Ростислав Янович Плятт первая часть

Борис Пономарев 3
Ростислав Янович Плятт (первая часть)

Данное повествование посвящено Ростиславу Яновичу Плятту — выдающемуся советскому актеру театра и кино, абсолютно заслуженно получившему в течение своей жизни почти все возможные тогда почетные звания и государственные награды:  Герой Социалистического труда, Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР, кавалер двух орденов Ленина, ордена Октябрьской Революции, двух орденов Трудового Красного знамени, ордена Дружбы народов, ордена «Знак Почета» и целого ряда медалей.

Этот любимец всех советских театралов и кинозрителей родился 30 ноября (13 декабря) 1908 года в городе Ростове-на Дону Российской империи. Его отец Иван Иосифович Плят, обрусевший поляк, служил адвокатом, а мама, украинка Зинаида Ивановна Закаменная, была домохозяйкой. Когда мальчику исполнилось восемь лет, его мама умерла, а вскоре папа женился на Анне Николаевне Воликовской, которая полюбила Ростислава настолько сильно, что сумела полностью заменить ему умершую родную маму. Вскоре семья переехала в Москву.

В московской школе, бывшей до революции гимназией Медведниковых, был замечательный драматический кружок, которым руководила актриса МХАТа Варвара Владимировна Соколова-Залесская. Именно ей удалось невероятно сильно заинтересовать юношу актерской профессией, в результате чего у него появилась мечта связать свое будущее с театром.

Когда Ростиславу исполнилось 16 лет, он упросил сотрудников органов, выдающих паспорт, изменить в нем отчество «Иванович» на «Янович», а к фамилии добавить еще одну букву «т», поскольку считал, что это сделает его фамилию более благозвучной и в дальнейшем позитивно скажется на его актерской карьере. Похоже на то, что данное решение было совершенно правильным, и оно, действительно, оказало какое-то положительное воздействие на его дальнейшую жизнь.

Школу Р.Я.Плятт окончил в 1926 году, и Судьба сразу сделала ему поистине царский подарок — свела с Юрием Александровичем Завадским, с которым он в дальнейшем был очень тесно связан. Тогда Юрий Александрович был режиссером театральной студии, располагавшейся в самом центре столицы, на улице Сретенка. Он согласился принять Ростислава Яновича с испытательным сроком на «Драмкурсы Завадского».

Год спустя эта студия подготовила к 10-летию революции спектакль «Простая вещь», который заметили «там, наверху», в результате чего об этом спектакле появился положительный отзыв в газете «Правда». Этого оказалось достаточно для того, чтобы студия превратилась в театр, а в этом театре началась биография Ростислава Яновича в качестве профессионального актера. Он получил в одном из спектаклей главную роль, после чего оказался признанным его актерский талант. К тому времени Р.Я.Плятт стал еще и озвучивать героев в радиоспектаклях, причем делал это настолько удачно, что в 30-е годы аудитория радиослушателей Ростислава Яновича многократно превышала его зрительскую аудиторию. Особый тембр голоса Плятта, проникновенные интонации, умение донести до слушателей тонкие оттенки чувств завораживали не одно поколение радиослушателей.

Театр Ю.А.Завадского в 1936 году перевели в Ростов-на-Дону, родной город Ростислава Яновича. Народная пословица гласит: «В родном доме и стены помогают», поэтому ростовский период складывался для него очень успешно. В прессе стали появляться чрезвычайно позитивные отзывы о его таланте. В 1938 году Р.Я.Плятт вернулся в Москву и сразу же был принят в труппу только что созданного Театра Ленинского комсомола. 

Когда началась Великая Отечественная война, данный театр отправился в эвакуацию, но Ростислав Янович остался в Москве в связи с тем, что у него были больные родители. Ему повезло: на Всесоюзном радио вспомнили о том, что в 30-е годы он очень успешно проявил себя участием в радиоспектаклях, и предложили ему поработать диктором в московском доме звукозаписи, где Р.Я.Плятт начал вести радиопередачи, зачитывая антифашистскую публицистику, став своего рода «конкурентом» Юрия Борисовича Левитана.

В связи с тем, что из Москвы не выехал в эвакуацию только Московский театр имени Ленсовета, Мосгорисполком принял решение собрать в данном театре оставшихся в Москве актеров и начать постановки спектаклей. Ростислав Янович в последующие годы говорил о том, что это был лучший период в его актерской жизни, поскольку война раскрыла самые лучшие личные качества людей, работавших тогда в этом театре вместе с ним. В 1943 году столичные театры вернулись из эвакуации в родную Москву, и Р.Я.Плятт перешел на работу в театр имени Моссовета, главным режиссером которого был Юрий Александрович Завадский, причем, как оказалось, на всю оставшуюся жизнь. 

А теперь я на некоторое время переключу внимание читателей на работу Ростислава Яновича в сфере киноискусства. Здесь он чрезвычайно ярко проявил себя не только феноменальным киноактером, снявшимся в 47 художественных фильмах и в 26 телеспектаклях, но и прекрасным профессионалом в деле озвучивания на русский язык огромного количества иностранных кинолент и фильмов, снятых киностудиями республик СССР на языках народов этих республик. Мало того, этот неутомимый человек участвовал в озвучивании семнадцати мультфильмов.  

Считается, что свою первую кинороль Р.Я.Плятт сыграл в фильме «Подкидыш», выпущенном на экраны страны 27 января 1940 года. Но это не соответствует действительности: его кинодебют на самом деле состоялся в фильме «Ленин в 1918 году», снятом режиссером Михаилом Ильичем Роммом на киностудии «Мосфильм» и вышедшем на экраны Советского Союза в 1939 году. В этом фильме был небольшой эпизод, в котором герой Ростислава Яновича (военспец) пил чай в компании со Сталиным. Но, как утверждает хорошо известная русская пословица: «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт». В середине 50-х годов фильм подвергся идеологической правке, связанной с борьбой с культом личности Сталина. Все сцены, в которых фигурировал Сталин, были из него вырезаны, а вместе с ним под нож пошел и герой Плятта. Идя навстречу пожеланиям «нашего Никиты Сергеевича», чиновники постарались разыскать в стране все копии данного фильма, чтобы совершить эту «хирургическую операцию», в результате чего они лишили нас возможности увидеть «вживую» кадры первого вхождения в киноискусство нашего великого актера Р.Я.Плятта.

Возвращаюсь к киноленте «Подкидыш». Она была снята на киностудии «Мосфильм» режиссером Татьяной Николаевной Лукашевич по сценарию Рины Васильевны Зеленой и Агнии Львовны Барто. Ростислав Янович сыграл в нем роль бездетного геолога Евгения Семеновича. Известный советский кинокритик и киновед Ростислав Николаевич Юренев назвал эту работу Р.Я.Плятта лучшей актерской удачей фильма «Подкидыш», и в этом с ним согласились многие кинопрофессионалы нашей страны и кинозрители. С этого момента, замечательного актера Ростислава Яновича Плятта, прекрасно справившегося с трудной ролью, стали часто привлекать к киносъемкам. В качестве театрального актера его знали москвичи и жители городов, в которых театр бывал с гастролями. Выход актера на киноэкран сделал его всенародно любимым. Здесь нужно отметить еще один знаменательный факт: благодаря данному фильму, Ростислав Янович на всю жизнь подружился с Фаиной Георгиевной Раневской.  

Новая встреча этих двух высококлассных профессионалов состоялась в 1946 году на съемках фильма режиссера Григория Васильевича Александрова «Весна». В данной киноленте роли профессора Никитиной и актрисы Шатровой предстояло сыграть Л.П.Орловой — супруге Г.В.Александрова. Актрисе в то время было 44 года, поэтому Любовь Петровна, подлинная кинозвезда, прекрасно понимала, что женская красота не вечна, что она подходит к тому возрастному рубежу, когда уже не сможет играть роли кинокрасавиц, и что ей пора перейти на работу в театр, в котором она сможет показать зрителям свои прекрасные актерские возможности, играя роли женщин более зрелого возраста. Л.П.Орлова остановила свой выбор на Театре имени Моссовета. 

Г.В.Александров одобрил ее выбор и, будучи не только очень талантливым и высокопрофессиональным кинорежиссером, но и чрезвычайно практичным, прагматичным и предприимчивым человеком, решил помочь своей жене таким образом, чтобы она позднее смогла исключительно плавно влиться в труппу данного театра. С этой целью он и пригласил для участия в съемках своего фильма двух ведущих актеров Театра имени Моссовета, а именно Фаину Георгиевну Раневскую и Ростислава Яновича Плятта. 

Когда сценарий фильма утвердили и настало время начинать съемки, выяснилось, что осуществить их на «Мосфильме» не удастся по той причине, что студию еще не восстановили после войны, на ней царила полнейшая разруха и не было технического персонала. Александров понял, что единственным выходом из возникшей ситуации является выезд всех участников создания фильма в Чехословакию, на студию «Баррандов», которая чудом почти не пострадала в процессе боев во время войны. Но для этого нужно было получить разрешение на такой выезд и на значительное увеличение бюджета создаваемой картины. Григорию Васильевичу пришлось напроситься на прием к И.В.Сталину, куда он отправился вместе с Л.П.Орловой. Внимательно выслушав все представленные доводы, Сталин немедленно дал разрешение как на выезд, так и на соответствующее увеличение сметы расходов. 

Ф.Г.Раневской первоначально в сценарии отводился лишь один эпизод — ее героиня Маргарита Львовна подавала завтрак своей племяннице. Но недаром Г.В.Александров был необычайно умным человеком и опытным режиссером, он сразу понял , что у Фаины Георгиевны огромный талант творческого человека, поэтому сказал ей: «можете сделать себе роль». И она развернулась, причем настолько сильно, что каждая «изобретенная» ею фраза стала крылатой:
- Я разоблачила Вас! Вам не нужна моя страсть, Вам нужна эта жилплощадь!
- Алло, скорая? … Белая горячка… Горячка белая… Кто больной? Я больной, Маргарит Львович… Лев Маргаритыч…
- И это ничтожество я почти любила! 
- Красота — это страшная сила!
- Я взяла с собой «Идиота», чтобы не скучать в троллейбусе.
- И так будет со всяким, кто вздумает некультурно обращаться с атомной энергией!

Ростислав Янович Плятт сыграл в этом фильме роль завхоза из Института солнца Василия Григорьевича Бубенцова, прохиндея и ловкача, устроившегося по совместительству на киностудию в качестве научного консультанта. Он настолько блестяще сыграл свою роль, что почти все фразы, произнесенные им в данном фильме, также стали знаменитыми на последующие годы:
- Где бы ни работать, только бы не работать!
- Чего открытия, открытия… Они, ученые, без меня банки консервов не откроют!
- Пифагоровы штаны на все стороны равны.
- Боже, как я погорел!
- Меня уволили из ученых, но не выгоняйте меня из своего сердца!

После окончания всех работ по созданию фильма и проведения худсовета, «Весну» показали И.В.Сталину, который пришел от этой ленты в восторг и дал указание обеспечить надлежащий прокат этой музыкальной комедии на всей территории СССР.  Это был не просто успех, это был триумф всех участников создания данного фильма, который вышел в кинопрокат летом 1947 года, и в первый же месяц его увидело 18 миллионов кинозрителей Советского Союза и Чехословакии, а многие страны закупили данный фильм для своего проката. В том же году он получил приз за лучший киносценарий на Венецианском кинофестивале, а приз за лучшую женскую роль получила Любовь Петровна Орлова. Вслед за этой наградой, в том же 1947 году, Любовь Петровна получила почетное звание Народной  артистки РСФСР, а Григорий Васильевич получил высокое звание Народного артиста СССР годом позже, в 1948 году.

Конец первой части (окончание во второй части)

Борис Пономарев