О чём молчит город 1

Вера Столярчук
ПЕПЕЛ АРХИВОВ.  2014 год.  ДОНЕЦК. ЛУГАНСК…

Весна. 2014 год. Донецк
 У Илюши рецидив. Мы снова в областной клинической больнице в детском гематологическом отделении с диагнозом «лейкоз». В Донецке неспокойно. По ночам на улицах слышны автоматные очереди. Город обстреливает украинская артиллерия. Недавно,  снаряд  попал в операционную.  В больнице нет воды.  И это в онкологии! Проблемы с донорской кровью, с лекарствами! Врачи говорят, что такого количества летальных исходов среди детей у них в отделении никогда не было. Страшно! Надо уезжать из города, но Илюша очень плох. Реанимационный автомобиль для поездки в Киев стоит целое состояние! Война разделила людей. Даже здесь, где каждый ребёнок ежеминутно борется за свою жизнь, мамы умудряются  находить силы для споров  о политике. Иногда до драки! Боже вразуми людей!
  Из дневника Марии М. *

Весна. 2014 год.  Донецк
  «На площади у Горисполкома бессрочный мирный митинг. Люди греются около костров.   И … вдруг: «Немедленно все уходите. Сейчас будет зачистка. Квартал перекрыт!». Люди не поверили. А залитый светом проспект зиял пустотой. Тогда ещё никто не знал, что ВСУ будут стрелять на поражение  не только в женщин, но и в детей!»
                Воспоминания  Нины С.
Из книги «Час Донбасса»  г.Горловка,2018г.

Весна. 2014год. Луганская область
« Объявлено  военное  положение. Национальная гвардия Украины применила тяжёлую артиллерию против своих же граждан. Ополченцы приняли огонь на себя, но досталось и мирным жителям. Украинские «грады» работали так, что дрожали стёкла. От разрывов содрогалась земля, а сердце каждый раз сжималось, ожидая близкого прилёта. В Антраците украинские «грады» сработали по городскому рынку. Погибло несколько человек. Осколками пробило детскую коляску. Мама не сразу заметила, что тело десяти месячного малыша обмякло. ..За что убивала нас родная Украина  - мы не понимали!»
Воспоминания Людмилы М.
Из книга «Час Донбасса»  г.Горловка,2018г.


27 июля 2014 года. г. Горловка
 «В этот день мы с другом решили погулять. Сидели на лавочке, общались в центре города – сквере Коммунаров. Дима в этот день собирался уезжать в Одессу, где подрабатывал, приехал в Горловку на три дня, чтобы подать документы в техникум. Он не успел совсем чуть-чуть. В 14.00 у него отходил автобус. А в 13.00 раздался первый взрыв. А потом ещё и ещё. Под нами дрожала земля. Горловку обстреливали со стороны Дзержинска, где стояла украинская армия.
Мы вскочили с лавочки и побежали, как потом оказалось, прямо на взрывы. Я слышала, как осколки стучали по асфальту, в какой-то момент Дима упал. То был один из первых обстрелов Горловки, мы не знали, что в таких случаях нужно падать на землю. В этот момент навстречу нам выбежала Кристина с девочкой на руках. Вдруг в глаза ударила яркая вспышка и меня подкинуло в воздух метра на два. Я упала на левый бок, а надо мной стоял страшный гул…
Перед собой я увидела Кристину. У неё была разорвана в клочья нога. Но она ещё была жива. И всё время повторяла: «Кира, доченька, Кира, доченька!» А ещё шептала проклятия в адрес убийц. Я встала, шатаясь на ноги, и она издала крик ужаса от моего вида. Я не смогла устоять и упала. Только тогда увидела, что джинсовая штанина разорвана и в ней зияет обширная рана. В голове стучало: «Это не я. Это сон. Так не бывает. Так не может быть. Сейчас я проснусь». Но проснуться не получалось».
Из воспоминаний  Юлии К.
Друг Юлии погиб на месте от ранения осколком в голову, девушка получила тяжелейшие ранения и ожоги, перенесла более 30 операций.
Погибли 22 человека, в том числе  Кристина Жук вместе с 10-месячной дочерью Кирой, более 40 человек были ранены.
                По материалам новостных каналов за 2014 год (интернет)
               
8-16 апреля 2014 год. Киев
Целью протестов на юго-востоке Украины изначально была не смена власти, а изменение формы государственного устройства. Согласно опросу жителей этой части Украины, проведённому в апреле 2014года «государственное устройство Украины должно быть унитарным, но с децентрализацией власти и расширением прав областей (45,2 %), федеративным (24,8 %), унитарным (19,1 %)».
Наибольшее количество сторонников децентрализации было отмечено в Херсонской, Запорожской и Днепропетровской областях;
федерализации — в Луганской, Донецкой и Харьковской областях;
унитарного государства — в Одесской области.
 Данные социологического опроса свидетельствуют, что более всего у населения на юго-востоке Украины вызывали тревогу: разгул бандитизма в стране (43,1 %), крах украинской экономики (39,2 %), угроза гражданской войны (31,7 %), невыплата пенсий и зарплат (24,6 %), разрыв экономических связей с Россией (19,7 %) и рост радикализма и национализма (19,1 %).
На вопрос: «Какие шаги Вы ожидаете от центральной власти для сохранения единства страны?»,  жители Юго-Востока  ответили: разоружение и роспуск незаконных радикальных формирований (37,8 %), восстановление экономического и политического диалога с РФ (23 %), обозначение чёткой перспективы экономики Юго-Востока, поддержка предприятий региона (22,4 %), отмежевание от националистической и радикальной риторики (16,3 %).
Международный институт социологии. Киев



ГОД 2022 от РОЖДЕСТВА  ХРИСТОВА.  Мариуполь

Мои улицы, проспекты, проулки, перекрёстки! Они – артерии и вены. Здесь вечное движение: без остановок, без отдыха, без сна.
     Моя опора, мой остов – дома.
     С чего начинался Город? –  С белых мазанок, хаток, изб.
Они первыми появились на берегу реки, около моря. А потом…  Много чего было потом!
Выросли домны, мартены, а к ним добавились бараки, пятиэтажки, девятиэтажки … В  них жили люди.
     Люди строили дома, а потом ломали их, давали названия улицам и площадям, а потом придумывали новые названия. Даже меня они переименовывали несколько раз. Но я оставался всё тем же приморским Городом со своими улицами и горожанами.
     Ко мне можно относиться по-разному: восторженно и равнодушно; обыденно и по-деловому. Можно считать меня  красивым или невзрачным, провинциальным или продвинутым. Но моя суть от этого не поменяется. Я был Городом для людей, которые здесь жили и работали. Я – объединил этих людей! 
  Я – Город! Я – целое! 
***
СТРАНИЦЫ  ПОТЕРЯННОГО  ДНЕВНИКА:
     Любила ли я  город, в котором прожила больше двадцати лет? Вряд ли. Ни с первого, ни со второго, ни с третьего взгляда он не виделся мне ни современным, ни красивым.  Унылые серые улицы невольно  ассоциировались с чем-то грубым,  неряшливым  и пыльным. Десятки заводских труб, взявших его в полукольцо,  дни и ночи напролёт окуривали центр и окраины жёлто-серыми дымами. Невозможно было избавиться  от удушливого смога  на протяжении недель и даже месяцев.
     Да и смена времён года не особенно радовала. Лето приносило неимоверную жару или «спеку» по-местному,    раскаляя  стены домов до температуры мартеновских печей и превращая  асфальт в мягкий пластилин. Зима: сопливая, ветреная, бесснежная –  постоянно проверяла на прочность непромокаемость  шуб и курток, сапог и ботинок. А обледеневшие тротуары и дороги  превращались в каток для людей и машин.
    Но… привыкнуть можно ко всему: к грохоту товарных составов  в нескольких метрах от  городского  пляжа  и  к   морскому песку, в котором было больше руды, чем самого песка;  к ветру с запахом гари и тухлых яиц и  к переполненным урнам на мусорных кучах…. Да много ещё к чему можно привыкнуть, если  место, где давно  живёшь, считать своим домом, пусть и не родным…
     Но даже не любя город, я никогда не желала ему несчастья!
Ведь при всей его безалаберности и убитой экологии,  природа дарила иногда щедрые подарки: лёгкий морской бриз или  волшебно красивые весну и раннюю осень. Первая поражала  буйным цветением, а вторая –  пышным увяданием.
     Или  ночи…, что под своим  покровом скрывали контуры домов, заводов,  пыль, грязь, но зато   разукрашивали  миллионами  огней тёмное пространство, превращая город во что-то совершенно  фантастическое  и феерическое…  Когда-то я написала об этом стихи:

                ***
Рассыпался город осколками света
По краю  вишнёвой, вечерней зари…

Да это было …  Но сейчас, кажется, что в прошлой жизни! 

 
ГОРОД:
     Всего неделю назад  феерия моих электрических  огней  начиналась совсем  иначе, нежели сейчас. С наступлением сумерек постепенно:  улица за улицей, переулок за переулком, проспект за проспектом – всё оживало под ярким светом фонарей  Растянутые вдоль и поперёк, гирлянды лампочек загорались  голубыми, розовыми, оранжевыми звёздами. И по мере наступления темноты светили  ярче и ярче. Перемигиваясь с красно-жёлто-зелёными огнями светофоров,   с фарами и сигнальными огнями  проезжающих автомобилей, они создавали удивительную  светомузыкальную симфонию   ночного  пейзажа.   А чуть позже оживали  тёмные окна высотных домов  и маленьких домиков,   излучая золотистый свет тепла и благополучия!
     Моя феерия огней! Светомузыка  мирной ночи…
     Но весна этого  года  началась совсем иначе!
Вместо сверкающего огнями Города, Я превратился  в    зловещее огромное, расплывчатое пятно под чёрным, беззвёздным небом. Погасли привычные факелы над домнами, не горели мартеновские печи… Потухли светофоры. Как-то сразу  исчезли машины, автобусы, трамваи, троллейбусы и…люди! Всё встало и замерло в ожидании чего-то непонятного,  в тревожном предчувствии  неизбежного! Силуэты зданий   окутала мгла. Клочья дыма и тумана, колеблясь на ветру, сделали меня похожим на  огромное мохнатое чудище,  заглатывающее одинокие случайные огоньки  мобильных телефонов и карманных фонариков.
     Непроглядная тьма  и тревожное ожидание ещё более трагического и неизвестного продолжалось несколько дней.
     А потом началось! От бомбовых и артиллерийских  ударов  содрогнулась земля! Оранжево-красное зарево  взрывов окружило меня. Гул самолётов, грохот разрываемых снарядов был непрерывным. Ночное звёздное небо заволокло чёрным  дымом. То в одном, то в другом месте ярким пламенем  вспыхивали поражённые цели и долго горели гигантскими факелами. В считанные мгновения исчезали целые этажи многоквартирных домов, а потом и сами дома…
     Спустя несколько дней, когда в небе появилась полная луна и словно прожектором осветила затаившиеся окрестности, поднялись, словно призраки, обугленные многоэтажки, в окнах которых всё ещё горел огонь пожара!

***

НЕОТПРАВЛЕННЫЕ  ПИСЬМА:
     Здравствуй, Илья!
     Ты, наверное, удивишься, если получишь это письмо. Действительно, зачем тратить время на письма, когда есть интернет и телефон. Но беда в том, что  в городе больше двух недель нет интернета, нет телефонной связи, не работает почта. Зато есть   уйма свободного времени и огромное желание общения (хотя  бы  письменное, хотя бы  в одностороннем порядке!).
     Мы давно знаем друг друга.  Вместе учились, вместе служили. Ты помнишь остров Котлин? Учебку? Службу на корабле?  Как мы ждали весточки из дома! Помнишь мою «любовь» к написанию писем? Только ведь если не напишешь, то и ответа не будет! Лиля  смеялась над моими посланиями. Называла их «письма по нужде»! Как она потом иронизировала:  читать их было «очень интересно», ведь  содержание сводилось всего к трём словам: «Здравствуй! Нормально. До свидания!»
      Сколько времени прошло! Как всё изменилось! Даже моя любовь к письмам стала без кавычек! Но всё равно хочется вернуться в прошлое, в молодость…
А сейчас в моей жизни случилось так много всего, что я решил доверить эти события бумаге и тебе.
     Ты в курсе, что мне пришлось пережить в последние годы. Лиля покинула этот мир, и я стал вдовцом. Моя сестра и дочка, как могли, поддерживали меня.  Но чувство одиночества, безвозвратной потери любимого человека не покидало меня ни на одну минуту. Мне ничего не хотелось и меня ничего не интересовало.
     Прошёл год. Накануне нового 2022 года сестра решила меня немного отвлечь и предложила встретить год, не как было принято у нас в семье, т.е. дома, а в каком-нибудь людном месте. По её теории, среди людей, музыки, шума дурные мысли быстрее улетучиваются.  Я не спорил, хотя, честно говоря, большого желания не было. Но, в конце концов, решил согласиться. Это была моя первая встреча Нового года в ресторане за долгие годы.   Всё-таки, подумал я, будет что вспомнить.
     Мы с сестрой  заняли заказанный столик. Нам  принесли напитки. Ведущий  вечера в костюме Деда Мороза подходил к каждой отдельной компании и что-то говорил гостям, невольно привлекая внимание всех присутствующих.
     Я тоже повернулся и посмотрел на соседний столик, к которому подошёл Дед Мороз. За столиком сидели две пары. И вот одна из женщин обернулась на вопрос ведущего, и я обомлел. Передо мной сидела Лиля! Именно такая, какой я её помню: тот же взгляд, та же прическа, тот же поворот головы. Я окаменел. Сестра заметила моё состояние и спросила: что со мной? Я взглядом показал на соседний столик. Она тоже была ошеломлена сходством. Если бы видел только я, то подумал, что это призрак, что мне мерещиться. Но рядом была сестра и она видела то же самое.
     В первый момент мне показалось, что я схожу с ума.  Лиля – такая родная, близкая сидела совсем  рядом. Я не мог оторвать взгляд от этой женщины и еле дождался музыку, чтобы пригласить её на танец. Я буквально выхватил её из рук  спутника и вывел  на танцпол. Я смотрел на неё и не мог насмотреться! Это была её, Лилина, ни с чем несравнимая ироничная улыбка, её неторопливость и плавность ... Такого не могло быть! Но это было! Я понимал, что передо мной  совсем другая незнакомая женщина, но  сколько в ней  было знакомого!
     Музыка закончилась, а я не мог отпустить её руку. Она  очень мягко высвободилась и пошла к своей компании, а я присел за свой столик с твёрдым намерением снова пригласить её, хотя прекрасно понимал, что  со стороны мои действия выглядят  не совсем прилично. Сестра, понимая  моё состояние, подошла к спутнику женщины и что-то начала ему объяснять. А я ждал следующего танца…
     Почти всю новогоднюю ночь я танцевал с ней. Я как будто бы вернулся в прошлое, в свою счастливую семейную жизнь. Я наслаждался каждой минутой, подаренной мне судьбой и этой волшебной новогодней ночью. Музыка играла очень громко, и я почти не слышал, что она говорила. Я же нёс какую-то ахинею, но она меня, к счастью, тоже плохо слышала.
     Я ничего о ней не узнал: как её зовут, где она живёт, номер телефона … Возможно, она бы и не сказала, потому что появилась из другого мира, из другой жизни и вряд ли  захотела бы впускать меня в свой круг.  Но я должен был спросить … Хотя не спросил. Она исчезла в три часа пятнадцать минут, а я не пошёл за ней… 
     Ресторанчик находился в районе, где жила моя сестра. С той новогодней ночи я стал чаще наведываться к ней в гости, надеясь, что случай будет на моей стороне. Но незнакомку встретить больше не получилось. А встретить очень хотелось. Хотя бы издали. Это как встреча со своим прошлым, со своими самыми светлыми воспоминаниями, но вживую
Вот такая глупая  романтическая история. А через месяц и двадцать четыре дня начались в городе военные действия…
                Макс
 
СТРАНИЦЫ  ПОТЕРЯННОГО  ДНЕВНИКА:
     Я говорю себе – успокойся! Это только сон. Страшный сон. Проснёшься, примешь душ, оденешь чистое выглаженное платье,   выпьешь чашку свежезаваренного крепкого кофе. А потом посмотришь в окно и увидишь обычную картину: раннюю весну, лёгкий дымок над крышами частных домов (холодно, хозяева ещё топят печки), стайку детей с рюкзаками, спешащих к школе; переполненные автобусы и маршрутки, снующие между микрорайонами и комбинатами-гигантами, и – успокоишься. 
     Разбудите меня! Ущипните, вылейте на меня  холодную воду, растолкайте, наконец! Но разбудите!  Ведь то, что я вижу за окном, не может быть  реальностью!
     Разбитые дороги с воронками от снарядов.  Дома без крыш. Руины многоэтажек. Серые силуэты мёртвых гигантских домен. Десятки труб без дыма. Уныло бредущие люди с рюкзаками, чемоданами,  тачками, колясками. В некоторых тележках (взятых из  супермаркетов)  немощные   старики, инвалиды, дети. Процессия длинной вереницей  тянется из сожжённых микрорайонов на запад,  не обращая внимания на возможные обстрелы и осколки от разорвавшихся снарядов.
     Какой душ! Какое кофе! Мечты…Вода, свет, газ остались только в воспоминаниях. Вода в нескольких  километрах от дома в колодце, до которого ещё надо дойти. Газ заменил костёр с отсыревшими дровами. А электрический свет – свечи и керосиновые лампы.
     Но то, что я хотела видеть в реальности, видела только во сне. А в реальности я видела кошмарный сон. Шизофрения!
     Человеку, который всю свою сознательную жизнь   прожил в более- менее  благополучном обществе без войн и конфликтов, не готовясь к тому,  что кто-то ежедневно будет отнимать у него право на жизнь, трудно представить ситуацию, когда в течение многих дней оказываешься заложником чьих то политических амбиций! И не просто оказываешься, а реально попадаешь в эпицентр обстрелов и бомбёжек.
     Что я чувствую, когда  стреляют с востока и запада, с севера и юга, находясь в своей квартире, которая в свою очередь находится на линии огня?! Наш дом можно сравнить с  сеткой на теннисном корте! Только вместо мячика через сетку (дом) перебрасывают не мячик, а артиллеристские снаряды, которые сразу взрываются за домом и перед домом! Многочисленные осколки попадают  в окна квартир. Взрывные волны выбивают целые рамы! Ни одна квартира в доме  не осталась без этих «подарков». И на мой балкон  вчера прилетел осколок – расплавленный кусок металла около 10 сантиметров, разбил стекло и срикошетил в противоположный угол. А ведь я ушла оттуда буквально за минуту до его прилёта!
     Военные спецы советовали прятаться…Первый вопрос  –  куда? Второй вопрос  –  когда? Оповещения, связь  –  не работают, сирены не гудят. А обстрелы  каждые 15-20 минут. Бомбоубежищ в микрорайонах нет! Возможно, они есть в элитных домах, в центре… Не знаю.
     В нашем распоряжении только неподготовленные сырые подвалы с одним выходом, в которые не каждый сможет спуститься по скользким лестницам.
     Как защитить себя? Только  стоять, вжавшись в стену в межквартирном коридорчике, прижимая  «тревожный» чемоданчик и слушая очередной свист пролетающего снаряда, и…молиться!

                ***
Стал Вавилоном мой привычный мир.
И с каждым камнем рушатся надежды.
Взорвали  стены, выкопали  рвы,
Уже не будет так, как было прежде!...






Продолжение следует   http://proza.ru/2023/08/27/1387