думаем, чувствуем,
ищем в нас самих, внутри нас,
все это должно обладать целостностью:
наши убеждения не должны быть на окладе,
на содержании, не должны быть профессией,
как у тех существ без голов и сердец,
но с языками, которых мы имеем несчастье
каждый день видеть и слышать в интернете
и по ТВ.
Если ты любишь кого-то,
если ты верен чему-то,
то какой к лешему
может быть "плюрализм"?!
Само словечко-то
какое-то скользкое и поганое!
Но есть вещи, которые невозможно
понять "в один слой",
потому что они по природе своей
многослойны!
К ним относится и осознание культуры.
"Пирог" нашего понимания
в этом случае обязательно
должен быть многослойным!
Первый слой.
"Нравится или не нравится"!
Никуда от них не деться,
потому что наше первое понимание
субъективно!
Непосредственное ощущение
от общения с творением искусства —
это и есть то основное, настоящее,
с чего начинаются учебники, теории,
толкования, объяснения,
все "а вы читали?...", —
это то, откуда берется все остальное!
Привлекло ли произведение
наше внимание?
Разбудило ли оно
мысли и чувства?
Доставило ли радость
от знакомства или нет
(потому что искусство —
это, прежде всего,
радость общения!).
Вся огромность Льва Толстого
зависит для тебя
от одного простого
и "маленького" факта:
хочешь ты
пообщаться с Толстым
или же нет!
Второй слой резонансный.
Это — значение, распространение,
влияние в обществе,
участие в исторических событиях.
Значимыми для жизни общества были:
книга А. Радищева
"Путешествие из Петербурга в Москву",
"Записки охотника" И. Тургенева,
статьи Л. Толстого, В. Ленина, И.Сталина....
Третий слой — профессиональный:
что нового привнес тот или иной автор
в избранный им жанр:
Открыл ли он новые пути?
Или же чуть усовершенствовал
своих предшественников?
Сочетание новизны и традиций,
сотворение нового
и сохранение хорошего старого —
это два столбовых пути искусства.
Существуют, конечно же,
и другие слои понимания
созданий искусства,
я упомянул, краткости ради,
только самые важные.
Приятного тебе чтения,
слушания и смотрения!
Радуйся, размышляй,
а главное, не спеши
заглядывать в конец книги!.....
.