Одноклассникам не читать

Пётр Славин
 

Когда приближается 1 сентября,я вспоминаю,что это день начала Второй Мировой войны. В то время,как все нормальные граждане вспоминают и отмечают его как День Знаний,-большой праздник и ,с некоторых пор,выходной день. Но,про Вторую Мировую вспоминать не актуально,- как бы Третья не началась,- поэтому и я хочу поговорить про День Знаний. Про школу,про мою школу,про нашу школу,какая она была,есть,и какую хочется.
  В этот день принято петь дифирамбы своим любимым учителям,поругивать чиновников и администрацию за нерасторопность и недочеты,покупать цветы,ругаться по поводу формы одежды с детками-подростками,запускать воздушные шарики на линейке,которые потом сдувшимися презервативами уныло висят на проводах и ветках деревьев.
 Ничем этим я заниматься не буду,ибо заботы о своей школьнице я благополучно переложил на жену,что вполне естественно; существующая система образования вызывает у меня уныние и аппатию; воспоминания о своих чудесных школьных годах,- неудовлетворенность и вспышки агрессии.
 Нет,детство,само собой,- милая пора,это лучшая пора в жизни,наверное любого человека и воспоминания о школе - составная часть этого милого времени. Но,вспоминая школу,мы вспоминаем с любовью и ностальгией,своих друзей-товарищей,шутки и проделки,какие то внешкольные приятные моменты. Игры на переменах,походы,футбол,школьный театр и кинотеатр,первая любовь,пиво...Все это прекрасно,конечно,но к собственно школе имеет косвенное отношение.
  А школа...Я хочу вспомнить свою школу,своих учителей,поскольку учителя - это и есть школа. Ну,и учителей в широком смысле слова,ибо нас всех,всю жизнь кто то учит.Даже больших начальников кто то учит.Ну,разве что правителей никто не учит,зато их сразу расстреливают.;
  Итак,про начальную школу я сказать ничего не могу,ни хорошего,не плохого.
Учительницу,естественно,прекрасно помню- дородная женщина,похожая на певицу Зыкину,спокойная и авторитетная. Все мы ее слушали и слушались,она нас не ругала,но говорила весомо и убедительно. Не думаю,что мы ее любили,но безоговорочно слушали и почитали. Я поступил в первый класс,уже прекрасно читая,а в те годы читать учили еще в первом классе, и ,как это не странно,мои успехи в чтении отнюдь не шли мне на пользу. Просто,там где основная масса детей пальчиком водила по слогам: - ма ма,мы ла,ра му. Я уже прочитывал всю главу и скучая смотрел в окно. В другой раз,наоборот,пропускал новое для себя и в голове складывался порядочный ералаш. Так что,родителям первоклашек стоит учитывать этот момент.
  В четвертом классе,у нас как и положено появился классный руководитель и учителя по предметам.
 Строгая и красноносая Варвара Макаровна,представившись,ласковым взглядом оглядела своих подчиненных,сказав,что будет вести у нас алгебру. Я,почему то подумал,что до "начала анализа",я не доживу. Ее любовь к нам,несмышленышам,я почувствовал уже на первом дежурстве,когда мы с моим дружком Васькой Травиным убираясь в классе после уроков,разыгрались и начали бросаться друг в друга тряпкой. Вася швырнул в меня тряпку,я ловко увернулся и тряпка попала в высоченный кактус,который закачался и стал падать. В этот момент в класс зашла классная и так рявкнула в мой адрес,что кактус не удержался и непременно бы упал,если бы...Если бы я машинально не схватил его руками. Что тут было: вопли Макаровны,Васькин смех,и мои восклицания сквозь слезы. Я думаю,современные дети,выразились бы более душевно.
 Вот эта женщина,безусловный знаток и любитель математики,долгих семь лет,выбивала из наших голов дурь и ленность,и вколачивала бесконечные таблицы умножения,тангенсы и котангенсы,синусы и косинусы и прочую дребедень,которую она называла гимнастикой ума. Я с уважением отношусь к гимнастики,но от ее гимнастики умнее я не стал,и в жизни она мне точно не пригодилась. Свирепая и властная,она пыталась сделать из нас отличников и хорошистов,занимать первые места во всех конкурсах и смотрах,ломая неокрепшие детские души и психику,прививая неуверенность и страх. Воспитывая в духе советского тоталитаризма,дисциплины и послушания.
 Я,помнится,как раз в четвертом классе заболел и много пропустил. Заболел видно серьезно и матушка сильно опекала меня. Классная восприняла это в штыки и буквально террорезировала меня за вынужденные пропуски.
 Под стать ей была учительница черчения,- Екатерина Арнольдовна. Маленькая и кривоногая,удивительно похожая на артистку Ахеджакову.
Она постоянно называла меня болящим и ставила оценки исключительно за красивые глаза. Меня,ребенка,это страшно бесило и злило,но не возразить,не как то одернуть чертежницу,я не решался. Кстати,думаю,что на самом деле,красивые глаза - это очень большое достоинство,но вот,только обладатели этих самых "красивых глаз,"это совершенно не ценят. И зря!Но это к теме повествования не относится,а вот относится то,что мне все время попадались такие учителя,командиры,начальники,- злобные,агрессивные,истеричные,норовившие если не укусить,то лишить премии. Впрочем,как говорил один из них:- на то и щука в реке,что б карась не дремал.
 Под стать классной,был и командир взвода в военном училище. Об учебе в котором я написал в рассказе "На службе военной"
 Но,грех гневить бога,хватало учителей которых мы любили и уважали. Взять,хотя бы географичку,которая прекрасно зная свой предмет,интересно и с увлечением рассказывала его нам,дополняя собственными историями и впечатлениями. Она объездила наверное пол мира,это в те то годы. И это ответ тем невеждам,что говорят о некоем "железном занавесе"в Союзе Советских.
 С уважением я относился к преподавателям русского языка и литературы,которые,к сожалению,часто менялись,но были очень грамотными,знающими,любящими свой предмет педагогами,а главное,любящими детей и умевшими донести эти нудные и мудреные предметы,особенно русский.
 Преподаватель химии,Елизавета Алексеевна,была классным руководителем парралельного класса. И,соответственно,представляла для нашей классной,как бы конкурирующую фирму. Но,по бойцовской хватки,до нашей ей ,конечно,было далеко. Я химии не знал,не понимал,но при этом учился на хорошо и отлично. Поступал я мудро: выучив,на зубок,какую нибудь тему,зазубрив формулы,я тянул руку и сам вызывался к доске. Четко,по-военному,доложив тему я производил хорошее впечатление на химичку. Видно было,что она довольна и рада,за такое отношение к ее предмету. Химическая афера лопнула на экзамене,когда я тупо смотрел на простейшие уравнения не видя их решения.Химичка удивлялась,возмущалась,и в конце концов,сама же прошептала мне ответ.
 Помню старого,элегантного,всегда в белоснежной рубашке с дорогими запонками преподавателя немецкого Василия Карловича. Случайно заглянув в учительскую увидел как светский лев,курит дорогие сигареты и важно расхаживает среди молоденьких училок. Однако,не смотря на его методическую грамотность и чисто берлинское произношение,- немецкий я не знал. Если добавить познания полученные в военном училище,то они сводятся к трем фразам: нихт шиссен; ихь бин дойче коммунист,ну и - где находятся ваши ракетные установки?
 Можно долго еще вспоминать и учителей и разные школьные случаи,- у всех их было много и разных.
 Подводя же итоги,можно сказать,что современная школа,то есь и сегодня и пятьдесят лет назад,дала уйму знаний,меньше умений и навыков,в большинстве своем не нужных и никогда в жизни не пригодившихся. Главная функция школы,примерно как функция тюрьмы и армии,это воспитание законопослушных,безвольных,никуда не стремящихся граждан,будущих маленьких винтиков буржуазного государства,безропотно выполняющих предназначенные им функции. Чрезмерная активность,инициативность граждан,не поощряется и гробится уже в школьные годы. Буржуазному государству не нужны мечтатели и революционеры,но наоборот,умелые функционеры и безропотные исполнители.
 Школа- увы,ничему необходимому в жизни не учит. Помните эту шутливую фразу:в институте - забудьте чему вас учили школе,на работе - забудьте чему вас учили в институте и т.д.Она не лишена действительности. Мне вот случайно попался учебник Богуславского "Ботаника",эа 1954 год. Там учат четко и понятно,с картинками и схемами: как удить рыбу,как поставить силки на зайца,как вырастить морковку,препарировать лягушку...Предусматриваются практические занятия. То есть ученый Богуславский учил детей тому,что практически может им пригодится в жизни. В современом же учебники,все больше слова,а вместо практического занятия,отсылка к интернету.
 Однако лучшую характеристику школы дает писатель Эдуард Лимонов,в своей "Другой России."К нему я Вас и отсылаю.
 Современная российская школа,с одной стороны детище болонской западной системы,но основана на старых советских традициях. Поэтому,она стремится быть похожей на Западную и при этом хуже Советской. Нужны ли школе преобразования и реформы,- нужны если таковые будут происходить в обществе. Сейчас,таковые преобразования идут ,а еще больше готовятся.Школа будет главной кузницей патриотов,видно телевизионные михалковы и соловьевы,с этим не справляются. Обычные школы будут готовить пролетарских патриотов,а элитные,да еще и Лондонские,- буржуазных патриотов. Объединять их будет пение гимна и начальная военная подготовка.