Загадка про испорченные часы и поиск ответа

Аглая Анхори
       На конкурс "Часы остановились вовремя" http://proza.ru/2023/08/20/1698

       В мои далекие детские года на полках детского книжного шкафа (детский потому, что его заполняла исключительно детская литература) целую полку занимали книжки на тему «Подумай – отгадай», книги с загадками, шарадами и логическими задачами. Не для красоты, не для создания имиджа умных деток. Каждая из книг многократно изучалась, побуждая детский ум искать ответы на каверзные, с подвохом, задания.
       Помню в одной из книг встретилась мне загадка о сломанных часах и починившем их часовщике. Сюжет таков: после того, как мастер часы починил на дому у заказчика, время поставил по своим карманным (18.00) и ушел, к нему не раз прибегал слуга, утверждая, что часы показывают неправильное время; мастер возвращался и сравнивая показания исправленных и своих карманных, указывая хозяину часов, что и те, и другие показывают одно и то же время. Вопросы (передаю суть, в книге они были сформулированы позаковыристей, но… склероз, и еще раз склероз): 1) Почему в отсутствие мастера хозяину часов казалось, что они идут неправильно? 2) В какое время приходил мастер, что показания его часов совпадали с показанием исправленных?
       Если на первый я ответила достаточно быстро, то с ответом на второй вышел затык. Надо было долго и нудно рассчитывать, а я хоть и была девочкой усидчивой, но в тот раз отвлеклась на что-то более интересное. А уж после того, как в ответ заглянула, какой смысл напрягать мозги?

       Прошло много лет. В «стенке», на полке отсека для книг в первом ряду красуется несколько сборников Мартина Гарднера на тему «Математические головоломки и развлечения» - любимое чтиво сына-подростка. Однажды, разбирая со смышленым чадом одну из задач, вспомнила я о сломанных и починенных часах. У Гарднера этой загадки точно не было. Рассказала, отпрыск задумался и попросил время на размышление. Мне-то что, думай хоть неделю, хоть месяц, сколько времени будешь помнить об этой загадке, столько и думай.
       Через пару-тройку дней мой орёлик приносит лист на котором записал правильные варианты. Я, честно говоря, была ошарашена. Не ожидала, что наследник доведет дело до конца. Правда, в школьную программу уже были включены уроки информатики, в Доме пионеров (название было уже другое, да я того не помню, суть-то осталась та же) сынуля посещал кружок компьютерной грамотности и программирования (с допотопными «Корветами»), но у нас домашнего ПК еще не было. Поэтому сыновний успех приписала правильно заточенным мозгам.
       - Алгоритм расчета ты интуитивно определил или занимался перебором вариантов?
       - Я программу написал, она и выдала правильные ответы.
       - То есть, над задачей, как таковой, ты не думал вообще?
       - МамочкА-А (едко, язвительно)! Ты считаешь, что при написании программы думать не надо?
       Молодец сынок! Уел мамашу!

       Проходит еще много лет. Навещаю молодежь, беседуем о том, о сем, и я снова вспоминаю загадку про часы. Теперь поднапрячь серые клеточки предлагаю 12-летней внучке. Дева с программированием не дружит, интересно, привлечет папу или пойдет по стопам бабули (то бишь, не станет утомлять молодой организм долгими расчетами).
       Не могу подобрать слов для описания изумления, когда спустя почти полгода внучка сама в одном из телефонных разговоров напомнила о загадке и продиктовала правильные показания.
       - Аля! Ты полгода занималась расчетами?
       - Нет, конечно!
       - Тебе папа помог?
       - Нет, не папа. Дядя Витя. – и понесся сумбурный, сбивчивый, эмоционально богатый рассказ.
       Вкратце так. Когда-то у дяди Вити испортились часы, но и после ремонта они время показывали неправильно. А вскорости на каком-то торжестве дяде Вите преподнесли еще одни – более дорогие, более престижные – поэтому дядя Витя не стал заморачиваться с повторным ремонтом предыдущих. Закинул в тумбочку и забыл. Нет, не забыл, всего лишь не пользовался, но иногда в шутку грозился подарить их 1 апреля кому-нибудь из родственников «на долгую добрую память».
       - Я у дяди Вити испорченные часы попросила, их горе-мастер починил так же, как в задаче – продолжала делиться внучка, - на руку надела, а рядом надела папины правильные. Взяла книгу, страницу прочитаю и на часы смотрю. У меня же сейчас каникулы, поэтому папа и мама разрешили не спать хоть до рассвета. До рассвета я не дотянула, но вот эти 4 значения засекла.
       - Умница!
       Как еще я могла отреагировать.
       Если честно, то я ожидала иного подхода, но победителей не судят и не портят им настроение «ловлей блох», ехидно уточняя: действительно ли бросала взгляд на часы после каждой страницы? Или после каждого десятка страниц?

       Эх, дожить бы до подросткового возраста правнуков! Чтобы узнать: какой метод они изберут для решения этой задачи?