Глава 093. Шостакович. Восьмой квартет

Валентин Великий
Дмитрий Дмитриевич Шостакович
Струнный квартет №8 до-минор
Струнный квартет «Emerson»
Юджин Дракер (скрипка)

Phalaenopsis: Кто-нибудь знает, с чем связаны еврейские наигрыши в этом квартете? Есть какая-нибудь история? Андрей Попов знает этот квартет. Может быть, он ответит?

Andrew_Popoff: Эта тема взята автором из трио памяти Соллертинского. Помимо этой, там есть еще несколько автоцитат, не говоря уж о собственной монограмме Шостаковича. Еще есть из «Катерины Измайловой» — «Сережа, любимый мой».
 
Phalaenopsis: А для чего он себя цитирует? Это не считется повторением?

victormain: Это является автоцитированием, автоссылкой. Традиционный прием в искусстве, в музыке — в частности. И если Бах просто повторяет свой материал в разных сочинениях с разными акустическими вариациями, то уже Моцарт, например, забавляется со своей музыкой, цитируя в «Дон Жуане» «Свадьбу Фигаро» как популярную музыку, исполняемую приглашенными музыкантами на ужине.

Phalaenopsis: Я заметил, что «Пражская» симфония у Моцарта какая-то насквозь увертюрная. Возможно, ее автор тоже находился под влиянием своих же собственных опер.

victormain: Тонкое наблюдение. Только не под влиянием, а, скорее, под неким флером, и не только опер. «Пражская симфония», особенно в первой части, своего рода автопортрет. Не зря он к ней с особым трепетом относился.

Phalaenopsis: Вы имели в виду «автопортрет» именно этого периода?
Да, вообще это чувствуется.

victormain: Нет, не только этого, но всего творчества, всех идей и характерных черт языка, синтаксиса и т. д.

Phalaenopsis: Насчет синтаксиса мне трудно судить. Но в этой симфонии автор — какой-то торжественный, переполненный гордостью. Он не всегда таким был.

victormain: Ну, он бывал разным. Это очень специальные дела, чисто музыкантская кухня.

Andrew_Popoff: Возвращаясь к Шостаковичу, нужно отметить, что автоцитирование к середине жизни сложилось у него как один из творческих принципов. Его сочинения, особенно Восьмой квартет, Десятая и Пятнадцатая симфонии, альтовую сонату — можно рассматривать как метатекст — комментарий к собственной жизни. Каждая цитата несет определенный программный смысл. Дмитрий Дмитриевич вообще очень программный композитор, и его симфонизм программный, как у Малера. Кстати, у Малера он и взял этот принцип. Если хорошо знаете его симфонии, можете заметить, как одни и те же цитаты встречаются почти везде. И есть первоисточник многих малеровских цитат — его же вокальные циклы. Их можно назвать экспозицией малеровского творчества, а симфонии — разработкой.