Шуйское дело

Ершов Максим Александрович
Шуя — старинный русский город, история основания которого уходит в седое прошлое. С 1387 по 1448 г. существовало Шуйское княжество. С 1403 года упоминаются князья Шуйские, которые владели Шуей на протяжении почти 200 лет. При этом первое документальное свидетельство о городе относится к 1539 году.

Шуя упоминается в Никоновской летописи среди городов, разорённых казанским ханом Сафа-Гиреем, и именно от неё город ведёт своё летосчисление.

В советское время мы многого не знали, зато в Перестройку Шуя прославилась так называемым «Шуйским делом». В память о тех событиях на центральной площади, возле знаменитой Шуйской колокольни, осенью 2007 г. открыли памятник «Погибшим за веру».

Автор — народный художник России и заслуженный скульптор Александр Рукавишников. Монумент тоже народный, ибо создан на пожертвования.

Композицию составляют два священника и юная девочка. Отроковица пытается защитить мужчин, один падает, сражённый пулей, и другого тоже обречён, у него связаны руки. На постаменте выгравировано: «Новомученикам российским — благодарные потомки».

Что хотел донести Рукавишников?

5 марта 1922 года городское население, оповещённое набатом, вышло на центральную площадь для защиты от разграбления Воскресенского собора.

Милиция с толпой не справлялась. Чтобы подавить восстание, предприняли решительные меры. Подоспевшие солдаты ЧОН стали стрелять из ружей и пулемётов, сперва по колокольне, а после поверх голов.

Вот как выглядит трактовка со стороны властей:

«При проходе красноармейцев… раздаются по ним револьверные выстрелы, и толпа окружает красноармейцев со всех сторон. На первые попытки обезоружить полуроту отделенный начальник отвечает приказом стрелять.

Имея перед собой много случайных лиц, любопытных, женщин и детей, красноармейцы по приказу начальника стреляют в воздух и затем пробиваются из толпы, подвергаясь насилиям и забрасыванию поленьями со стороны черносотенцев…

После первых выстрелов со стороны войск толпа разбегается… На очищенной от народа площади остаются 4 трупа с огнестрельными ранами.»

Православный историк протоирей Владимир Цыпин оценивает это в другом ключе:

«Милиция пыталась разогнать людей. Тогда кое у кого в толпе появились колья, которыми они дали отпор милиции. И власти прислали на площадь перед собором красноармейцев с пулеметами. Открыли огонь по толпе: по женщинам, детям и старикам, среди которых была только малая горстка крикунов и драчунов с кольями. Толпа в ужасе разбежалась, оставив на окровавленной площади сотни раненых и пять человек убитых.»

Изображённая на памятнике девочка Анастасия погибла от пули, но вот по раненным не сходится.

Владимир Цыпин участником событий не был, историк родился в 1947 г. Если стреляют по людям, чаще всего соотношение раненых и убитых три к одному, и потому про сотни раненных крайне неубедительно.

В фонде П. Г. Смидовича, принимавшего участие в расследовании, имеется список пострадавших, где значится 10 раненых граждан, четверо убитых, а также два раненых красноармейца.

Дабы разобраться, переместимся в Литературно-краеведческий музей Константина Бальмонта. На момент визита в одном из залов проходила выставка, посвящённая «Шуйскому делу».

Историю назад не отмотать, произошедшего не изменишь.

В 1918 г. большевики принимают Декрет об отделении церкви от государства. Церковные ценности национализируются, но отдаются до поры до времени в бесплатное пользование религиозных обществ. То есть, церковь своим имуществом до поры до времени пользуется, но оно ей по закону уже не принадлежит.

В 1921–1922 годах во многих регионах страны случился голод. Причины его известны: война, сокращение пахотны, засуха, неурожай.

23 февраля 1922 года для борьбы с голодом в Поволжье ВЦИК издаёт Декрет «О порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих».

Согласно постановлению, новая власть забирает из церквей имущество для помощи голодающим. Нефтью на тот момент Россия не торговала, казна пуста, а голодающих спасать нужно. Решение об изъятии ценностей выглядит жёстко, но логично.

Христос пятью хлебами и двумя рыбами 5 тыс. (4 тыс) людей накормил. Если отбросить религиозную составляющую, в первую очередь Он поделил, так, что хватило всем.

С другой стороны, церковь вовсе не открещивалась от помощи, о чём выступил в своём послании патриарх Тихон. Он призвал общины, собирать деньги, при этом резко осудил изъятие предметов, имеющих культовое значение.

Послание было разослано епархиальным архиереям с предложением довести его до сведения каждого прихода.

К этому моменту в Шуе обстановка была двоякой. В городе располагалось большое количество фабрик и предприятий, рабочие которых симпатизировали новой власти.

В Воскресенском соборе находилась Шуйско-Смоленская икона Божией Матери, что делало Шую одним из центров паломничества. Чудотворная икона не единожды спасала от несчастий. Возле иконы отмечены чудеса и исцеления.

Соответственно, верующие изъятие церковных ценностей восприняли в штыки. Их лидером стал настоятель Воскресенского собора, протоиерей Павел Светозаров. Как и настоятели других храмов, он был последовательным сторонником патриарха Тихона.

Обстановка накалялась и 15 марта произошли известные события. По разным оценкам, в столкновении участвовало от 3 до 6 тысяч человек, при этом население Шуи составляло около 23 тысячи человек.

К вечеру порядок восстановили, начались аресты. Из Воскресенского собора экспроприировали 3,5 пуда серебра. Святозаров оказался арестован и 10 мая расстрелян. Вместе с ним казнили иерея Иоанна Рождественского и мирянина Петра Языкова.

Помимо Шуи в других городах произошли аналогичные события. Ленин расценил это проявлением сопротивления советской власти со стороны «черносотенного духовенства» во главе с патриархом Тихоном и предложил развернуть репрессии.

Патриарха стали таскать на Лубянку. Антиправительственных действий Тихон осуждать не стал. На первых порах с него взяли подписку о невыезде, а после поместили под домашний арест.

Далее тактику изменили. Патриарха, в случае его публичного покаяния, решили освободить из-под стражи и разрешить служения.

К этому моменту новая власть запустила в церковь обновленческие структуры. Обновленцы пытались всё прибрать под себя и потому схема сработала. Желая предотвратить смуту, патриарх пошёл на сотрудничество.

В газете «Известия» за 1 июля было опубликовано «Факсимиле заявления гр. Белавина (бывш. патриарха Тихона) в Верховный Суд РСФСР»

"Обращаясь с настоящим заявлением в Верховный Суд РСФСР, я считаю необходимым по долгу своей пастырской совести заявить следующее:

Будучи воспитан в монархическом обществе и находясь до самого ареста под влиянием антисоветских лиц, я действительно был настроен к Советской власти враждебно, причём враждебность из пассивного состояния временами переходила к активным действиям. Как то: обращение по поводу Брестского мира в 1918, анафематствование в том же году власти и наконец воззвание против декрета об изъятии церковных ценностей в 1922.
Все мои антисоветские действия за немногими неточностями изложены в обвинительном Заключении Верховного Суда.

Признавая правильность решения Суда о привлечении меня к ответственности по указанным в обвинительном заключении статьям уголовного кодекса за антисоветскую деятельность, я раскаиваюсь в этих проступках против государственного строя и прошу Верховный Суд изменить мне меру пресечения, то есть освободить меня изъ под стражи.

При этом я заявляю Верховному Суду, что я отныне Советской власти не враг. Я окончательно и решительно отмежёвываюсь как от зарубежной, так и внутренней монархическо-белогвардейской контрреволюции.»

Жить патриарху останется не долго. В декабре 1824 г. при попытке разбойного нападения на его дом в Донском монастыре будет убит близкий патриарху человек, его келейник с 1902 г. Тихон продолжит служить, но это отобразится на здоровье.

25 марта (7 апреля) 1925 года, в праздник Благовещения, патриарх скончался на 61-м году жизни — по официальным данным, от сердечной недостаточности (мнение, что он мог быть отравлен, не имеет официального подтверждения).

10 мая ежегодно в Шуе празднуется День святых Шуйских новомучеников: священномучеников Павла и Иоанна, мучеников Петра, Авксентия, Николая, Сергия и Анастасии. Совершается богослужение в Воскресенском соборе, крестный ход и молебен.

В 2005 году в мастерских Троице-Сергиевой лавры была написана икона «Собор новомучеников шуйских». Икона установлена в Воскресенском соборе.

Вернёмся к вопросу, должна ли была новая власть изымать из храмов ценности в пользу голодающих? Повторюсь, лично мне думается, другого варианта на ту пору не было.

Другой вопрос, что изымать особо почитаемые предметы являлось святотатством. Но кто в те годы о подобном думал? Одни строили новый мир, другие решительным образом держались за старый.

Стоит отметить, Чудотворная икона Шуйско-Смоленская Божией Матери после событий 1922 г. продолжала оставаться в Воскресенском соборе. С неё сняли драгоценные ризы, но саму икону не тронули.

В 1936 г. собор передадут обновленцам, через год закроют и будут использовать под склад. В этот момент следы иконы затеряются.

Некоторые полагают, что её вывезли за границу; другие — что она до сих пор у кого-то из шуян. Остаётся надеяться, что икона сама решит, когда вернуться. Даже в наше время чудеса случаются!