Последние дни императора

Юрий Богданов
Вечер 15.11.1825 года. Улица Греческая, 40. Дом градоначальника Петра Папкова. Таганрог, Область Войска Донского, Российская империя.

Александр Павлович устало опустился в стоящее у стены кресло и обвёл взглядом аппартаменты. В этот промозглый осенний вечер он хотел побыть один. За окном уже стемнело и был виден лишь свет фонаря,  закрывающийся, время от времени, качающимися ветвями деревьев. Поёжившись, император налил себе чай из дымящегося самовара и пододвинул розетку с малиновым вареньем, которым его любезно угостила супруга градоначальника.

Простуда, так не кстати начавшаяся месяц назад, практически сошла на нет. Однако для всех, кто не входил в близкий круг, ему, императору , становилось не лучше, а хуже. Откладывать дальше было некуда и наступившее время подходило как нельзя лучше. Да и тот факт, что он находился не в северной столице, а в южной, был как нельзя кстати. Ведь мысль об отречении от престола и удаления от мира и мирской суеты, нравилась ему всё больше и больше.

Ну, а, что касается того, как это обставить. То и здесь всё было тщательно продумано и подготовлено.
Отхлебнув из чашки чай, предварительно на него подув, Александр Павлович продолжил размышлять.

Последняя кровопролитная война закончилась победой Российского духа и оружия. В логове Бонапарта в Париже. Как он тогда говорил? "Я привык воевать с армией, а не с народом"? Глупец. Недооценивший не только нашу армию, но и дух всего русского народа. Народ у которого на свадьбах, ради потехи танцуют медведи, непобедим. И сколько их ещё будет этих Бонапартов, одному лишь Господу Богу известно. Но участь у них у всех будет одна - позорное бегство и жалкое существование. Как говорили наши великие предки - кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет.

Отхлебнув ещё чай и съев пару ложек варенья, Александр поднялся и задумавшись подошёл к окну. Разыгравшаяся за окном метель швыряла в окно всё новые и новые порции снега. Белые, как тайный манифест который он составил и подписал пару лет назад. И согласно которому он принял отречение от престолонаследия своего брата Константина. И в случае его, Александра, смерти, власть в империи переходила бы в пользу его брата Николая.

Как говорится дело сделано. В случае чего страна будет в надёжных руках. А ему пора на покой. Усталость и апатия с каждым годом не только не утихала, сколько накапливалась. Не помогало ничего. Хотя нет. Разговор по душам со старцем Алексием в Александро- Невской лавре, как раз накануне поездки в Таганрог, многое объяснил и расставил по своим местам. А второй разговор, состоявшийся буквально накануне с Павлом Таганрогским лишь укрепил его уверенность в том, что он всё делает правильно. Да укрепит Господь в его верованиях и наставит на путь истинный.

Александр Павлович задумчиво держал руке пустую чашку. Закашлявшись, он направился к самовару за горячим чаем.. Всё-таки болезнь хоть и отступила, но не до конца. Впереди было много планов и болеть в их число, точно не входило.

19 ноября 1825 года по Российской империи пронеслась страшная и печальная весть. О том, что в городе Таганроге, Области Войска Донского на 48 году жизни, после тяжёлой и продолжительной болезни скончался император Александр I, прозванный в народе Благословенный. Император и Самодержец Всероссийский, великий князь Финляндский, царь Польский.

Одинокий путник, опираясь на посох выходил из города Таганрога. Метель бушевавшая несколько дней назад утихомирилась и лишь Луна и искрящийся свежий снег были его спутниками. Мудрый взгляд человека повидавшего многое на своём веку и благородная осанка, придавали путнику вид человека уверенного в себе и знающего цену и себе и этому бренному миру. Старец Фёдор Кузьмич посмотрел на звёздное небо, надвинул капюшон и опираясь на посох продолжил путь удаляясь всё дальше и дальше из города.