17. 1 Развитие интуиции

Лариса Болотова
 «Установить принцип возможного объединения в интуиции или при помощи интуиции форм нашего познания, мы должны посмотреть, не осуществляется ли где-нибудь это объединение; каким образом оно может произойти, и произойдёт ли оно в совершенно новой форме, или одна из существующих включит в себя остальные.

Для этого мы должны вернуться к основным началам нашего познания и сравнить возможные шансы на развитие разных путей. То есть по возможности выяснить, какой путь и каким образом, скорее всего, приводит к интуиции.

Относительно эмоционального пути мы это до некоторой степени установили: рост эмоций, их очищение и освобождение от личных элементов должно вести к сверхличному познанию и к интуиции.

Но каким образом может прийти к интуиции интеллектуальный путь?

Мы знаем, что всё, что мы познаём интеллектуально, мы познаём или субъективно, или объективно. Субъективно, как часть себя, объективно как часть не себя.

Мы должны рассмотреть, какое знание, субъективное или объективное, имеет большие шансы на развитие, - и какое из них скорее может привести к интуиции.

Прежде всего: что такое интуиция?

Интуиция есть непосредственное познавание, внутренним чувством, прямо сознанием. Я непосредственно ощущаю свою боль, интуиция может дать мне возможность ощутить, как свою, боль другого человека. Таким образом, интуиция сама по себе есть расширение объективного познания. Но, может быть, возможно интуитивное расширение объективного познания. Мы должны рассмотреть сущность объективного познания.

Наше объективное знание заключается в науке и в философии. Субъективный опыт – наука всё время принимала, как данное, не могущее быть изменённым, но «сомнительное» и нуждающееся в проверке и в подтверждении объективным методом. Наука изучала мир, как объективное явление, и как такое же объективное явление стремилась изучать Я с его свойствами.

С   другой стороны одновременно с этим шло изучение Я, так сказать изнутри. Но этому изучению никогда не придавалась особенно большого значения. Пределы субъективного познания, то есть пределы Я, считались строго ограниченными, установленными и неизменными. Только для объективного знания признавалась возможность расширения.

Мы должны посмотреть, нет ли в этом ошибки, действительно ли возможно расширение объективного познания, и действительно ли ограничено субъективное».

Источник информации книга П.Д. Успенского «Ключ к загадкам мира» (стр. 160).