Среднестатистический торгаш-гражданин

Армен Григорян
"Торгаш никогда не станет воином" - писал я в одном из своих армянских стихотворений.


...Маленький магазинчик - продажа обуви. Проезжает мимо автомобиль - несется по всей улице вопль из громкоговорителя: "Выбирайте нас, иначе - все пропало".

Это - в связи с грядущими муниципальными выборами.

- Надоели, - говорит продавец и спрашивает  меня, - будешь за них голосовать? За этих крикунов трепливых, которые обещают и ничего не делают.

- А что ты сделал для этой страны?

...Как меняется скомканное лицо хитрого хорька... Черные короткие волосы на голове и двухдневная щетина на лице становятся торчком.

- Я? А что я должен сделать для этой страны? Вот, содержу эту торговую точку, плачу налоги...

- Этого не хватало, чтобы ты не платил налоги. Из налогов государство тебе пенсию будет платить.

- А что тогда я еще должен делать? Вот, пожил в Европе, заработал, приехал, открыл магазин.

- Участвовать в общественно-политической жизни, чтобы потом не жаловаться и не ворчать.

- Как я буду участвовать? Это - дело политиков, политологов. Я, вот, обувь продаю.

- Политологи не всегда политикой занимаются. Но ты не хочешь участвовать в общих делах. Например, перед магазином кого-нибудь изобьют, и ты с места не сдвинешься? Или яма появится на тротуаре перед магазином, но ты не обратишься в мэрию?

- Это их дело - пусть сами следят. А насчет драки - я же не полицейский какой, не доносчик.

- И в Европе ты так жил? Или не видел, как живут вокруг тебя?

- Там - другое. Мы еще до их уровня не дошли. Нам еще до них далеко. Если бы все по закону было, то сейчас все было бы по-другому. Хорошо бы было.

- Ну, если будем так думать, то никогда не дойдем. И дело не в доносительстве. Дело в том, что нельзя ограничиваться только своим магазином.

- Э, - машет рукой низкорослый толстяк-торговец, - когда я буду участвовать в политике...

- Не будешь участвовать - плохо кончишь. Хотя бы попробуй поучаствовать в муниципальных выборах.

- Э, нет. Я и мой магазин.

Я провожу параллели. Сто лет назад от Мадрида до Владивостока волновались массы, колыхались, как пшеничные поля на ветру.
Сегодня народец живет лучше своих предков, живших сто лет назад. Я, лично, искючение - мои предки на 1917 год жили значительно лучше, чем предки современных Жаков, Иванов, Хачиков, Дато, Фрицев, Уильямов и Лехов.

Что нужно человеку сегодня? Мир, кредит, машина, квартира да интернет. А политикой пусть занимаются политики и политологи. Занавес.