Звездопад на нашу дремучесть

Василий Петренко
                Василий Петренко                Тел. 8 965 691 65 04               

 "Вижу я в котомке книжку.                Так, учиться ты идёшь..                Знаю: батька на сынишку                Издержал Последний грош.                Ноги босы, грязно тело,                И едва прикрыта грудь..                .Не стыдися! что за дело?                Это многих славных путь"                (. А. Некрасов. Стихотворение "Школьник")

Звездопад на нашу дремучесть

У нас, малолетних   жителей сельского поселения в 180 дворов, школа начального образования имелась. Не было учителя. То есть учительница была-вчерашняя десятиклассница Зойка.-дочь Карпа Ивановича, засланного районным начальство к нам в колхозные председатели. На уроках Зои Карповны в первой половине дня сидели два младших класса, во второй ученики третьего и четвёртого. Среди них были и переростки. Ходит Зоя  Карповна       с указкой по классу, вслед за нею, гримасничая, дымя самокруткой следует дылда, где-то на год-полтора младше учительницы.  Пишет Зоя Карповна на доске задание на дом, дылда стоит позади неё и демонстрирует классу арсенал движений сексуального маньяка.                Выпускникам школы села Бурёнина, не то что университет, карьера выше должности тракториста не предполагалась.      
 В 1948 году  школе  придали статус Неполной Средней.  По распределению, после окончания педагогических училищ, приехали учителя. Из города Горького-Пётр Григорьевич и  Лида Николаевна Крюкова; из Оренбурга (тогда Чкалова)- учительница русского языка и литературы Людмила Макаровна Павельева. Были ещё учительницы географии и естествознания, только ни имён, ни фамилий  их я теперь не припомню.
Пётр Григорьевич квартировал у своего сверстника Ивана Шестакова; девушек поселили в большом рубленном доме, доставшемся колхозу от раскулаченной семьи Маренковых.  Когда новоприбывшие, во время вечерних сумерек, всей компанией выходили из дома, от их белоснежных , тщательно отутюженных, блузок светлее становилось на улице. В головах парней коренного населения металась мысль,  которую из училок пригласить в поселковый совет для оформления законного брака.
Взрослые люди села приход Нового года отмечали за общеколхозным праздничным столом.  Мы, дети и подростки в списках членов колхоза не состояли. Для нас Нового года как вроде бы и не было. Педсовет решил, что этого не должно больше быть. И не беда, что во всей округе, нет  хвойных деревьев! Пётр Григорьевич из ближайшего колка притащил белоствольную берёзку.  Научили нас делать игрушки из бумаги, привезли из райцентра разноцветных чернил, раскрасили ими наши поделки. Новогодний наряд белоствольной красавице пришёлся впроу. Наша гостья стала краше городских сверкающих гирляндами, мишурой, и стеклярусом, хмуроликих елей.   
Бурёнинская детвора впервые увидела снегурочку и деда мороза. Резвились и хороводили вокруг, пусть не пахнущей хвоей, берёзки.   В разыгрываемой нами пьеске мне досталась роль, безвольного, затурканого бабкой старикащки. От Надьки Щербининой, игравшей злую старуху, пришлось терпеть щипки и тумаки, не давая сдачи.  Но самым не забываемым, для меня, была игра в футбол: с завязанными глазами надо было попасть ногой по мячу-в награду кубик пилёного сАхАрА!
Чёрную повязку на глаза накладывала ученица пятого класса Нюрка Данилова (сестра моего друга Мишки).
Накладывала так, что оставалась узенькая щелка. Два кусочка рафинада я слопал.  Попал по мячу и в третий раз, но приз не получил-Нюрка сама меня и выдала.
Будь то диктант ли, или письменное изложение прочитанного, страницы моей   тетради украшали красные чернила Людмилы Макаровны (сказывалась незнание материала младших классов)  всегда оценка была двух этажной: орфография 2, изложение –5. И замечание: "так по русски не говорят".
Заканчивался март 1953 года. Звенела капель, Лощины и овраги набухали талыми водами. Набухали и почки деревьев.  Как-то по новому и весело чирикали воробьи, стрекотали сороки. Скворцы пересмешники с высоты скворешен оглашали село разбойном свистом, скрежетали сороками, каркали воронами, заливали село соловьиной трелью.
От Людмилы Макаровны мы получили домашнее задание:  сделать изложения, прочитанного ею нам, фрагмента из рассказа Тургенева "Бежин луг." Задания я не выполнил: вместо изложения написал сочинение. Людмила Макаровна мою работу прочитала классу. Лидка Коротеева вздохнув сказала: " Прямо весной запахло!" Только и на этот раз оценка моей работы была двух этажной- Над дородной пятёркой,  по лебедином выгнув шею, красовалась двойка. Неполное среднее образования я получил на уровне ниже среднего. Однако пятёрочку за диктант на вступительных зкзаменах в ремесленное училище получил только я. 
      Песню «Над широкой рекой опустился задумчивый вечер. и упала звезда догорая в просторах степных» вы, вероятно, знаете, но если бы вы слышали её в исполнении Петра Григорьевича, нашего физмата, то и вы  опечалились бы узнав о том, что Петра Григорьевича забирают на службу в армию.
Другие светочи нашего просвещения сделав первый выпуск Бурёнинской неполной средней школы вернулись  на родину, прихватив с собой наших трактористов, животноводов и полеводов.
На вступительных экзаменах в ВУЗ  физика, математика, сочинение (на свободную тему),  для меня проблемными не были.   Догадайтесь, чья заслуга!