Судьба или Призвание

Анатолий Бызовской
На радио «Шансон» идет передача - обсуждают слово «Призвание». Молодые люди принимаются обсуждать это слово, с которым им придется потом идти по жизни.

 Девочка рассказывает, что у нее мама – учитель и она чувствует, что это тоже ее призвание. Мальчик утверждает, что у него родители военные и он тоже будет военным. Были еще ряд утверждений жизненных ситуаций, привязанных к слову – Призвание. Прослушав передачу, она шла к концу… не выдержал и позвонил.

Меня соединили с ведущим. Я, вкратце рассказал свою историю жизни. Но поспорить с ведущим, что идет вначале … Судьба или Призвание не успели, закончилось время эфира. Моя история жизни, непосредственно связана с этими словами и как их разделить я, не знаю. В жизни, они просто вяжутся друг за друга и в отдельности наверно не существуют.

Мне пятнадцать лет, живу с бабушкой в Краснодарском крае – Кубань… Житница России. Отец с матерью в разводе. Мать живет на Урале, отец работает буровым мастером в республике Коми. Я, учусь в восьмом классе… если можно, так сказать - Что учусь.

 Бабушка внука уже держать в узде не может… возраст. Я, уроки прогуливаю, учусь плохо без желания, поведение отвратительное. Хороводят нами старшие ребята. И учителя видя такое дело, вызывают отца. Ставят ему условие – сына к экзаменам допустят, но в девятый класс не возьмут.

 Экзамены я, как-то сдал и уехал к отцу в Коми, к нему на буровую. Буровая стояла на высоком берегу красавицы реки – Печора, рядом с жилым поселком. Страстный рыбак, я перезнакомился с местными ребятами и все дни проводили в лодке и на рыбалке. Но подходил месяц август и отец спросил, что я, думаю делать, где собираюсь учиться дальше.

 С высокого Печорского берега были видны речные просторы, а по ним ходили пароходы… тащили баржи. Сновали танкера, сухогрузные, пассажирские пароходы, теплоходы. Пароходные - громкие и разноголосые гудки, далеко и раскатисто катились над рекой, долго стояли, а затем таяли в пространстве.

Всю речную суету и суда я, видел впервые особого впечатления, они пока не вызывали, но спросил у отца – А, где учат, чтобы работать на этом флоте? Собрали документы и отправили в Печорское речное училище. Пришел вызов, и отец провожает меня в Печору, сдавать экзамены.

 Впервые я, зашел на палубу еще тогда - колесного, пассажирского парохода – «Сыктывкар». Тогда я, не знал, что ступил на палубу своей -  Судьбы… через десять лет я, зайду – капитаном на палубу своего сухогрузного теплохода и он будет называться – «Сыктывкар». Это была видимо – СУДЬБА!

А, сейчас мы пятнадцатилетние мальчишки, плыли навстречу своей судьбе, стоя на палубе белоснежного парохода. В училище небывалый конкурс, четыре человека на место. В Печорское пароходство, приходит современный дизельный флот: это танкера, сухогрузы, буксира, скоростной пассажирский флот. Поэтому такое количество абитуриентов.

Проходной балл - три четверки! Как получить их я, пока не знал. К экзаменам не готовился, знания, только полученные в школе, на которые особых надежд не было. Но видимо по сравнению с местными ребятами с Припечорских сел, у меня в голове, что-то было и я эти четверки, с натягом получил. Видимо – «СУДЬБА! была на моей стороне.

Особого желания учиться не было, я, не видел пока себя речником. Нахватал двоек – вызвали отца. Положение исправил. Но полувоенная дисциплина: передвижение только строем - на занятия, столовую - утренний подъем, зарядка. Вольному мальчишке, это подчинение, давалось с трудом. Нахватал нарядов вне очереди и всю зиму отрабатывал, не бывая в увольнениях в городе.

 Но после второго курса, двадцатидневная практика на флоте, изменила мое отношение к желанию стать речником и отношение к учебе. Дальше видимо пришло – «Призвание» и «Судьба» начала складываться в мою пользу. После третьего курса уже вместо штатной должности рулевого- моториста, я уже исполнял должность второго помощника. А после четвертого курса исполнял обязанности первого помощника капитана.

И в первые в истории речного училища, курсант дневного обучения после сдачи Гос. Экзаменов и дипломирования, получает диплом первого помощника капитана. Это уже было – «Призвание». Отработал навигацию и осенью ушел в армию.

Отслужил службу в В.М.Ф. в частях морской авиации я вернулся в Печору.  Отработав три навигации первым помощником, получил диплом капитан – механика. Здесь – «Судьба» и «Призвание» слились в единое целое.

 Я, прошел весь флот: Танкера, Сухогрузные суда, Наши современные буксиры, Пассажирские суда на подводных крыльях – «Ракета».  На буксире «Советский», осваивал вождение четырех тысячных составов, которые раннее никто не водил. Водил плоты объемом до десяти тысяч кубов.

 За трудовую деятельность был награжден орденом – Трудового Красного Знамени, и еще рядом знаков отличий. Но затем – «Призвание», как-то ушло и осталась видимо – «Судьба». Помимо моего желания, партком пароходства ходатайствует, о назначении меня - капитан- наставником Печорского пароходства, затем зам. начальника Печорского порта.

 Через шесть лет вернулся к своему призванию – капитана, на скоростной пассажирский флот типа «РАКЕТА». Но через три года понял, что «Призвание» уже не работает. Став профессиональным речником, уже того удовлетворения в своей профессии не испытывал. А, великая перестройка перевернула все представление о призвании, и оно куда-то ушло. Осталась одна – «Судьба», в которой надо было думать, как растить и кормить семью.

 Печорское речное пароходство, начало распадаться и волею судьбы иду работать В Геофизическую экспедицию – зам. начальника полевой партии. Девять лет работы в Заполярье пролетели не заметно, но великая перестройка добралась и в эту отрасль, и она распалась. И пришлось опять искать применение своим способностям.

 Работал начальником снабжения – крупной городской организации, но и там в какой-то период прошла реорганизация. От безысходности пришлось работать какой-то период водителем… имел все категории водительских прав. А последние восемь лет работал начальником цеха строительной организации.

 И в шестьдесят лет вышел на пенсию. Но судьба не отпустила из своих крепких объятий. В деревне, где когда-то жили предки и родители супруги, мы сами построили дом, обзавелись хозяйством.

 И здесь опять пришло – «Призвание». В память о предках жены – Коми-Ижемских оленеводов. У нас появились, олени, во дворе поставили- оленеводческий Чум. Организовали и создали семейный музей глиняных игрушек, которые делала моя жена, дети, внуки. Жена делала красивейшие картины из крашенной шерсти. Из деревни нам приносили старинные вещи, да и своих семейных реликвий хватило для организации семейного музея.

 Я, освоил уход и воспитание оленей. У нас уже в вольере за двенадцать лет, живет пара оленей третьего поколения. Это работает опять каким-то чудом появившееся – «Призвание», управлять животными. В хлеву живут, курочки, кролики. Про нашу семью сняты два фильма – Яндекс: Гостевой туризм – деревня Бызовая, Письма из провинции – Печора.

 А, в конце повествования хочется сказать –  ЭТО СУДЬБА!
Хотелось-бы спросить у главного ведущего на радио « Шансон», этой передачи, а он знает? Как отделить в этом повествовании – «СУДЬБУ» ОТ «ПРИЗВАНИЯ»! А, может это одно и тоже? Или Призвание от Судьбы неотделимо? Как Вы думаете?

Но по всей видимости у каждого человека внутри живет – ТАЛАНТ, с которым он идет по жизни!