Это же так круто. Прям как барабаны Страдивари!

Сергей Рубанкин
             Это же так круто. Прям как барабаны Страдивари!

У меня растут пятеро внуков-внучек, разного возраста, живут они далеко-далеко от меня, и с ними я занимаюсь математикой по скайпу. Начинали с Арифметики, затем Алгебра, Геометрия, Тригонометрия.

За основу решили взять проверенные временем классические учебники и задачники А.П. Киселёва и П.А. Ларичева. Конечно, использую и другие пособия.

В интернете легко найти несколько сайтов, с которых можно скачать сканы советских учебников по математике и другим предметам. Учебники эти можно также заказать на сайтах Лабиринт, Озон и Русская Классическая Школа.
Так знаменитые учебники А.П. Киселёва по Алгебре переиздавались ООО «Советские учебники» и ООО «Ленанд».

Я учился в школе по этим учебникам. Советская школа славилась своими успехами.

В подтверждение приведу несколько признаний зарубежных деятелей, высказанных после наших космических достижений.

После полета Юрия Гагарина в космос Президент США Джон Кеннеди сказал: «СССР выиграл космическую гонку за школьной партой».

В 60-х годах прошлого века я приобрёл переводную книгу «Популярная физика» известного американского физика Джея Орира. Джей Орир — ученик одного из крупнейших физиков нашего времени Энрико Ферми, профессор Корнеллского университета. Вот что он пишет в предисловии к русскому изданию: «Эта книга, по крайней мере косвенно, обязана своим появлением достижениям Советского Союза, запустившего первый искусственный спутник Земли. Это событие в преподавательских кругах Соединённых Штатов произвело огромное впечатление, не утратившее своей силы и по сей день. Внезапно многим стало ясно, что высшее образование в Соединённых Штатах находится в неудовлетворительном состоянии. К примеру, полный курс физики в объёме высшей школы слушают менее 25% студентов, а в колледжах физику изучает значительно менее половины всех учащихся».

Это было время апогея и торжества Советской науки и образования.
В эти годы я проходил службу в рядах Советской Армии. Служба проходила в радиомастерской Главного штаба ВВС под Москвой. В этой мастерской создавались и первые пульты управления полётами спутников. Правда, в годы моей службы эти фанерные щиты с врезанными стрелочными приборами уже грудой лежали в далёком углу.
Бывал, конечно, и на ВДНХ, в зале космонавтики. Помню, помятая капсула, в которой летали в космос знаменитые Белка и Стрелка, на корпусе которой красной краской выведена надпись: «Нашедшего немедленно сообщить в ближайший сельсовет».

Замечу, что в американских муниципальных школах и сегодня не включают отдельными предметами физику, классическую литературу, труд, рисование.

С гибелью СССР запускается процесс уничтожения советского образования, как школьного, так и высшего…
Главное нАчать, как говорил президент Перестройки.

Ещё один показательный пример.
Владимир Игоревич Арнольд - академик АН СССР, профессор МГУ и Университета Париж-Дофин, иностранный член многих академий мира. Он выпустил небольшого формата книжечку «Задачи для детей от 5 до 15 лет».

Привожу удивительное введение автора: «Эти задачи я записал в Париже весной 2004 года, когда русские парижане попросили меня помочь их малолетним детям приобрести традиционную для России, но далеко превосходящую все западные обычаи культуру мышления.
Я глубоко убеждён, что эта культура более всего воспитывается ранним самостоятельным размышлением о простых, но не лёгких вопросах, вроде приведённых ниже… 
Я заметил даже, что пятилетние дети решают подобные задачи лучше школьников, испорченных натаскиванием, которым они даются легче, чем студентам, подвергшимся зубрёжке в университете, но все же превосходящим своих профессоров (хуже всех решают эти простые задачи нобелевские и филдсовские лауреаты)».

Эту тоненькую книжечку можно заказать на сайтах Озон и Лабиринт или скачать в интернете.

Приведу несколько задач из этой книжки, попробуйте их решить!
Буду рад прочитать ваши решения в отзывах.

4. Из банки сока перелили ложку его в (неполный) стакан с чаем. А потом такую же ложку (неоднородной) смеси из стакана –– обратно в банку. Теперь и в банке, и в стакане имеется некоторый объем посторонней жидкости (сока в стакане, чая в банке). Где объём посторонней жидкости больше: в стакане или в банке?

В этой задаче я поменял несколько слов, чтобы не смущать детей. Эта задача не требует составления и решения уравнений. Включайте логику и рассуждайте.
Решение этой задачи мне очень напомнило решение другой замечательной задачи автора Прозы Владимира Байкова «Очень элегантная задача про монеты» (http://proza.ru/2016/12/02/93 ).

5. Из A в B и из B в A на рассвете (одновременно) вышли навстречу друг другу (по одной дороге) две старушки. Они встретились в полдень, но не остановились, а каждая продолжала идти с той же скоростью, и первая пришла (в B) в 4 часа дня, а вторая (в A) в 9 часов вечера. В котором часу был в этот день рассвет?

Эта задача, по словам Владимира Игоревича, была предложена ему учителем математики в 5 классе. На следующий день он нашёл решение. Я давал эту задачу своим старшим внукам. Они не смогли найти решение, и мне пришлось дать им подсказку. Задача легко решается с помощью составления уравнений.

6. Гипотенуза прямоугольного треугольника (в американском стандартном экзамене) – 10 дюймов, а опущенная на неё высота – 6 дюймов. Найти площадь треугольника.
С этой задачей американские школьники успешно справлялись 10 лет, но потом приехали из Москвы русские школьники, и ни один эту задачу решить, как американские школьники (дававшие ответ 30 квадратных дюймов), не мог. Почему?

Если вы учили геометрию по Киселёву, то легко поймёте в чём загадка, спрятанная в данной задаче, и почему решение американских школьников ошибочно. Помните, что треугольник ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ!

Родители и дедушки-бабушки, захватившие ещё советскую школу, смогут решить эти задачи.

Но всё это в прошлом.

Сегодня разрушение школьного образования идёт страшными темпами.

Алексей Владимирович Савватеев, член-корреспондент РАН, доктор физико-математических наук, профессор МФТИ все силы отдаёт спасению школы.

Не поленитесь, прочтите его интервью, обращения. Прямые ссылки на Прозе не проходят, но их легко найти через поисковики, привожу заголовки:

«Массовое образование в РФ мертво: интервью с Алексеем Савватеевым у трупа русской средней школы».

«Профессор Савватеев опубликовал Манифест спасения массовой школы в России».

Алексей Савватеев: «В обычных школах не учат буквально ничему».

Небольшая часть из первого интервью.
«…Что делать родителям

— От теории к практике: что делать людям, у которых уже нет времени ждать улучшения системы? Отдавать ребёнка в современную школу, не отдавать, как дать ему образование?
— Отдавать, конечно. Отдавать в хорошую школу. В каждом городе такая есть. Надо сделать всё, чтобы попасть туда.

— Как вы относитесь к альтернативным методам образования: домашнее обучение, церковно-приходское, репетиторское? 
— Есть принципиальный момент: дети должны учиться вместе, нужен класс. Я совершенно убеждён, что никакой репетитор, даже самый лучший, никогда не заменит коллектива, в котором ведётся урок на хорошем уровне. Школьники должны сидеть рядом. Если это родительское сообщество, если они хотят домашнее образование, — хорошо. Можно собраться в группу 12–15 человек. Церковно-приходские школы, кадетские классы — все это может быть хорошо.
А репетитор на дому — нет! Пусть они, эти элиты, которые готовы отдавать по 100–200 тыс. рублей в месяц на репетитора, даже не надеются. Их дети не будут ничему научены.
Основные предметные знания лучше всего передаются в конкуренции с другими школьниками. Никто эту конкуренцию не отменял.

— Может быть, решение в частных школах? 
— Да, есть определённый спрос со стороны родителей. А если бы спрос был действительно большой, то и школ таких было бы больше. Но в чём тут проблема? Родитель, если он сам заплатил за образование ребёнка, стране ничем не обязан. Его ребёнок легче уедет за рубеж, чем если бы он учился за деньги страны.

— А это уже вопрос к стране. Но тут непонятно, с кем разговаривать, у кого спрашивать-то?
— Страна — это мы! И у нас нет инженеров, нет специалистов, у нас нет нужного количества врачей. Мы же видим, что происходит. Все разваливается, потому что все уезжают. А почему все уезжают? Потому что не страна их учила, — их учили репетиторы, их учили в интернете на платных курсах.
Я не осуждаю такое поведение напрямую. Конечно, свобода — основное право людей. Но если я правитель, если я отец нации — как я могу это допустить? Страна должна научить людей, тогда они будут чувствовать к ней некоторое уважение. Они не все поедут уже, кто-то останется. У нас есть где работать.
Но для этого они должны быть обязаны стране. Они не должны считать, что вот у нас тут говнорашка, которая сырьевой придаток, а нас никто не учил, мы сами учились. Потому что если их действительно никто не учит, то это естественная мысль, которая у них возникает в голове, особенно когда они смотрят на учителя. Приходит бедняга загнанный или женщина никакущая: отстаньте от меня, не могу я вам ничего сказать, у меня 36 часов в неделю.

Население становится подвержено любой бессмысленной, непродуманной, глупой идее и приманке, если оно не образованно. Поэтому мы не можем этого допустить. Да, родители этого не понимают — потому что они сами уже такие! Поэтому мы должны возвращать учителей независимо от родителей и их спроса. У нас нет другого пути. Понимаешь, нам надо засучить рукава и работать.

Все остальное — это полумеры. Что, может, надо создать еще пять «Сириусов»? А кто в них будет работать? У нас на один-то «Сириус» едва хватает.

Мы можем грозить Путину только одним: прекращением существования страны

— Как вы оцениваете шансы того, что реформа средней школы может случиться?
— Это может случиться, если в Год учителя (2023 год провозглашён Годом учителя в РФ) мы правильно доложим Путину о происходящем.

— Есть план какой-то, как это сделать?
— Да, нужно показать реальность. Зарплаты показать, в скольких школах нет учителей по каким предметам, сколько учителей предпенсионного, пенсионного возраста, количество учеников в классе, количество школ, где в две смены, а то и в три учатся. Мы все это соберём и покажем.

— Предположим, вы это все показываете и Путин вам говорит: это просто ужасно, чудовищные цифры, надо все это обязательно изучить. И на этом все заканчивается. И что дальше?
— А дальше, Владимир Владимирович, либо вы останетесь болтуном, либо решаете, что нужно как-то действовать. Потому что это грозит развалом страны, настоящим. Мы можем грозить только одним Путину — прекращением существования страны Россия.
Отсутствие учителей демотивирует всех, потому что у всех есть дети. У всех, у всей страны есть дети. Они приходят в школу, а там полный кошмар, там просто ее нет. И это на месте, где была лучшая школа в мире!
Родители, конечно, должны об этом париться, но должен париться и президент! Это не может быть не его темой.
Он постоянно вот так: это не моя тема, идите сами разбирайтесь. Но это его тема, это тема обороны страны. Школа — предмет интереса Министерства обороны сейчас.
Это фронт. Нужно так и поставить этот вопрос. И не Минпрос — абсолютно продажный, гнусный и гнилой, а Минобороны, которое гораздо лучше, должно заниматься школой. Лично Сергей Кужугетович Шойгу должен приходить на заседания, где сидит вся эта братия экспертов, и нагло, грубо вмешиваться в их деятельность. Вот к чему я призываю, вот я сейчас призываю Шойгу, он увидит это.

— То есть надо буквально вписывать образование в оборонную стратегию… 
— В стратегию спасения России. Нам нужно серьёзное разоблачение группы экспертов, которых я называю «30 на 30». Это 30 экспертов, которые 30 лет говорили чушь про образование, тем самым поддерживая его развал. На самом деле 40 лет, это все началось ещё до распада СССР, когда советское образование стало угрозой для остального мира.

Это вопрос суверенитета, у нас он есть или нет? Если нет, давайте его вернём. Сейчас у нас внешнее управление через людей, у которых вся собственность в Англии, дети учатся в Англии. У нас нет суверенитета, тебя это устраивает? Меня не устраивает.
Ну так давай возьмём и вернём суверенитет. Все. Вот цель нашей деятельности, цель моей жизни — вернуть России суверенитет».

И ещё несколько цитат из последнего интервью.
«— Учитель! А разве мне пригодится вся эта ваша математика?
— Нет, она пригодится только умным детям!
 В этом анекдоте — вся суть дела.

— Учебников, кроме Пчёлко и Киселева, я никаких рекомендовать не хочу.

— Детям сложно справиться с информационным потоком в Сети, который отвлекает от обучения и распыляет внимание. Получается, если не давать ребёнку смартфон и не позволять сидеть в соцсетях, скорее всего, он будет намного умнее остальных детей в классе?
— Не скорее всего, а наверняка. С вероятностью 1. Конечно, если у ребёнка при этом есть математические способности от рождения. Мой старший сын — отличный тому пример: у него нет смартфона, он участвует в финалах всероссийских олимпиад как по математике, так и по информатике. Однако и для остальных моих детей (а у меня их пятеро) я придерживаюсь тактики ограничения времени онлайн. Даже если в математику они не пойдут.

— Математика может доказать, что Бог есть?
— Концепция строгого доказательства вообще присутствует только в математике. Бог математику создал, поэтому он сам выше неё — и тем самым выше любых строгих доказательств. Никаким законам Господь Бог не подчиняется, напротив, это именно Он сочиняет законы и для математики, и для любых других наук. Данным богословским вопросом добрую половину жизни интересовался один из величайших учёных — Исаак Ньютон.

— А кто такой атеист, по-вашему? Среди учёных их много?
— Надо различать атеистов и агностиков. Атеист — это такой сектант, который сам себя убедил в отсутствии Бога и со всеми играет в игру «Вы меня не переубедите». Естественно, никто его и не переубедит, даже если ему Бога, сошедшего с Небес, покажут. Он скажет, что это галлюцинация была. Агностик же говорит так: «Я Бога не видел, следовательно, утверждать о Его наличии или отсутствии не берусь». Это вполне себе «научная» позиция, имеющая право на существование и уважение (в отличие от атеистической)».

Вот такие, как Савватеев, должны возглавлять Минпрос!

Что же делать родителям школьников в наше время?
Искать школы, в которых ещё остались педагоги.

В интернете есть хорошие курсы математики.
У Савватеева есть курс 100 уроков математики на YouTube,
очень много качественных уроков по всем разделам школьной математики найдёте на сайте Бориса Трушина и на YouTube-канале "Борис Трушин".

Пока ещё нам доступен YouTube молодым родителям советую скачать себе эти уроки математики.

Можно скачать советские учебники и заниматься с детьми самим (или дедушкам и бабушкам), если есть такая возможность.

И в заключение удивительный случай.

Вернитесь к началу и внимательно посмотрите на фото.
Эти задачники я заказал на Озоне.
Получив книги, я старательно просмотрел их и обалдел!
Это же так круто. Как барабаны Страдивари!

Совершенно новые, не читанные, и в них вклеены ленточные закладки!
Ну, как новые?
Им 65 лет!!!
Привет из СССР!!!
Не только галоши выпускали в СССР!

Не верите?
Посмотрите на годы выпуска: 1958 и 1959 годы!

Это не переиздание, это подлинные книги из СССР, и они ждали своих читателей!
Утверждены Министерством просвещения РСФСР.
Цены этих книг 2 р. 35 к. и 2р. 45 к.

А я обе книги купил примерно за 940 рублей.