Классификация фантастической литературы

Сергей Кобозев 2
  I НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА (фантастический элемент обоснован научно-техническими достижениями; научную фантастику условно разделяют на две категории: твёрдая НФ и мягкая НФ; первая категория придерживается строгих научных принципов и теорий, а вторая уделяет основное внимание социологическим и психологическим аспектам; помимо этого, научная фантастика включает в себя огромное множество жанров и поджанров):
  А. Классическая фантастика (как правило, в основу сюжета входят уникальные - фантастические - разработки учёных или непризнанных гениев; ярчайший пример: роман Герберта Уэллса "Человек-невидимка").
  Б. Хронофантастика (путешествия во времени; ярчайший пример: роман Роберта Хайнлайна "Дверь в лето").
  В. Космическая фантастика (сюжет завязан на исследованиях космоса, космических технологиях, инопланетянах и т.д.):
  1) Космическая одиссея (невероятные приключения в космосе; ярчайший пример: цикл романов Артура Кларка "Космическая одиссея").
  2) Межпланетарный роман (миссия на другие планеты; ярчайший пример: сборник рассказов Рэя Бредбери "Марсианские хроники").
  3) Космоопера (звёздные войны и войны миров; ярчайший пример: роман Герберта Уэллса "Война миров").
  Г. Киберпанк (мир будущего, где господствуют человекоподобные роботы, искусственный интеллект, невероятные цифровые технологии и всё остальное; как правило, представлена негативная сторона сверхразвитого общества, идущего к саморазрушению и деградации; иногда киберпанк относят к отдельному субжанру антиутопии; ярчайший пример: повесть Айзека Азимова "Двухсотлетний человек").
  Д. Посткиберпанк (альтернатива киберпанку, где все передовые технологии и научные достижения идут на благо человечеству):
  1) Классический посткиберпанк (идеальный мир будущего, в котором кибертехнологии прекрасно гармонируют с первозданной природой и человеком; ярчайший пример: роман Скотта Вестерфельда "Уродина").
  2) Нанопанк (чудеса нанотехнологий: нанороботы размером с атом, квантовые компьютеры, уникальные материалы, программируемая материя, сборка органических молекул из неорганики и т.д.; ярчайший пример: роман Нила Стивенсона "Алмазный век").
  3) Биопанк (продвинутые биотехнологии: вирусы-биороботы, генная инженерия, клоны, чудеса медицины, лекарство от всех болезней, вечная молодость, возрождение вымерших видов, новые формы жизни и т.д.; ярчайший пример: роман Сергея Лукьяненко "Геном").
  4) Космопанк (радикально новый виток космических исследований и покорения соседних миров благодаря сверхразвитым кибертехнологиям; ярчайший пример: цикл романов Андрея Ливадного "Экспансия: история Галактики").
  Е. Таймпанк (своеобразная пародия на киберпанк, уводящая читателя в стародавние миры с их примитивными технологиями и достижениями):
  1) Наупанк (технологии настоящего времени; ярчайший пример: роман Брюса Стерлинга "Зенитный уголь").
  2) Кассетпанк (технологический мир конца ХХ - начала ХХI вв.: цифровые и лазерные технологии, кибернетика, первые мобильники и т.д.; ярчайший пример: трилогия Сергея Лукьяненко "Лабиринт отражений").
  3) Атомпанк (технологии периода холодной войны: атомное и лучевое оружие, первые компьютеры, первые киборги и т.д.; ярчайший пример: цикл романов Филипа Рива "Хроника смертных городов").
  4) Дизельпанк (мир первой половины ХХ века, где господствуют экспериментальные машины на двигателях внутреннего сгорания: тракторы, автомобили, танки, самолёты, подводные лодки и т.д.; ярчайший пример: роман Дугласа Бранта "Призрак Манхэттена").
  5) Стимпанк (мир викторианской эпохи: паровые двигатели, дирижабли, ретроавтомобили, примитивные роботы с шестерёнчатым механизмом и т.д.; в качестве субжанра можно считать теслапанк - мир электрических изобретений Николы Теслы; ярчайший пример: роман Уильяма Гибсона и Брюса Стреолинга "Машина различий").
  6) Клокпанк (технологический мир эпохи Возрождения и барокко: машины Леонардо да Винчи, заводные механизмы, чудеса алхимии и т.д.; субжанром можно назвать ветропанк - ветровые технологии: сложная система парусов, ветровые лопасти, парящие города и т.д.; ярчайший пример: роман Шона Петерса "Боги Уайтчепела").
  7) Миддлпанк (технологии Средневековья: первая артиллерия, самоходные таранные орудия, модифицированные доспехи и т.д.; особым субжанром считается мечпанк - сочетание феодализма с кибертехнологиями; ярчайший пример: роман Конни Уиллиса "Книга Страшного суда").
  8) Сандалпанк (технологии Древнего Мира: машины Геродота и Архимеда, чудесные изобретения египтян, конные поезда, крылья для полётов и т.д.; ярчайший пример: цикл романов Алексея Живого "Империя: Спартанец").
  9) Стоунпанк (технологический мир каменного века: колесо из камня, костяные доспехи, армия боевых мамонтов и т.д.; ярчайший пример: цикл романов Джина Ауэла "Дети Земли").
  Ж. Социальная фантастика (психология человеческих взаимоотношений и социальное переустройство общества в неких несуществующих мирах или мирах будущего):
  1) Утопия (идеальный мир, далёкий от нашей реальности; ярчайший пример: роман Эдварда Беллами "Взгляд назад").
  2) Антиутопия (несуществующий мир, духовно приближённый к нашей несовершенной реальности; иногда выделяют отдельный субжанр: дистопию - ужасный вымышленный мир, полный зла, беспредела и морального разложения, хотя чаще всего антиутопию и дистопию рассматривают как синонимы; ярчайший пример: роман Джорджа Оруэлла "1984").
  З. Альтернативная история (художественное видоизменение сложившихся исторических событий, например, допущение или недопущение определённого фактора, влияющего на всё дальнейшее развитие мира; ярчайший пример: цикл романов Кира Булычёва "Река Хронос").
  И. Альтернативная география (несуществующие материки и неоткрытые земли; как вариант - открытие той или иной части света в совершенно другую эпоху и другими людьми; ярчайший пример: повесть Александра Громова и Владимира Васильева "Антарктида on-line").
  К. Апокалиптика (глобальные планетарные катаклизмы и катастрофы: войны, стихийные бедствия, пандемии, зомби-вирус и т.д.; ярчайший пример: роман Джона Руссо "Ночь живых мертвецов").
  Л. Постапокалиптика (мир после конца света; ярчайший пример: книжная серия "Метро 2033").
  М. Боевая фантастика (беспощадные войны против зомби, мутантов, пришельцев и т.д.; поджанром можно считать героическую фантастику - доблестное самопожертвование ради спасения мира; ярчайший пример: книжная серия "Сталкер").
  Помимо этого существует немало переходных жанров: детская, детективная, юмористическая, любовная и др. фантастика.

  II ФЭНТЕЗИ (фантастический элемент обоснован волшебными, магическими, легендарными и др. принципами):
  А. Эпическое фэнтези (глобальный сюжет, охватывающий целые эпохи и страны, вековая борьба добра со злом, тысячи персонажей, многотомные труды; ярчайший пример: цикл романов Джорджа Мартина "Песнь льда и огня", известный также как "Игра престолов").
  Б. Мифологическое фэнтези (в основе сюжета лежат известные мифы и легенды; сказочный антураж с фольклорными тварями и героями; ярчайший пример: цикл романов Рика Риордана "Перси Джексон").
  В. Героическое фэнтези (бесстрашный герой, сражающийся с магами и чудовищами; ярчайший пример: цикл романов Анджея Сапковского "Ведьмак").
  Г. Историческое фэнтези (в сюжете обыгрывается какой-либо исторический эпизод в сочетании с фэнтезийным антуражем; ярчайший пример: цикл романов Бернарда Корнуэлла "Сага о короле Артуре").
  Д. Тёмное фэнтези (традиционное фэнтези с элементами хоррора и готики, беспощадный мир, где зло торжествует и нередко главенствует; ярчайший пример: цикл романов Стивена Кинга "Тёмная башня").
  Е. Городское фэнтези (в основе сюжета - городские легенды и мифы; как правило, речь идёт о соприкосновении двух параллельных реальностей: современной и фэнтезийной; ярчайший пример: цикл романов Сергея Лукьяненко "Дозоры").
  Ж. Игровое фэнтези (сюжет, построенный на популярных компьютерных играх; ярчайший пример: книги по игровой вселенной "Варкрафт").
  А также многие переходные жанры: технофэнтези, детское, детективное, юмористическое, любовное, религиозное и др. фэнтези.

  Особняком в мировой литературе стоит весьма необычный жанр под названием магический реализм. Это даже не фантастика, а, скорее, отдельная реальность автора, понять которую дано не каждому. Строки таких произведений исполнены глубокого символизма и аллегории. Ярчайший пример: сборник рассказов Габриэля Гарсиа Маркеса "Глаза голубой собаки".