Блок. Шар раскаленный, золотой... Прочтение

Виталий Литвин
«Шар раскаленный, золотой…»


                Борису Садовскому

 
                Шар раскаленный, золотой
                Пошлет в пространство луч огромный,
                И длинный конус тени темной
                В пространство бросит шар другой.
 
                Таков наш безначальный мир.
                Сей конус – наша ночь земная.
                За ней – опять, опять эфир
                Планета плавит золотая…
 
                И мне страшны, любовь моя,
                Твои сияющие очи:
                Ужасней дня, страшнее ночи
                Сияние небытия.
                6 января 1912





Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:

     «
     1 апреля 1920 г. К.И. Чуковский записал в дневнике: «Я спросил как-то у Блока, почему он посвятил свое стихотворение "Шар раскаленный, золотой ... " Борису Садовскому, которому он так чужд. Он помолчал и ответил: "Садовской попросил, чтобы я посвятил ему, нельзя было отказать". Обычный пассивизм Блока.      "Что быть должно, то быть должно"» (ЛН. Т. 92. Кн. 2. С. 253).
     Садовской  (Садовский) Борис Александрович (1881-1952) – поэт, беллетрист, историк литературы. С Блоком познакомился в декабре 1906 г. у Брюсова. Более близкое знакомство относится к началу 1910 г. Садовской- автор воспоминаний о Блоке (Воспоминания, 2. С. 47-57; Садовской Б. Встречи // Звезда. 1968 . № 3. С. 182-186). Письма Садовского к Блоку опубликованы В.П. Коршуновой в кн.: ЛН. Т. 92. Кн. 2. С. 309-314.
     »


     – «И длинный конус тени темной//В пространство бросит шар другой.» – то есть темнота – это не отсутствие света, это излучение его противоположности – тьмы.

     – «…эфир // Планета плавит…» –    В те года – «Эфир (устар.) — предполагаемая всепроникающая среда, колебания которой проявляют себя как электромагнитные волны (Википедия). Всепроникающая среда, которую «проплавляет» Земля…

     – «За ней – опять, опять эфир…» – есть конус света и конус тьмы,  а вне их – эфир.

     – «Ужасней дня, страшнее ночи // Сияние небытия.» – твои сияющие очи – не свет и не тьма, а третье состояние естества – небытие. Привычный у Блока ужас перед женщиной. Ср.:

     «О, нет! Я не хочу, чтоб пали мы с тобой
      В объятья страшные…
                Февраль 1912»

      Во многом оный связан с тем, что Блок понимал, что, если он – посланец Лучезарной Жены, то женщины, постоянно возникающие рядом с ним – посланницы, орудия  Её противника – Лучезарного ( Люцифер – в переводе означает лучезарный, светоносный).