Евреи на Урале

Роман Перин
Капитан НКВД Николай Степанович Горенко измученный ревматизмом уже второй год привыкал к уральскому климату. Ему часто снилась родная Анапа, море и дочь начальника, из-за любовной связи с которой он и оказался в суровом крае. С климатом можно было стерпеться, а вот с начальником опять не повезло. Полковник Леонюк, непосредственный начальник Горенко был самодуром и  сладострастно любил унижать людей. После смерти жены Леонюк запил и практически жил в своём кабинете. Самодурство, тщеславие и алкоголизм настолько уродуют характер человека, что он становится невыносим для окружения. Полгода тому назад терпение Горенко иссякло, когда пьяный начальник бросил ему свои хромовые сапоги с требованием почистить, а сам завалился спасть в своём кабинете. У недоучившегося военного химика Горенко сразу возникла мысль, утолившая обиду – ртуть! Капитан выскреб перочинным ножом в каблуке  сапога  небольшое отверстие  и вылил в него ртуть из градусника. Отверстие заклеил пластырем и аккуратно подогнал стельку, посадив её на казеиновый клей.  Через месяц начальник захромал, а через три месяца ему ампутировали ногу до колена.
Полковник Леонюк в отчаянии кричал на врачей: «Что значит, гниёт кость!?». И наотрез отказывался от операции. Когда ему объяснили, что сейчас требуется ампутация до колена, а скоро нужна будет выше колена,  сдался. Так Горенко сел в кресло начальника райотдела НКВД.
Приводя в порядок заброшенные дела и документы бывшим хозяином кабинета, Горенко открыл ячейку сейфа с надписью «Секретно-политический». В ячейке лежали четыре папки: «Немцы на Урале»,  «Евреи на Урале», «Местные старообрядцы», «Шаманы» и первый номер журнала «Славяне». Капитан решил начать погружаться в тему с папки «Евреи на Урале», сочтя её самой экзотической. Первый материал назывался «Историческая справка»:
«В царской России проживало более 5 миллионов евреев (учёт вёлся по вероисповеданию - иудеи. Принявшие православие, не считались.) В составе рабочих  крупной и средней промышленности еврейства тогда было около 1%.  99% евреев принадлежало к буржуазии (крупной, средней и мелкой), буржуазной интеллигенции, люмпен-пролетариату.
…Во времена войны с Наполеоном евреев, заподозренных в шпионаже, отправляли в Оренбургскую губернию. Император Александр I после путешествия по Уралу в 1824 г. издал указ, запрещавший евреям даже временное пребывание на казенных и частных заводах, а также в самом Екатеринбурге.
Первое массовое появление евреев на Урале связано с известным указом царя Николая I от 1827 г. о введении воинской повинности для евреев. Помимо обычных призывников, из евреев стали набирать и кантонистов – мальчиков 12-ти лет. По достижении возраста 18 лет кантонистов направляли на 25-летнюю военную службу. До 1859 г. евреям (не военнослужащим) по существу был закрыт доступ за черту оседлости. Несмотря на то, что евреи были подданными России, правительство и известная часть общества видели в них чужаков, подозревали в шпионаже, стремлении к кагальному господству. Так в 1827 году появились специальные распоряжения по выселению евреев из Оренбурга.
Ситуация существенно изменилась после либеральных реформ Александра II. Ограничительные законы в отношении евреев сохранялись, однако наряду с ними было принято довольно большое количество либеральных. Наиболее известные и значимые из них – постановления, открывшие части еврейского населения доступ за пределы черты оседлости.
Евреи, прибывшие на Урал в 1870-1880-х годах, застали здесь уже вполне сложившуюся еврейскую общину со своими специфическими особенностями. Старожилы отличались от своих соплеменников из черты оседлости более высокой степенью ассимиляции, русской одеждой, частичной или полной утратой языка идиш, слабым знанием еврейской традиции и некоторым пренебрежением к религиозным предписаниям.
Несмотря на все трудности, были евреи, которым удавалось достичь коммерческих высот. В Екатеринбурге и за его пределами были широко известны купеческие фамилии Анцелевич, Перетц, Поляков, Меклер, Халамейзер. Пермский купец 1-й гильдии Калман Наумович Либерман был управляющим регионального отделения "Банка для внешней торговли", владел магазинами табачных изделий и строительных материалов. Торговые дома готового платья и меховых товаров в Перми основал Зелик Эпфельбаум. Единственный из банков общероссийского масштаба, возникший в Екатеринбурге, – Сибирский торговый банк, – был основан в 1872 г. Альбертом Соловейчиком. Директором лесопромышленного общества в Перми являлся известный лесопромышленник С.И. Либерман. До 35% членов Челябинского биржевого общества составляли евреи, многие участвовали в органах управления Челябинской биржи.
Наиболее известными врачами-евреями были: в Екатеринбурге – Борис Иосифович Котелянский (послуживший прообразом главного героя повести Мамина-Сибиряка «Жид»), который умер, заразившись от больного сыпным тифом во время эпидемии; в Перми врач-революционерка Мария Яковлевна Бруштейн, Н.И. Окунь, награжденный орденом Святого Станислава с мечами, Авраам Кауфман – в дальнейшем крупный сионистский деятель; в Уфе – заведующий городской психиатрической больницей, потомственный дворянин Яков Фебусович Каплан. Занимаясь проблемами судебно-психиатрической экспертизы.
До октября 1917 г. погромы на Урале случились только однажды. Они не были вызваны низами, а стали частью запущенной царскими властями волны, прокатившейся по всей России. Речь идет о погромах октября 1905 г. События развивались по единому сценарию, разработанному в полицейском департаменте МВД: после обнародования царского манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка» повсеместно прошли демонстрации протеста сторонников левых партий и неудовлетворенных манифестом. В противовес «патриоты» организовали шествия и крестные ходы с флагами и хоругвями, которые вскоре перешли в столкновения с левыми демонстрантами, а затем и в погромы. Пьяная чернь избивала не только евреев, но и студентов, гимназистов, интеллигентов. В Уфе было убито четыре человека, в том числе еврей – Матвей Руккер, в Екатеринбурге погибли два молодых человека – русских по национальности, тринадцать тяжело ранены. В Вятке жертвами толпы стали случайные русские обыватели. Самый жестокий погром произошел в Челябинске – по данным разных источников, было убито 10 человек (из них трое русских, защищавших евреев), разграблено 38 еврейских квартир, 16 магазинов и лавок.
Безусловно, и до этих событий на страницах местных и общероссийских изданий, распространявшихся в уральских городах, случались публикации антисемитского содержания, а несколько позже появились отделения черносотенного Союза русского народа и антисемитские листовки, пытавшиеся сформировать образ еврея как виновника всех бед. Но все же на Урале юдофобия не была присуща массовому сознанию.
Дискриминация и погромы привели к тому, что часть еврейского населения эмигрировала из России, а другая часть – молодое поколение – пополнила ряды революционного движения, вступив в Бунд или в общероссийские социалистические партии. Всем известны  фамилии Свердлова, Вайнера, Голощекина, Шейнкмана, Сосновского, Цвиллинга, Юровского. На Урале евреи принимали активное участие в организациях большевиков, а так же меньшевиков, эсеров. Молодые люди отдавали предпочтение партиям Бунд, Поалей Цион.
Бунд и Поалей Цион и немарксистские – объединенные социалисты – ЕСРП (возникшая из слияния Социалистической еврейской рабочей партии – СЕРП и Сионистской социалистической рабочей партии), либеральные – Еврейская народная группа, Еврейская народная партия. После февраля 1917 г. они активно включились в общероссийскую общественную жизнь, выставляли своих депутатов на выборах в местные органы управления и даже иногда проходили. Так, гласным екатеринбургской городской думы летом 1917 г. был избран представитель Еврейской демократической группы Конторович Исаак Абрамович.
20 марта 1917 г. «Постановление Временного Правительства об отмене вероисповедных и национальных ограничений» уравняло евреев…». 
- Эта папка нам сейчас не понадобится. Гитлер злейший враг евреев и они будут с ним воевать, - размышлял в слух капитан.
В дверь постучали. Горенко закрыл сейф, громко кашлянул.