Музей на волнах

Дмитрий Кашканов
Если в центре Севастополя с улицы Ленина повернуть по улице Марата в сторону Южной бухты, затем по неприметной лестнице спуститься к причалам, то за белой кормой госпитального судна «Енисей» можно увидеть высокий серый транец и круто поднимающуюся сходню с именем корабля - «Сметливый». Корабль очень интересный, с богатой биографией. Последний из сохранившихся «поющих фрегатов». Сейчас это музей и поэтому посещение не ограничивается, а только приветствуется.

Добро пожаловать в живую историю, друзья!

В далеком 1969 году большой противолодочный корабль проекта 61«Сметливый» был принят в состав ВМФ. Служба началась спокойно и в первые годы проходила в выполнении текущих задач в Черном и Средиземном морях, многочисленных заходах в иностранные порты и дополнялась прочей привычной и приятной рутиной боевой службы. О том, что задачи кроме учебных бывают еще и боевыми, «Сметливому» пришлось вспомнить в октябре 1973 года при эвакуации семей советских дипломатов из Сирии и Египта во время войны Судного дня, когда обиженные поражением в Шестидневной войне 1967 года арабы попытались вернусь потерянные территории на Синае и на Голанах. У арабов в очередной раз не вышло, а «Сметливый» подучил боевое крещение.

30 августа 1974 года корабль участвовал в спасении горевшего у мыса Херсонес однотипного БПК «Отважный», и практически сразу после этой операции был направлен к берегам Египта на разминирование Суэцкого канала.

В 1977 году корабль серьезно модернизировали установкой нового ЗРК, системы обнаружения подводных лодок и оборудования противопожарной защиты.
Снова начались ежегодные продолжительные боевые службы.

В самые критические годы развала СССР «Сметливый» надолго застрял на Севастопольском Морском заводе, где, несмотря на разруху и дележ флота, провели еще одну объемную модернизацию, кардинально усилив противолодочное вооружение и средства обнаружения подводных лодок. В 1992 году корабль перевели из больших противолодочных в сторожевые.

Военно-морской флот России в условиях иссякающих финансов, отсутствия кадров, предательства правящих элит привычно продолжал поддерживать очень дорогой океанский глобальный статус. Впрочем, всю Холодную войну и гонку вооружений страна пыталась «догнать и перегнать» своих геополитических врагов. Понимали конечно, что Запад может себе позволить тратиться на вооружения, поскольку получает неограниченные ресурсы из ограбляемых стран второго и третьего миров, а в СССР брать ресурсы было неоткуда. Более того, страна, следуя идеологическим установкам, щедро одаривала многочисленных мнимых союзников. В тех странах, откуда Запад большой ложкой черпал свое «изобилие», СССР в ущерб собственному благополучию строил заводы, электростанции, одаривал местные власти техникой и оружием. Бесконечно такой экономический диссонанс длиться не мог и закономерно к 1991 году все посыпалось. Мы проиграли, а Запад впал в нирвану.

Но, давайте не будем углубляться в тему геополитики и вернемся к «Сметливому».

Корабль еще раз поучаствовал в очередной шестидневной войне. На этот раз в грузино-абхазской в 1998 году. Стрелять, слава Богу, не пришлось. Пригодилось установленное оборудование для организации спутниковой связи. «Сметливый» служил ретранслятором.

Начало «нулевых» СКР «Сметливый» посвятил участию в учениях, которые проходили в Средиземном море совместно с флотами иностранных государств, в основном Италии и Греции. Как правило, учения заканчивались успешными победами «хороших парней над плохими» и непременными визитами вежливости. Шел непрерывный медовый месяц проигравшей России и торжествующего Запада.

В Греции особенно любили «Сметливый» за стройность форм, обилие антенн и самолетный звук турбин. Восторженные греки подолгу не отпускали со сцены Российский корабль и на «бис» приглашали его снова и снова на свои бесконечные учения и заходы в порты.

Вероятно, в пику грекам, турки любви к «Сметливому» не испытывали и хорошо хоть не мешали в прохождении узостей Босфора. Но однажды, уже в 2015 году во время стоянки на якоре в Эгейском море, со «Сметливым», традиционно выполнявшим роль ретранслятора, чуть было не столкнулся турецкий сейнер. Турок, груженый уловом, уверенно метил в правый борт, не реагируя ни на прожекторы, ни на команды из громкоговорителей. Очнулся рыбак только после очередей из Калашникова, резко отвернул в сторону и скрылся из вида.

Кстати, позже капитан сейнера, отвечая на допросе по поводу своего поведения, признался, что ничего не было, БПК он не видел и вез свою рыбу все время неизменным курсом.

В связи с этим событием вспоминается американский эсминец «Коул», атакованный лодкой-брандером в 2000 году. Американцы тогда расслабленно наблюдали приближение лодки и никак не проявляли нежелания видеть ее у своего борта. Наверно, мысленно пели хриплым басом: «Я люблю тебя, лодочник».

Пятнадцать лет спустя «Сметливый» имел шанс повторить судьбу незадачливого «Коула», но к счастью, у нашего корабля неслась вахта и на сигнальном мостике, и ПДСС не спали на палубе.

Злые языки говорят, что сейнер под рыбой мог везти тонну тротила и только в последний момент у капитана в мозгу что-то щелкнуло и он решил не умирать сегодня, а продолжить джихад в другом месте.

Заключительные пять лет своей боевой биографии сторожевой корабль «Сметливый» посвятил боевым службам, слежениям за кораблями НАТО и быстро ставшим вражеским флотом Украины.

Наконец в 2020 году, после полувекового служения Родине, «Сметливый» вывели из состава флота. Корабль в сухом доке превратили в корабль-музей и ошвартовали у Минной стенки в Севастопольском филиале парка «Патриот».
Более, чем заслуженная «пенсия».

Собрав перед кораблем на стенке группу посетителей, гид морально готовит туристов к посещению боевого корабля, показывая старые мины и орудия, снятые с различных давно списанных по возрасту кораблей. Черные мины таинственно лежат на своих якорях. Серые стволы зениток ищут в небе вражеские самолеты. Латунь винтов «Сметливого» отражает солнечные зайчики. Посетители тайком щелкают ногтем по лопасти и прислушиваются к долгому гулкому звуку. «Как у корабельной рынды», – поясняет гид особенности волшебного звука.

Корабль принимает гостей спокойно-величественно. Слушая гида, туристы задирают головы и пытаются понять, чем торпедный аппарат отличается от пусковой установки «Уран», а антенна «Ангара» от «Ятагана». Матросский кубрик шокирует привыкших к комфорту современных людей своим минимализмом и аскетизмом. «И как они там помещались на третьем ярусе под этим, как вы называете, подволоком?» - округляют глаза дамы. Их спутники молча прикидывают на себя морской быт. Кто-то благодарит Бога, что не попал сюда, а кто-то сожалеет, что в молодости лишился такого крутого приключения.

Среди кораблей-музеев «Сметливый» отличается в лучшую сторону своей сохранностью. Он пока еще настоящий корабль. На нем сохранены все помещения и большая часть из оборудования. В таком качестве он еще долгие годы будет интересен историкам техники. К сожалению, немногие корабли, ставшие музеями, могут похвастать таким техническим состоянием. Большинство кораблей-музеев, особенно те, что ориентированы на массовое паломничество туристов, превращаются в макеты с устроенными внутри залами, заполненными стендами с фотографиями и витринами с экспонатами.

Приходите на Минную к «Сметливому». Не пожалеете!