По следам Святых Апостолов Петра и Павла

Людмила Хаустова
(Из серии «Азбука Рима»)

   Один из главных праздников Вечного города, праздник Святых Петра и Павла, приходится на 29 июня. Оба Апостола  приняли мученическую смерть в Риме в 67 году, в правление Нерона. Петра, как презренного жителя иудейской провинции, распяли на перевернутом кресте, головой вниз, по его просьбе.  Павла, который родился в пределах  обширной римской империи и был её гражданином, обезглавили по приговору суда. 
    Апостол  Петр, один из ближайших учеников Христа, которому Спаситель вручил ключи от рая,  почитается первым папой римским. Апостол Павел, хотя и не входил в число «двенадцати апостолов» и даже в число семидесяти проповедников, избранных Христом, тем не менее, как и  Петр, почитается  первоверховным апостолом. Провозгласив «нет ни эллина, ни иудея», Павел, назвавший себя «Апостолом язычников», стал учителем веры. В своих 14 посланиях, включенных в Новый завет, он разъяснил учение Иисуса Христа.
   Как некогда Ромул и Рем  были  легендарными создателями античного Рима, так апостолы Петр и Павел стали основателями нового христианского Рима.
    Каждый год в достопамятный день 29 июня Папа римский  служит мессу в Сикстинской капелле. Торжественные богослужения проходят и в   других храмах. Но особенно нарядно  украшены и освещены в этот праздничный день многочисленные храмы Вечного города, посвященные апостолам Петру и Павлу.
   Фигуры апостолов встречают паломников, направляющихся к собору Святого Петра, уже на мосту  Святого Ангела. И у основания ведущей в собор огромной центральной лестницы собора высятся  статуи Петра с  ключами от Царствия  Небесного,  врученными ему Господом, и Павла с мечом,  которым его обезглавили.
    Грандиозный собор, посвященный верховному первоапостолу  Петру, построен на месте его захоронения. Долгие сомнения и дискуссии  по этому поводу утихли, когда в подземельях собора, под центральным алтарем, который  возносится к величественному куполу, римский археолог Маргарита Гвардуччи в 1952 году обнаружила древнее погребение с едва различимой надписью на греческом языке «Petros eni», что означает «Петр здесь». (См «У могилы Святого Петра»).
   Однако в Вечном городе, хранящем бесконечные легенды и мифы,  бытует предание о том, апостол Петр мог быть распят на высоком уступе холма Джаниколо.  За усыпанные светлым песком склоны римляне прозвали этот холм Золотой горой, Монторио. Сначала верующие установили там памятную  часовенку,  а в XV веке, когда на папский престол взошел испанец  Родриго Борджа, испанские монархи Фердинанд и Изабелла по случаю рождения долгожданного наследника дали средства на возведение церкви, названной Сан Пьетро ин Монторио (Святой Петр на Золотой Горе).
   В центральном  алтаре храма долгое время стояла картина  Рафаэля "Преображение". В 1797 году  Наполеон увез полотно в Париж,  но позднее  шедевр вернули,  и теперь он хранится  в музеях Ватикана.  А его место в церкви заняла копия с картины  Гвидо  Рени  "Распятие". Неподалеку от алтаря 11 сентября 1599 года при большом скоплении  народа здесь  похоронили безо всякой надгробной плиты несчастную Беатриче Ченчи. (См. «Призрак легендарной отцеубийцы»). До сих пор в этот день в  капелле Ченчи служат мессу за упокой ее души. Рассказывают, что  когда отравленные революционным и безбожным духом французы грабили римские церкви, они вскрыли и захоронение Беатриче. Рядом с телом, одетым в черное траурное платье, на серебряном блюде лежала её отрубленная голова. Один из солдат стал играть ею как мячом, а потом унес, разумеется, вместе с серебряным  подносом.
    Особое внимание привлекает посвященный Святому Петру небольшой,   совершенный  по  своим пропорциям  храм, стоящий в дворике соседнего монастыря. Римляне ласково называют его «Темпьетто» или "Храмик Браманте", и он включен во все учебники  архитектуры как образец совершенства и гармонии.  Элегантное сооружение окружено поясом из 16 колонн,  а  небольшой купол  венчает  миниатюрный световой фонарь.  Уходящая вниз двойная рампа ведет  в крипту. В центре её,  под стеклом отмечено место, где, по легенде,  стоял крест с распятым Петром. Как знать, быть может, издевательски передергивая  просьбу  Апостола  не уподоблять  его  казнь Господней,  палачи и сделали все наоборот, заставив Петра отсюда нести свой крест,  не как Христос в гору, но вниз с горы, и распяли его потом  не как Иисуса, главой вверх, но головою вниз. Все это легко себе представить, спускаясь  по  уходящей  вниз широкой лестнице с традиционными 14 вехами Крестного пути, отмеченными терракотовыми панно. На гипсовых клеймах изображены основные сцены из  жизни  простого рыбака, которого, может статься, Господь выбрал нам в поводыри за сходство с нами. Мы легко понимаем и любим его именно потому,  что он,  как и мы, был иногда слаб, неловок, несдержан, но всегда оставался искренен в вере и любви к Господу.
   Святого апостола Павла казнили за стенами Вечного города, там, где теперь располагается аббатство  «Три фонтана». По преданию,  отсеченная голова апостола трижды ударилась о землю,  и в трех местах забили источники горячей,  теплой и холодной воды, обладающей редкими целебными свойствами. Посетителя и теперь здесь встречает мирное журчание родников,  но они -  лишь напоминание о тех, изначальных, над которыми  были  построены три церкви.
   Первая, древняя церковь  Св.  Павла у Трех фонтанов построена в VI веке на месте казни  апостола.  В центральном зале бережно хранится небольшой столп,  к которому был привязан апостол Павел во время казни.
   Вторая церковь посвящена христианским мученикам Винченцо и Анастасии, а третья -  римскому трибуну Зенону, который, как гласит предание, был казнен за исповедание Христа вместе с тысячей его воинов. В крипте этой церкви можно посетить камеру, где перед казнью томился  Святой  Павел. (См. «Аббатство три фонтана и траппистское пиво»).
   Похоронили Святого Апостола Павла в  кладбищенской зоне за городом.  Над скромной могилой император Константин возвел небольшую базилику, которая получила название  Сан Паоло фуори ле Мура (т.е. Святого Павла за городскими стенами).  В IV веке она была основательно перестроена и до реконструкции собора Святого Петра оставалась самой большой в Риме.
    В трагическую  ночь  с 15 на 16 июля 1823 года проезжавший мимо возница увидел языки пламени над храмом. Пожар потушили с трудом, но уже вскоре на средства,  пожертвованные христианами всего мира, сгоревшая базилика,  возродилась как феникс из пепла, в точном  соответствии со старыми планами и с использованием того, что от нее осталось.
   В храм  лучше зайти со стороны реки через  просторный и чинный двор, где  вас встречает статуя апостола Павла с мечом в руках. Базилика производит впечатление грандиозности и торжественной тишины.  Возможно, потому, что внутреннее пространство храма не загромождено декоративными элементами,  статуями и скамьями.  По всему фризу идет череда мозаичных медальонов с изображениями  всех пап. Пока их 265.  Бытовало поверье,  что когда не останется места для их изображений, наступит конец света.
  В центре храма на четырех порфировых колоннах возносится кружево готического алтаря Арнольфо  да Камбио (1275 год). Под ним,  в мраморной гробнице,  хранятся мощи апостола  Павла. На прикрывающей  гробницу плите времен императора Константина начертано: "Павлу апостолу и мученику". 
    Нелишне напомнить, что боковые алтари  в трансепте сделаны из малахита и ляпислазури, подаренных на восстановление храма русским царем Николаем I.
   Есть в Вечном городе место, где можно одновременно поклониться двум первоверховным Апостолам. В центре Латеранской базилики высится готический алтарь XIV века.  За резной решеткой в верхней части его в серебряных киотах в форме поясных бюстов  хранятся драгоценные реликвии:  главы Святых апостолов Петра и Павла.   Эти дарохранительницы - лишь скромные копии прежних, выполненных  из массивного серебра, украшенных драгоценными камнями, и похищенных  в XVII веке.
    Помимо знаменитых соборов, где погребены Святые апостолы,  Вечный город хранит память об их  жизни и миссионерской деятельности. Неподалеку от храма Санта Мария Маджоре,  с правой стороны,   проходит узкая улочка, на которой  неприметно приютилась церковь Санта  Прасседе. Как многие первые христианские церкви, она была основана ещё во II веке в частном доме. Дом принадлежал сенатору Пуденту. Здесь Святой Петр останавливался  во  время своего пребывания в Риме, и в этом доме Петр  крестил всю семью римского сенатора.
    Апостол Павел был доставлен в Вечный город для суда в 62 году.  В ожидании разбирательства Апостолу-иудею было предписано арендовать жилище по соседству с еврейским кварталом. Со временем на месте первого пристанища Апостола Павла возникла церковь Сан Паоло алла Регола. На правую руку Павла была надета длинная цепь, прикованная к руке охранявшего его римского  воина. Плененный Апостол провел в этом жилище два года (61- 63 гг.),  здесь он начал свои проповеди среди  рядом живущих соотечественников, и здесь написал некоторые из своих Посланий. Судя по археологическим находкам в основании церкви и соседних домов, здесь размещались склады, магазины, а также   мастерские по изготовлению парусов и палаток. А поскольку это ремесло было наследственной профессией Павла на родине, то, видимо, привычным занятием он  зарабатывал себе на жизнь и здесь,  в Риме.
   Ещё какое-то время Апостол Павел провел в доме на теперешней улице Корсо.  Памятное место означено церковью Санта Мария ин виа Лата, которая также возникла на месте античных римских домов. Предание гласит,  что и здесь апостол Павел жил под охраной. Но бежать он  не помышлял, потому что в случае побега заключенного, его охранника казнили. В подземных помещениях (крипте)  можно видеть остатки древней церкви с фресками, а также колодец и колонну, сохранившиеся, по преданию, от временного обиталища Святого Павла. Здесь же два года провел и Святой Лука-Евангелист,  сопровождавший Апостола  в путешествии. На мраморном барельефе XVII века изображены беседующие Апостолы Петр и Павел, а сидящий рядом Святой Лука делает заметки к своему Евангелию и Деяниям.
     В самой церкви хранится чудотворная икона Богоматери XIII века, выполненная в манере первых икон Богородицы,  написанных, по преданию, Евангелистом Лукой. На них Мария изображена еще без Богомладенца, и в ней угадываются черты портретного сходства, сохранившиеся в памяти Луки от личных встреч с Богородицей.
      На вершине Авентинского холма есть  улица и площадь, носящие имя Святой Приски. В I веке здесь, во владениях благородных римлян, супругов Пришиллы и Аквила, была обустроена домашняя церковь.  В ней  Святой Апостол  Павел крестил супругов вместе с их дочерью  Приской.  В подземелье построенной здесь в V веке церкви   сохранилась древняя колонна с углублением, которая служила Святому Павлу купелью крещения 13-летней Приски. На сохранившихся фрагментах древних фресок  воссозданы  сцены крещения и мученической смерти юной христианки, обезглавленной  при императоре Клавдии.
   За время своего пребывания в Риме Святые Петр и Павел были прославлены исцелениями и чудесами. Узнав,  что Апостолы совершают чудотворения силою Святого Духа, ниспосланного на  них  в  день  пятидесятницы, известный в ту пору в Риме Симон-маг попросил  у Петра продать ему этот чудесный дар. Петр ответил, что дарованное Господом не продается за деньги. Тогда Симон-маг хвастливо заявил, что он и простым колдовством совершит великое чудо, воспарив над землей. Своеобразная дуэль началась. Симон-маг, произнося заклинания, медленно поднимался в воздух,  а апостол Петр,  опустившись на колени, вдохновенно взывал к Господу,  чтобы сила Святого Духа не была посрамлена. Усердная мольба апостола была услышана,  и Симон-маг  рухнул  с  высоты, разбившись насмерть.  А Петр, поднявшись на ноги, увидел следы своих колен, оставшиеся на поверхности камней. Эти камни со следами колен Петра, которые углубились с течением времени от прикосновений верующих,  хранятся за чугунными решетками у  спуска  к захоронению Святой Франчески.   Храм, посвященный популярной в Риме Святой Франческе, стоит рядом с  вия Фори Империали на том месте,  где Симон-маг  бросил  своеобразный  вызов апостолу Петру.
   Память об Апостолах хранит и Мамертинская тюрьма. По преданию,  апостол Петр,   нисходя по ступеням в мрачное узилище,  покачнулся и ударился головой о стену.  Руки верующих, почти два тысячелетия благоговейно касавшиеся этого  места,  постепенно  образовали углубление.  В нижней камере,  слева от алтаря стоит колонна, к которой были прикованы святые Апостолы Петр и Павел, а рядом с ней -источник.  Как говорит то же предание,  беседуя со своими охранниками, апостолы обратили их в христианскую веру, и те согласились креститься. Однако воды в камере не было, и тогда Петр повелел быть здесь источнику. Камни расступились, и в полу открылся родник с прозрачной влагой.  Зачерпнув воды, апостол Петр крестил своих охранников.  И теперь в тот  же  источник,  куда погружал   руки  апостол Петр,  может опустить ладони  каждый паломник.
    На вершине холма Оппио стоит храм Сан Пьетро ин Винколи (или Святого Петра в веригах, те.е. в цепях). Выстроен он в  V веке для хранения  привезенных из Иерусалима цепей, в которые был закован апостол Петр по приказанию царя иудейского Ирода Агриппы. Вторые цепи хранились в Риме со времени заключения  апостола в Мамертинской тюрьме. Римское предание гласит, что едва эти цепи оказались вместе,  они чудесным образом соединились, и разорвать их нельзя  было  никакой силой. 
    Памятная часовня  «Кво  Вадис»  построенная за городскими стенами, у развилки дорог,  напоминает  о последней встрече апостола Петра с Христом. По преданию,  апостол,  покидавший Рим из-за преследований римских властей,  увидел идущего ему навстречу Иисуса и недоуменно спросил:
- Куда идешь,  Домине? (Кво вадис – на латыни).
- Иду в Рим, чтобы меня распяли во второй раз.
   Господь исчез,  а на камнях остались следы его босых  ступней. Петр долго сидел, молясь, размышляя и прося поддержки у Всевышнего, а потом вернулся в Рим к сужденному ему распятию. Но и поныне паломники склоняются перед хранящейся здесь мраморной плитой, напоминающей о явлении Спасителя.
   Над Вечным городом возносятся к небесам две памятные колонны с воспаряющими к небесам святыми покровителями Вечного города: колонна Траяна, которую венчает статуя Святого Петра, и колонна Антонина  со   статуей Святого  Павла.
   Как ни странно, но популярная традиция бросания монетки в фонтан Треви идёт из глубины веков и связана с именем Апостола Петра. Издавна паломники, приходившие в Вечный город, оставляли на месте захоронения Апостола Петра монетку, или свою лепту. Именовалась она обол по названию древнегреческой монеты, имевшей  хождение и в  средневековой Италии.  Теперь этот своеобразный ритуал выполняется  у фонтана Треви всеми туристами, ибо сулит возвращение в Вечный Город. А кто не хочет приехать в Рим еще и еще раз?! 
   Православная церковь отмечает День святых первоверховных мучеников Петра и Павла 12 июля. В народе этот праздник называется  Петров день, и он считается серединой, или "верхушкой лета". С этого дня длительность светлого времени  постепенно идет на убыль. В народе сохранилось старое присловие: «Петр и Павел день убавил».