Явление Христа Марии Магдалине А. А. Иванова

Владислав Плеханов
Картина А.А. Иванова «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения»

                Предисловие

Картина А.А. Иванова «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» была создана художником в Риме в 1834-м и 1835-м  годах. Она принадлежит к золотому фонду русской живописи и хранится в Государственном Русском музее.
 
В настоящей статье рассматривается религиозная идея этой картины и её художественное воплощение, а так же глубокая идейная  связь этого произведения с главной картиной А.А. Иванова. Статью лучше читать после внимательного  рассмотрения картины. Для этого нужно задать в поиске: "Явление Христа Марии Магдалине после воскресения. Википедия". Там эта  картина представлена в высоком разрешении с возможностью увеличения.   


                1. Переход от физического  общения к духовному

Темой картины Александра Иванова «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» (1835) стало не толко явление воскресшего Христа Марии но, что гораздо важнее, переход от физического их общения с Господом к духовному, который знаменовали слова Иисуса Христа, обращённые к Марии Магдалине «не прикасайся ко Мне, ибо Я ещё не восшёл к Отцу Моему» (Ин. 20.17).   Эти слова выражены на картине в Его сдержанном жесте, мягко останавливающем Марию, которая хотела броситься и обнять любимого Учителя. (Подробее о причинах этого запрета рассказано ниже в приведённых цитатах из блж. Феофилакта Болгарского и  прп. Максима Исповедника,  истолковавших эти слова Господа).


       2. Какими художественными средствами передаёт эту идею А.И. Иванов?

                a) Идеальное изображение Христа

Иисус Христос изображён на картине как само воплощение Совершенства: Его внешность, поза, движение и жест правой  руки величественны и мягки одновременно. Складки белоснежного одеяния изящно лежат как на совершенных скульптурах античности. Впечатление усиливается ещё и тем, что фигура Господа изображена в натуральную величину. Его тело освящено мягкими лучами утреннего солнца напоминая о свете невечернем. Тёмный фон позади Него так же усиливает впечатление от этого света. Тем самым А.А. Иванов показывает, что тело Господа после воскресения изменилось, стало божественным.

                b) Жест, который останавливает плоть, и благословляет дух

Символично расположение кистей рук Марии Магдалины как бы восходящих к Иисусу,  и простёртая над ними кисть руки Господа, которая  останавливает движение этих рук. Она  парит как крыло голубя, намекая тем самым на Дух Святой и духовное общение. Этот жест руки похож вместе с тем и на благословение.
 
Так что А.А. Иванову удалось в одном очень пластичном и вместе с тем сдержанном жесте показать одновременно прекращение плотского контакта, бывшего привычным до воскресения Господа, и благословение духовного общения подобающего после него.

                c)  Контакт взглядов

Драматичность этой сцены раскрывается не только в движениях и жестах, но и в контакте взглядов Марии Магдалины  и Иисуса Христа. Глаза Марии Магдалины это само внимание, они полны страдания  и радостной надежды, на её щеке застыла  слеза. Взгляд Господа спокоен и полон милосердия. Он льётся на неё как духовный свет, так что создаётся впечатление, что  лицо Марии Магдалины залито этим невечерним светом. Ещё секунда и к ней придёт понимание того, что хочет донести до неё Господь. Ведь она была самая внимательная и понятливая Его слушательница.


             3. «Человечество на перепутье из физических сил в духовные».

Тема перехода от плотского образа жизни к духовному так выразительно раскрытая в этой картине, вдохновила Александра Иванова на создание его главной картины «Явление Христа народу», на которой он по его собственному признанию попытался  изобразить «человечество на перепутье из физических сил в духовные».

На ней Иисус Христос изображён на грани двух миров - духовного и материального. Пространство за спиной Господа, утопающее в голубой дымке, символизирует Царство Духа. Верхняя половина фигуры Господа находится на фоне этого идеального царства, а нижняя его половина на фоне материального мира, в котором расположены все остальные  персонажи картины (кроме двух римских солдат). Тем самым композиционно подчёркивается, что только через Сына Божия возможен переход из материального в духовное состояние.   

Люди, собравшиеся для крещения вокруг Иоанна и подходящая к нему толпа фарисеев становятся на этом полотне образом всего Человечества*, что делает полотно Иванова актуальным во все времена. (Подробно об этой картине рассказано в статье «Явление Христа народу» А. А. Иванова.)

----------
* На картине представлены все возраста, самые разные слои общества и национальности.


      4. Картина А.А. Иванова в контексте истории мирового искусства

Картина А.А. Иванова отличается от всех других художественных интерпретаций этой темы пережде всего  жестом, который  не только останавливает плоть, но и благословляет дух. (Сравните с двумя фресками «Noli me tangere» («Не прикасаймя ко Мне») Джотто в капелле Скровеньи (1304-1306) и в церкви Сан-Франческо в Ассизи (ок. 1320), одноименной фреской (ок. 1440) Фра Анжелико в монастыре Святого Марка (Флоренция), картиной «Noli me tangere» (ок. 1518)  Корреджо, и одноименной картиной (1524) Ганса Гольбейна Младшего.) В этом было несомненное новаторство молодого художника.

Лик Спасителя на картине А.А. Иванова имеет много общего с ликом «Спасителя мира» («Salvator Mundi») Леонардо да Винчи, хотя оригинала этой картины А.А. Иванов не мог видеть, так как он в то время считался утерянным.

На образ Христа Иванова оказали существенное влияние два скульптурных произведения: «Христос благословляющий»  (1839) Бертеля Торвальдсена, который в то время жил и работал в Риме, и античная  статуя Аполлона Бельведерского.

Сравните жест благословляющей руки Господа, складки Его одеяния, Его лик на картине и на скульптуре датского скульптора. У Торвальдсена Христос спокойно стоит, благословляя обеими руками, а у А.А. Иванова он изображён в движении. (Подробнее об этом смотри в книге:  Машковцев Н. Г. А. А. Иванов // История русского искусства / И. Э. Грабарь, В. С. Кеменов, В. Н. Лазарев. — М.: Наука, 1964. — Т. 8, кн. 2. — С. 156—230.)


                Заключение

Таким образом картина «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» (1835) стала зерном, из которого возник вначале замысел, а затем и сама картина «Явление Христа народу». В результате идея перехода от плотского к духовному приобрела монументальный, всеобъемлющий характер, касающийся не только учеников Господа, но и всего человечества. Так зерно произрастило свой колос. 



                Приложение

Для лучшего понимания глубокого духовного смысла этой картины  привожу толкование Святыми Отцами слов Господа «Не прикасайся ко Мне, ибо Я ещё не восшёл к Отцу Моему» (Ин. 20.17).

Согласно святым толкователям евангельского Слова  Господь не разрешил прикоснуться к Себе Марии Магдалине во второй раз по трём причинам.

                Первая причина.

В Евангелии от Матфея читаем: «И они, приступивши, ухватились за ноги Его и поклонились Ему» (Мф. 28:9).

«...Они намеренно ухватились за ноги Его, чтоб познать, воистину ли Он воскрес и не мечта ли это, или не дух ли это, ибо они думали, что это - дух. Итак, тогда обе Марии коснулись ног Его; по Иоанну же, Мария Магдалина пытается коснуться, но не дозволяется ей. Это потому, что она хотела всегда пребывать с Ним, как и прежде, или лучше: чрез то не допускается, по Иоанну, коснуться Иисуса, что это излишне, ибо после того, как она, как говорит Матфей, прикоснулась к ногам Его, какая была еще нужда прикасаться опять? Так что она и не допускается, как желающая лишнего» (блж. Феофилакт Болгарский).

               Вторая причина.

«Она желает подойти к Нему, обращаться с Ним, как и прежде, и, быть может, обнять, как возлюбленного. Но Он возводит ее мысль, чтобы она помыслила нечто высшее и внимала Ему с большим почтением. «Не прикасайся ко Мне», то есть обстоятельства теперь уже не в прежнем положении, и Я не буду уже обращаться с вами по-прежнему. Хотя Он не сказал этого словами, но таков смысл слов: «восхожу к Отцу Моему». Я туда спешу. А как Я спешу туда и уже не имею такого тела, чтобы обращаться с людьми, то надобно быть благоговейнее ко Мне, к высшему обыкновенной беседы и прикосновения, то есть обращения» (блж. Феофилакт Болгарский).

Об этом переходе физического общения в духовное говорит и апостол Павел: «Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем» (2 Кор. 5:16). То есть тело Господа после воскресения  уже не подчиняется естественным законам  жизни плоти, оно стало сверхъественным, духовным. Поэтому и общение с Господом стало духовным.


     Третья причина

В тайны этого духовного общения посвящает нас прп. Максим Исповедник, изъясняя эту ситуацию иносказательно:

«Слова же: Не прикасайся ко Мне сказаны Господом Марии Магдалине, посчитавшей Его за садовника; ими Он являет и обнаруживает то таинство, что всякая мыслящая душа, еще не возобладавшая над сросшейся с ней хижиной, а поэтому принимающая Слово только за Творца возникающих и гибнущих [вещей], ничем не отличающихся от взращиваемых овощей (ибо в тех и в других наблюдается текучесть [их естества], ограниченность временем и периодичность), — ради них и к ним, [как считает она], пришло и снизошло Слово. [Такая душа] недостойна духовного прикосновения к Слову, а поэтому ищет Его в явленных [вещах]; она знает Его только как ставшего плотью ради нас, но не ведает подобающим образом Его как Бога, рожденного от Бога Отца. По всей вероятности, именно об этом заставляют [нас] думать слова: Я еще не восшел к Отцу Моему, сказанные к таковым образом расположенной душе, еще не вознесенной [на вершины созерцания] путем высшего богословия и веры, которыми и ограничивается естество зримых [вещей]. Такая душа, словно некая галилеянка, еще нуждается в более совершенном понимании этого и в том, чтобы [Господь], как Воспитатель, возвел ее посредством созерцания к способности воспринимать Откровение вещей божественных, постигать, насколько это возможно, Его вместе с логосами, приведенными Им в бытие в качестве первообразов [зримых вещей]. [Эта душа нуждается еще и в том, чтобы ей] стать такой, каковым был Господь, ставший и явленный подобным нам [во всем], кроме греха, - и мы, если сподобимся этого дара, будем с Ним, лишенные только одной [греховности] естества. Ныне, принимая сей [дар] через упование и прославляя его надлежащими делами заповедей, ты уже можешь вкушать радость этого дара, поскольку уверовал и потрудился. [И радость] твоя бесконечна и преизобильна, так как Податель этого дара сверхсущностным образом превосходит и движение естества, и постижимость всякого века» (прп. Максим Исповедник).