Космея- звёздный цветок

Татьяна Немшанова
Космея, космос (cosmos) – цветок из семейства сложноцветных, астровых; однолетнее или многолетнее; холодостойкое, неприхотливое к почвам. Завезен в Россию с Американского континента. В природной дикой среде распространено в Северной и Южной Америке, особенно характерно для Мексики. В России встречается в европейской части, чаще – на неблагоприятных почвах. Лекарственные свойства официально не изучены.

На Южном Урале, в Челябинской области культивируется давно. Цветы – изящные! Высаживаются густыми зарослями вдоль дорог. При цветении достигают высоту в метр. Цветы – белые, светло и ярко розовые. Последние годы культивируются жёлтые космеи, только последние - уже из привередливых и капризных созданий рук человека, - не природы. На Севере Югры (Ханты-Мансийский автономный округ) выращивать их мне не удалось – мёрзнут.

Примечательно, что название «астра», «астровые» лежит корень «звезда». Получается, что космея (космос) - из «звёздного» братства.

***
Короткое северное лето так незаметно, столь быстро уходит и исчезает, словно тает, переходя из состояния весенней зимы в состояние осенней зимы с лютыми северными морозами посередине. Чистое прозрачное небо – белёсое ближе к земле и голубое в зенитной высоте, - это конец августа. Первые августовские заморозки, первые инеи на деревянных дорожках, листках огородных и лесных трав, на трубах ещё не обогревающих теплотрасс, на крышах домов – это преддверие быстротечной осени и нескончаемой зимы после неизбежно исчезающего лета. Лета… – разочаровавшего северян, вновь и вновь, своей скоротечностью, своей конечностью, быстрым, слишком уж скорым уходом с земли Приполярья Западной Сибири.

***
Нежно - розовые, шелковисто-белые, солнечно-жёлтые, люминисцирующе –малиновые, на тонких высоких стебельках, ветвящихся, упругих, с ажурным кружевом изящных листьев; желтая сердцевина – ядро с пиками тычинок – это космея. - Восемь лучей – лепестков, у каждой раскрывшейся звезды; тонкий аромат… - рождающий ностальгическую тоску о чём-то забытом, о чём так хочется вспомнить, но никак не выходит. Букет «звёзд» поместила в стеклянной банке… - Нет! – не в хрустале вазы, а, как и прежде, – в детстве и в юности, - в обычной банке из-под консерваций!..

Подобно звёздному небу: крупные лучистые звёзды – это распустившиеся цветы. И рядом с ними далёкие звёзды – мелкие и крупные точки бутонов, вот-вот готовых выплеснуть в межзвёздное пространство грядущей осени свет вырвавшихся лепестков. Каждый нераскрывшийся бутон, каждый цветок, живущий и погасший, покоится в чашечке из остроконечного восьмилучевого зелёного околоцветника, похожего на фантастические конструкции межзвёздных кораблей! – Такова космея!

Погасла хрупкая звезда: опали алые паруса тончайших шелковистых лепестков. Но жизнь не покинула звёздный цветок – народились острые лучики семян, готовых через год зажечь сверхновую звезду!

- Роскошный цветок детства! – неизменный неприхотливый обитатель южноуральских палисадников, клубных и школьных клумб далёких семидесятых! Его выращивали там, где другие цветы, привередливые, требовательные к постоянному вниманию, отказывались жить. Он рос и неизменно цвёл вдоль шумных пыльных дорог, возле новостроек с оставленной строителями грудой стекла, бетона, ржавого металлолома, камней больших и маленьких на месте прежде облагороженной почвы.

Цветы люди не огораживали заборами от вездесущей ребятни и коз. Зацветая летом, они небом, бесконечным от живых звёзд, привычно скрашивали следы человеческой «цивилизации». Цветок был совсем обычным, привычным для горожан и сельчан – как небо, звёзды! На них мало, кто обращал внимание из прохожих.

- «Космея», «космос» – так люди назвали цветок, - столь обычный и привычный, как небосвод, загадочный и непостижимый, как бесконечность Вселенной. Цветок далёкого дома, где по-юношески жилось так прекрасно в ожидание грядущей взрослости. Где мечталось о полётах к сияющим звёздам, а ночной звон кузнечиков, сверчков, сливался в единую симфонию с голосами песен под гитару у каждого подъезда пятиэтажки. Тогда ещё не строились небоскрёбы. И едва уловимым ароматом космеи наполнялась ночная прохлада.
Разбрелись одноклассники: кому суждено судьбою открывать тайны Земли, кому строить космические корабли, кому учить детей, кому стать солдатом, кому-то писать, кому-то считать, кому-то - жить долго и счастливо, а кому – то - коротко и плохо - у всех предначертан свой звёздный и земной путь.

То происходило на Южном Урале - за тысячи километров отсюда, от Севера Сибири. А здесь, где из окон сельской школы видны почти круглый год заснеженные горы Приполярного Урала, уходят в прошлое последние дни августа. Скоро - «Первое сентября», - дети пойдут в школу. Первый заморозок уже окрашивал искрящимся инеем незащищённую солнцем и снегом землю. «Звёздное небо» непривычной к северным холодам космеи, впервые за десятки лет, расцвело в моём огороде. И оно выдержало холод Севера - не потухло.

Опасаясь нового инея, уже тёмной ночью, когда пар шёл от дыхания, сорвала букет распустившихся белых и розовых космей. Цветы холодили руки космическим холодом и были прекрасны, даже в темноте холода. Рушить «звёздное небо» мне жаль. Но часть земного «неба» из десятка разноцветных звёзд, теперь стояла на столе, источая запах давно забытого детства, пробуждая память, увлекая её в пространство прошлого.

***
Помнится: лишь стоило крупным душистым цветкам распустить свои лучи, как в огород пожаловали столь редкие в здешних краях большие шмели. Однажды, даже, прилетела крохотная настоящая пчёлка! - неведомо откуда появившаяся в наших краях, – какими ветрами занесённая?! Почти тысячу километров южнее - на юге Ханты-Мансийского автономного округа, дикие пчёлы встречаются. Они столь редки и немногочисленны, что чуть ли не занесены в Красную книгу. На севере Югры за все годы жизни здесь, а это - почти тридцать лет, диких пчёл мне встречать не доводилось.
Необычно яркие цветы собрали их со всех окрестных лесов: столь редко на Севере подобное цветочное сияние, особенно - на пороге холода осени!

Прилетевших за нектаром шмелей оказалось числом гораздо больше, чем распустившихся «звёзд». С восходом солнца и до заката в каждом цветке копошился шмель, а то и – два. Остальные трудяги летали рядом, нетерпеливо ожидая своей очереди осмотреть зазывно влекущий цветок на предмет оставшегося после конкурентов нектара.

Космея никогда не пустовала. В темноте, в холодеющих, неприятно влажных от вечерней росы цветках, оставались на ночлег шмели, в надежде, что новым утром космические цветы наполнятся вновь нектаром, накормят трудолюбивых насекомых.

Холод и сырость сковывали движения изголодавшегося насекомого. Крупный - почти в сантиметр размером, а то и больше, - полосатый, с жёсткой щетинкой, с короткими упругими крыльями, подогнув к брюшку чёрные лапки, шмель застывал, засыпая в алом цветке. Казалось: он не спит, а умер. Насекомое можно трогать пальцем, брать на ладошку: красивое, мощное! Оно не подавало признаков жизни. Но наступало утро и терпеливый отважный шмель, отогревшись в лучах взошедшего солнца, первым, опередив собратьев, обследовал старые и только что народившиеся цветы.

Не обратила б внимание ни на цветы, ни на шмелей, если не одно обстоятельство: пока космея не цвела, каждое утро приходилось долго и нудно вручную опылять каждый распустившийся жёлтый колокол кабачков, тыкв, несчётные колокольчики огурцов в теплице; потряхивать многочисленные кусты томатов. Ручное опыление не давало ощутимых результатов, хотя отнимала уйму времени. Цветы, не опылённые, осыпались, плоды не завязывались, на урожай надежды гасли пропорционально убывающим дням лета. Но вот вспыхнули на гряде первые розовые звёзды космеи, и к ним слетелись десятки шмелей, попутно осматривая каждый едва распустившийся цветок других огородных культур. Не прошло и пары недель, как квартира заполнилась вёдрами огурцов, штабелями кабачков, бесчисленными банками домашних консерваций. Кисти томатов покрылись завязями плодов, горох и бобы под тяжестью стручков склонились к земле. Так всего-то десяток привычных с детства цветков, призвав на помощь крохотных помощников - шмелей, проделали колоссальную работу, невыполнимую для человека, обеспечив небывалый урожай овощей моей семье.

Шмель. Без его кропотливой заботы урожая на наших северных огородах не дождаться даже при умелом соблюдении всех агротехнических приёмов.
Сложно поверить в то, что от маленького насекомого, привлечённого яркостью цветов, зависит благополучие северянина - его здоровье, его полноценное питание – его урожай.

Занимаясь огородничеством на Крайнем Севере Сибири, мы сосредотачиваем внимание, как правило, на удобрениях, прополке, поливке, температурном режиме, сроках вегетации, забыв привлечь в помощь древнейших помощников людей - пчёл. А позвать их к себе в огород просто: стоит лишь не пожалеть кусочка земли для цветника и… - чуть- чуть любви к ним. Не зря же неприхотливая космея в огородах наших уральских бабушек и родителей стала обычным жильцом!

***
Цветки космеи в доме оттаяли, распространив по квартире тончайший аромат осени и детства. Отогрелся и проснулся спавший в цветке шмель; загудел, засуетился. Накрыв тряпочкой, чтоб не помять крылышки, поймала обеспокоенное насекомое и выпустила в форточку на волю – лети! Вскоре пришли школьники, попросили цветов для учителей – завтра в школу! Собрала громадный букет космей - отдала: пусть радует других, оставит незабываемый след памяти в других сердцах!

 Огромные нежные звёзды раскрытыми глазами смотрят на меня, качая головками на тоненьких шейках стебельков в такт скольжения ручки по бумажному листку. Запах осени! Запах начала школьных занятий, запах школы, недавно покрашенных парт, цветочных букетов, новых учебников; далёкие мечты о небе, о Космосе вновь возвращены из прошлого в настоящее скромным звёздным цветком, мудро кем-то названным: «космос»! «Космея» - имя, наполненное тайной Вселенной!

***
Холод и яркое солнце – таково противоречие северной осени, и даже не осени, а конца лета!

Холод и сверкающие звёзды – это данность северной осенней и зимней ночи. А между ними промелькнёт на новом круге земного бытия краткий миг цветения в непрерывной смене наших жизней.

22 сентября 2022 г.. Прошли годы…
Осенью 2021 года, на Южном Урале, просунув руку меж штакетин палисадника, собрала вызревшие семена – как в детстве! Украла! Чтоб посадить у себя. … Конечно, стыдно, но иного способа обрести не нашлось. Они тут растут, как сорняк. Семена никто не собирает. Всходят самосевом.

Весной, на Севере, посеяла в горшок на рассаду, а летом высадила на кабачково- тыквенные гряды. Цветы разрослись. Вымахали в метр высотой. Красиво цвели до заморозков. Заморозка не перенесли и поникли. Семена успела собрать. – Не знаю, посажу ли на следующий год?!.. – жизнь крепко закручивает гайки.
Очень много за 2021-2022 года ушло навсегда знакомых и родных, преимущественно из нашего поколения. Вчера объявлена частичная мобилизация военных резервистов. Заводы переходят на особый режим. Луганская, Донецкая, Херсонская, Запорожская территории проводят референдум о вхождении в состав России. Такое Запад нам не простит. И теперь открыто будем защищать не сопредельные республики, а свои границы. Пока называем обстрелы Белгородщины, Курской области терактами, а по-сути – это –война! Как её не назови.

Написано 2007 – 2008 год. Редактировано 21 июля 2021 года. 22 сентября 2022 г. текст восстановлен по черновикам, дополнен. Пятница, 25 августа 2023 г. переделываю текст. Над текстами постоянно работаю, меняю, дополняю, убираю неактуальное. Жизнь круто меняется. Сегодня исполняется ровно год, как дети похоронили отца- таёжника, погибшего в тайге, в мае 2022 года, на родине – на Урале.

С утра, которые сутки, заливают холодные осенние дожди. Последние годы погода непредсказуема, точнее: контролируется не Природой, а человеком. Каждая страна гонит облака, туда, куда выгодно. Идёт климатическая бойня. По всем признака уничтожается наш урожай зерновых. Ежедневные сводки то об аномальной засухе, то потопы. А у нас на Севере который год фактически осталось два, а не четыре сезона года. Вот и сейчас, как уже предвиделось, после тропического зноя, пришла северная зима. – Заливает дождями кислотными, холод! Резко природа зачахла, погрустнела. Набираю дождевую воду, только с облаков выпадает чернозём! Которого на Севере не имеется… А на грядке, как и годы прежние, средь выживших кабачков, расцвела красная космея.

Ключевые слова:
Цветок, космеи, шмель, кипрей, урожай, огород, урожай, осень, огородничество, Север, Крайний Север, насекомые, опылители, кабачки, тыквы, Урал, Приполярный Урал, Северный Урал, Южный Урал, Западная Сибирь, звезда, астра, цветоводство, овощеводство, школа, школьник, первоклассник, первое сентября, заморозок, холод, август, сентябрь. 2008, 2021, 2022, 2023, Тулпаремшан, природа, Луганская, Донецкая, Херсонская, Запорожская, территории, референдум, мобилизация, семена, космос, самосев, посев, Белгородщина, Курская, Вселенная, букет, пчела, Красная Книга, Россия, Западная Сибирь, Югра, Крайний Север, Американский континент, природная среда, Северная и Южная Америка, Мексика, европейская часть, почва, Лекарственные свойства, растение, дикое растение, Челябинская область.


Анонс.
Южноуральский цветок космея расцвёл на Крайнем Севере Западной Сибири, в Югре, всколыхнув воспоминания, поспособствовав привлечению шмелей –опылителей, к северному огороду.

Фото автора.
На фото: Россия, Западная Сибирь, Югра, Крайний Север, Цветок космеи, шмель на цветке кипрея.

Очерки. Природа Урала и Сибири.

ЗВЁЗДНЫЙ ЦВЕТОК - КОСМЕЯ