Ростислав Янович Плятт вторая часть - окончание

Борис Пономарев 3
Ростислав Янович Плятт (вторая часть — окончание)

Должен сказать, что восторг, в который приходили кинозрители от игры Ф.Г.Раневской и Р.Я.Плятта, исполнявших в «Весне» второстепенные роли, был вполне сопоставим с тем энтузиазмом, который возникал у кинозрителей от актерского мастерства Л.П.Орловой и Н.К.Черкасова.

К сожалению, и этот киношедевр в конце 50-х годов также подвергся идеологической правке: почти из всех копий киноленты были вырезаны кадры, на которых была запечатлена одна из станций московского метро с надписью «Метрополитен имени Кагановича» (он носил это имя с 1935 по 1955 год в связи с тем, что именно Лазарь Моисеевич Каганович руководил строительством данного метрополитена, сумев добиться выполнения поставленной перед ним задачи в невероятно короткие сроки с потрясающе высоким качеством, а снят был Никитой Сергеевичем Хрущевым со всех занимаемых постов за участие в так называемой антипартийной группе).

Григорий Васильевич сумел добиться выполнения всех поставленных перед собой задач, в том числе и осуществления мероприятий по оказанию помощи Любови Петровне по ее плавному внедрению в труппу Театра имени Моссовета. Это прошло очень гладко, поскольку совместное участие Ф.Г.Раневской и Л.П.Орловой в работе над фильмом «Весна» привело к их прочной дружбе. Отношения между Любовью Петровной и Ростиславом Яновичем тоже стали очень теплыми. Конечно, они обладали совершенно разными характерами, поэтому между ними иногда случались небольшие коллизии, но с течением времени они снова заключали мир.

Так, например, Орлова, игравшая вместе с ним в спектакле «Мнимый лжец», зашла в его гримерку за час до начала спектакля для того, чтобы повторить совместную сценку, и с ужасом увидела мертвецки пьяного Ростислава Яновича в окружении пустых бутылок. Она немедленно сообщила об этом администратору, но тот ее успокоил, сказав, что руководство театра об этом уже знает и даже нашло замену Р.Я.Плятту. Сейчас этого человека загримируют под Плятта и пришлют к ней для репетиции. Вскоре к Орловой заходит абсолютно трезвый Плятт и говорит: «Здравствуйте, я — Сеня, сегодня заменяю Ростислава Яновича». Совершенно обалдевшая от происходящего, Орлова долго разглядывала двойника и почти поверила, но тут Плятт расхохотался и рассказал о розыгрыше и о том, что он обожает устраивать такого рода мистификации. Актриса относилась к работе весьма серьезно и не любила театральные шутки и розыгрыши, поэтому очень обиделась на Плятта и не разговаривала с ним целый месяц.

Зато с ехидной Фаиной Георгиевной Раневской Ростислав Янович сумел найти общий язык, поскольку, как подлинный джентльмен, он легко пропускал мимо ушей ее колкости в свой адрес. По этой причине Фаина Георгиевна видела в Плятте идеального партнера. Когда ей предложили роль Зои Павловны Свиристинской, жены директора музыкального магазина Аркадия Ивановича Свиристинского, в фильме Александра Михайловича Файнциммера «Девушка с гитарой», она вначале отказалась, так как ей эта роль не понравилась, но когда ей клятвенно пообещали, что роль напарника будет обязательно играть Р.Я.Плятт, она согласилась. Перед самым началом съемок Ростислав Янович заболел, поэтому Раневской пришлось играть с Михаилом Ивановичем Жаровым, превосходным киноактером, но у нее с ним, как говорится, игра не сложилась, поэтому после съемок Фаина Георгиевна призналась: «Кажется, у меня получилось сделать ту роль, за которую мне будет стыдно».

В 1962 году Р.Я.Плятт подружился, к большому своему удовольствию, со стопроцентно родственной душой — Юрием Владимировичем Никулиным. Это произошло в процессе съемок на «Мосфильме» кинокомедии Леонида Иовича Гайдая «Деловые люди», где они сыграли блестящий дуэт в киноновелле «Родственные души». Со временем их дружба еще более окрепла, особенно после того как они стали соседями, проживая в шестнадцатиэтажном одноподъездном доме на пересечении улиц Малая Бронная и Большая Бронная, Никулин — на девятом этаже, Плятт — на четвертом. Они любили вместе выпить и покурить, но Юрий Владимирович перестал курить сразу после того как у него открылась язва.

Они часто встречались друг с другом за столом, уставленном добротными напитками и вкусной снедью, и при этом обязательно потчевали друг друга анекдотами. Ростислав Янович обычно «выдавал на гора» свои не совсем приличные анекдоты, которые вся Москва обожала и называла «пляттскими», причем эти анекдоты нужно было слушать обязательно в исполнении самого Плятта, так как огромное значение имели именно его интонация, мимика, бархатный голос и личное обаяние. Юрий Владимирович доносил до своего визави «анекдоты от Юрия Никулина», не менее популярные в народе, чем «пляттские».

Ростислав Янович в течение своей жизни, как я упомянул выше, снялся в очень многих фильмах, но я хочу при завершении кинораздела своего повествования коснуться темы участия Ростислава Яновича в создании совершенно легендарного двенадцатисерийного фильма «Семнадцать мгновений весны». Данный сериал превзошел ожидания советских людей в связи с тем, что все в нем было сделано по самым высоким стандартам. С течением времени стали понятны причины происшедшего: сценарий фильма был написан превосходным писателем Юлианом Семеновичем Семеновым на основании своего одноименного романа, снят он был на киностудии имени М.Горького высокопрофессиональным режиссером Татьяной Михайловной Лиозновой, музыку к нему написал очень талантливый композитор Микаэл Леонович Таривердиев, в нем снимались наилучшие советские актеры и актрисы. Но самое главное заключалось в том, что данный фильм был снят по личной инициативе Председателя Комитета государственной безопасности Советского Союза Юрия Владимировича Андропова, поэтому именно КГБ СССР был реальным спонсором данного сериала, все съемки контролировались его сотрудниками, а главным консультантом был первый заместитель Ю.В.Андропова генерал армии Семен Кузьмич Цвигун. Так что этот фильм изначально был застрахован почти от всех неудач. А участие в нем можно было смело назвать жизненным успехом.

Вот именно такой успех и выпал на долю Ростислава Яновича Плятта, когда он был приглашен на роль пастора Фрица Шлага в этом фильме, и данная роль явилась вершиной его кинокарьеры. Скромный священнослужитель стал, по сути дела, первым положительным образом священника в советском кинематографе. Татьяна Михайловна Лиознова выделяла Р.Я.Плятта из созвездия актеров, отмечая, что он играл лучше всех. Интеллигентный, скромный и в то же время несгибаемый, преданный вере, Фриц Шлаг запомнился зрителям не меньше, чем Макс Отто фон Штирлиц. Эта роль была важна и для самого Плятта, поскольку в кинематографе ему обычно доставались отрицательные персонажи.

Когда Ю.В.Андропов стал Генеральным секретарем ЦК КПСС, он распорядился наградить многих участников фильма орденами. В итоге В.В.Тихонов получил звание Героя Социалистического Труда, Р.Я.Плятт и Т.М.Лиознова были награждены Орденом Октябрьской Революции, Л.С.Броневой, О.П.Табаков и Е.А.Евстигнеев — Орденом Трудового Красного Знамени, актер Н.Н.Волков (младший) и Е.Г.Градова — Орденом Дружбы Народов.

Вот теперь я смогу спокойно возвратить свое повествование на театральные рельсы. Почти сразу после окончания Великой Отечественной войны в нашей стране внезапно проявился большой интерес к творчеству выдающегося сербского писателя, драматурга, поэта, журналиста и даже дипломата Бранислава Нушича (20.10.1864 — 19.01.1938), который написал большое количество сатирических и юмористических комедий, сыгравших значительную роль в истории драматургии и театра Югославии.

Московский театр имени Моссовета не остался в стороне, поэтому 12 марта 1946 года в нем состоялась премьера спектакля «Госпожа министерша», созданного по одноименной пьесе Бранислава Нушича, ставшего гвоздем многих театральных сезонов и игравшегося в стиле настоящей буффонады. Роль главной героини данного спектакля Живки, провинциалки с претензией на аристократизм, ставшей женой министра иностранных дел, безукоризненно играла будущая Герой Социалистического Труда Вера Петровна Марецкая, а роль главного героя, невероятного денди и бонвивана, доктора права Нинковича, столь же великолепно исполнял ее многолетний партнер, тоже будущий Герой Социалистического Труда, Ростислав Янович Плятт. В зале звучал непрекращающийся смех, и как можно было не смеяться, когда доктор Нинкович убеждал Живку, что она сможет стать подлинной дамой высшего общества только после того, как станет играть в бридж, начнет курить и обзаведется любЁвником. Такое произношение этого слова Пляттом так понравилось москвичам, что многие из них в течение всей последующей жизни именно так и произносили данное слово. Этот спектакль оказался очень важной вехой в истории Московского театра имени Моссовета, в жизни его главного режиссера Юрия Александровича Завадского и многих ведущих актеров этого театра.

Для Ростислава Яновича общение с творчеством Бранислава Нушича не ограничилось этим спектаклем, так как он в 1964 году превосходно сыграл роль самого Бранислава Нушича в радиоспектакле «Автобиография» по его одноименной юмористической  повести, критикующей политику и общественные нравы довоенной буржуазной Югославии.

Но меня до сих пор огорчает тот факт, что Московский театр имени Моссовета не поставил на своей сцене превосходную пьесу Бранислава Нушича «Д-р» («Доктор философии»), которую в послевоенные годы с огромным успехом поставили несколько театров Советского Союза. Все мы знаем о том, что история не терпит сослагательного наклонения, но Московский театр имени Моссовета славился своими достижениями и до появления пиетета в стране по отношению к Браниславу Нушичу, отсюда у меня и появилась уверенность в том, что этот спектакль доставил бы много радости своим создателям и многочисленным почитателям данного театра и его актерского состава, поскольку такая постановка с участием Ростислава Яновича Плятта привела бы театр к очередному оглушительному успеху, а сам спектакль, по моему мнению, стал бы подлинным шедевром.

Р.Я.Плятт сыграл много ролей в спектаклях своего прославленного театра, но я сейчас коснусь только одного из них, а именно «Дальше-тишина...», поставленного в конце 60-х годов режиссером Анатолием Васильевичем Эфросом по сценарию американки Виньи Дельмар, написанному для фильма «Уступи место завтрашнему дню». Этот спектакль был, по мнению многих критиков, актерской вершиной потрясающего дуэта Ф.Г.Раневской и Р.Я.Плятта, игравших престарелую американскую чету Куперов, оставшуюся без дома на старости лет. У них пятеро детей, которые не хотят помочь своим родителям, скинувшись на уплату их задолженности банку или взяв обоих родителей к себе.

Пьеса имела огромный успех в течение многих лет именно благодаря блистательной игре потрясающего актерского дуэта. Для обоих это была последняя большая работа в театре. В данном спектакле Ф.Г.Раневская вышла на сцену в последний раз 24 октября 1982 года. С этим спектаклем связан и весьма печальный эпизод, имевший место у Ростислава Яновича: в темноте кулис он повредил свою руку, но ничего никому не сказав, доиграл спектакль, и только после его окончания обратился к врачу. Выяснилось, что это перелом, поэтому ему пришлось три недели ходить с гипсом.

Но недаром говорят, что беда никогда не приходит одна: удары Судьбы подобны сейсмическим толчкам, которые, как правило, не бывают однократными. Перелом руки оказался предвестником подлинной трагедии, которая произошла с Ростиславом Яновичем в процессе съемок на Центральной киностудии имени  М.Горького пятисерийного детективного фильма «Визит к минотавру» (!987). Р.Я.Плятт, игравший в этом фильме роль скрипичного мастера Николо Амати, неудачно упал, сломав при этом шейку бедра. После операции Ростислав Янович ходил с палочкой, потом начал падать на сцене, а затем уже передвигался только на инвалидной коляске.

Из-за этого ему пришлось уйти из профессии, поскольку он считал, что на сцене нужно или выкладываться по максимуму, или не появляться на ней вообще. Он перестал выходить из дома, начал угасать, что привело его к кончине 30 июня 1989 года (Фаина Георгиевна Раневская скончалась в июле 1984 года, он пережил ее на пять лет. Светлая им обоим память!). Похоронен Р.Я.Плятт в Москве на Новодевичьем кладбище.

Борис Пономарев