Я - Самоделкин

Алексей Шеремет
Почти все мои ровесники помнят детский журнал "Мурзилка". Из весёлых человечков мне больше всех нравились двое:  Мурзилка - за его весёлый нрав и находчивость, и Самоделкин - за его изобретательность и настойчивость.
С шестого класса на уроках труда наш учитель прививал любовь к дереву. Рассказывал, как распознавать плотность древесины, как и чем лучше обрабатывать.

Летом у сельской ребятни много обязанностей по хозяйству, но и  на развлечения времени хватает. Мы , мальчишки  нашей улицы  Школьной, играли в "войнушку" с ребятами с Колхозной улицы. Мой папа, когда в очередной раз заставал нас за этим занятием, ворчал, что война - это чья-то смерть или увечье, лучше бы играли во что-то мирное. И я ему отвечал, что у нас есть и мирные игры, а играя  в "войнушку", как нам говорили в школе, мы учимся Родину защищать!

Вместо ружей у нас были  палки. Но мальчишеская фантазия их превращала и в автоматы, и в винтовки.  И вот как-то Валерка размечтался, что было бы здорово сделать ружья, но это же надо уметь. Я решил попробовать смастерить для начала винтовку Мосина. Нашел в журнале "Юный техник", где  печатались картинки разного оружия с размерами. Я хорошо рисовал и выпиливал из дерева. На доске 2,5 см толщиной нарисовал контуры винтовки, потом ножовкой и стамеской аккуратно детализировал всю винтовку. Рубанком снял лишнее, абразивной шкуркой заполировал неровности. Чёрным лаком покрасил металлические части. Рычаг затвора и мушка - из гвоздей. Ну, почти настоящая винтовка. На следующий день я винтовку показал ребятам. Она всем понравилась. А ППШ можешь? А пулемёт Дегтярёва? А Калашникова? А Маузер?

Так было открыто оружейное производство улицы Школьной. Все оружие, что я находил в журнале "Юный техник", было переведено на дерево, вырезано в натуральный размер, отшлифовано и покрашено. Доски пацаны приносили свои. Я выпиливал и вырезал, как мастер, а они, сопя, усердно шлифовали и красили. И через две недели все мальчишки улицы Школьной были вооружены деревянными копиями оружия. Даже пулемет Максим из старого "мойдодыра"  я для своей сестры соорудил. Это Анка - пулеметчица. И когда состоялось очередное сражение с пацанами соседней улицы, мы их победили. После сражения они попросили посмотреть наши винтовки, автоматы, пулемёты и пистолеты. Позавидовали. Я им сказал, как мы сами это делали. И к следующей битве у них тоже было оружие. Правда наши мальчишки отметили , что наше оружие более качественное.

Через неделю, в конце августа, меня и Вовку с родителями вызвали в милицию. Сказали принести с собой мою винтовку Мосина и Вовкин ППШ. Кто-то донёс, что у нас настоящее оружие. В милицию мы пришли заранее, родители немного волновались, а нас с Вовкой буквально трясло от страха и неизвестности.  Участковый придирчиво осмотрел наше сокровище, покачал головой, цокнул языком: "Ну надо же, так здорово скопировано оружие, что издали похоже на настоящее, но вблизи-то видно, что это деревяшка крашенная. И кто тут у вас оружейник?" Я сознался. "Ну и молодец , мастер. Ладно, идите домой, вояки. А на вас, похоже, кто-то из зависти нажаловался родителям, а они всполошились и нам позвонили." Мы не стали выяснять, кто на нас настучал, хотя было очень обидно. Зато душу грела оценка нашего оружия от участкового "Издали - как настоящее..."

В седьмом классе на уроках труда мы на токарном станке вытачивали разные поделки. Это же настоящее волшебство, когда из обыкновенной деревяшки получается изделие. Но больше всего нам понравилось точить матрёшек. Мы, четверо друзей, приходили на дополнительные занятия в школьную мастерскую . Предварительно специально сушили берёзовые чурбачки, и от нашего усердного старания из них получались веселые матрёшки. Я долго хранил это сокровище, потом по случаю подарил девчонкам.

И вот снова каникулы. Каждый мальчишка желает иметь средство передвижения. На нашей улице Школьной велики были почти у всех пацанов. И мы летом лихо гоняли по посёлку, благо соседняя улица Колхозная была заасфальтирована - она заканчивалась зернотоком. После восьмого класса, когда я отказался дальше учиться в музыкальной школе по классу фортепьяно, мои устремления пошли в сторону техники. Да, возможно, быть инженером интересно. У меня же математика, геометрия, черчение, рисование - на отлично.

У соседа Серёги старший брат Витька уже закончил школу и  работал. Витька на работу  ездил на мотороллере, а дома частенько давал покататься на нём и Сереге. И, конечно, все ему завидовали. Что завидовать - это нехорошо, я и так знал. Поэтому решил собрать собственный мопед  из маминого дамского велосипеда. После неудачного падения мамы с велика, он стоял на веранде без дела. В журнале "Юный техник" нашел чертеж мопеда, детально изучил его устройство. Так, нужен мотор, бензобак, выхлопная труба, мопедное заднее колесо и ещё мелочи. Я облазил все местные свалки, нашёл бензобак и выхлопную трубу. Заднее мопедное колесо выменял у парнишки из соседнего класса. Оставался мотор.  Друзья сказали, что есть старый мотор от мопеда у одного дядьки, но только за деньги. Я узнал цену мотора и месяца полтора собирал бутылки по всему посёлку, а на полученные деньги, уже в августе, купил, наконец, мопедный мотор.

Когда все комплектующие были установлены и бензобак заправлен, я с разбегу завёл мотор и помчался. Выехал на улицу Советскую, ведущую из села  асфальтом в сторону Шумихи, мимо трактора " ДТ-75", установленного на постаменте в честь освоения целинных земель (кстати, и наше село из Казак-Кочердык тогда же было переименовано в Целинное), мимо Белого Яра, где мы летом купались, а самые смелые  разбежавшись с обрыва прыгали "солдатиком" в омут.

Ветер гудел в ушах, душа пела. Это тебе не езда на велосипеде, тут аж дух захватывает. И вроде бы все знакомые места вдруг преобразились. Да - это скорость, да - это почти полёт!  И радость распирала грудь от осознания, что своими руками собрал мопед, который не просто едет, он мчит!
Доехав до леса, я развернулся обратно, свернув на грунтовку, мимо заправки и по улице Томина вернулся на свою улицу. На следующий день на бензобаке через трафарет нанес изображение коня с крыльями и ниже надпись - Пегас. Потом я демонстрировал мопед друзьям, разрешал им прокатиться. До сентября мы гоняли на моём Пегасе всей улицей, потом началась учёба в школе.
Новыми предметами были Автодело и Начальная военная подготовка.