Этюды о малодушии

Игорь Вайсман
Если кто-либо знает, какое решение он должен принять, чтобы произвести нечто хорошее или помешать чему-либо дурному, но не делает этого, то это называется малодушием.
                Бенедикт Спиноза

Черепашка

Был конец марта, но зима не сдавалась. Лужи по прежнему ночью замерзали и лишь к обеду, когда солнце начинало пригревать, корка льда исчезала, чтобы следующей ночью вновь сковать поверхность луж.
Виктор ненадолго покинул рабочее место, чтобы что-нибудь купить к обеду. Обходя приличных размеров лужу на тротуаре, с ещё не растаявшей коркой льда, он к своему удивлению обнаружил в ней маленькую черепашку с очень красивыми жёлтыми полосками по бокам.
«Ну ничего себе идиоты развлекаются! – подумал он. – Пустили животное в естественные условия обитания! А о том, что черепашка при такой температуре не живёт, не подумали! Видимо, серого вещества в черепной коробке не хватило».
Не найдя другого решения, он взял её в руки и отнёс на работу, где положил возле батареи – «Вдруг оживёт!» Но черепашка не подавала никаких признаков жизни. Однако утром, когда закончилась его смена, он с удивлением обнаружил, что её поза изменилась, хотя других проявлений жизни не было.
«Ну если она поменяла позу, значит ещё жива?» – сделал вывод Виктор и когда пошёл домой, прихватил её с собой.
Дома он также положил её возле батареи и возле головы насыпал немного семечек, не имея никакого понятия чем черепашка питается.
Животное явно нуждалось в помощи ветеринара. Виктор поискал номера телефонов ветклиник, но всюду ему ответили, что специалистов по рептилиям у них нет. Тогда он решил сходить в Зоомагазин и предложить черепашку им, рассчитывая заодно и пристроить её.
– Мы ничем не сможем вам помочь, – ответила девушка продавец. – Черепашка возможно больна, потому-то от неё и избавились. А у нас продаются черепашки этого вида и они могут заразиться.
Виктор вернулся домой и опять положил черепашку к батарее. На следующее утро она вновь поменяла позу, но всё равно казалась мёртвой. Семечки же остались нетронутыми. Что предпринять, Виктор не знал.
Вечером к нему пришла подруга Валентина, и он тут же рассказал ей о несчастной.
– Ну ты нашёл проблему! – как-то очень легко сказала Валентина. – Не ты же её выбросил, почему же именно тебе её нужно спасать?
– А что делать?
– Выкинь на помойку! Кошки или собаки съедят.
Поразмыслив, что помочь бедному животному он не в состоянии, Виктор так и поступил.

Оказал помощь!
 
Эдуарду многие говорили, что он человек принципиальный, придерживающийся правильных убеждений, имеющий внутренний стержень и что на него можно положиться. Проявлялись его достоинства во всём: он никогда не опаздывал, выполнял обещания, был тактичным с людьми. А также с наступлением холодов кормил прилетевших синиц семечками, которые специально покупал на рынке. Внимательно ухаживал за своим котом, а уличных кошек кормил китикетом.
Однажды в самый разгар зимы в подъезд его дома проникла трёхцветная кошка. Эдуард принялся её подкармливать, поставил плошку с водой в том месте, где она расположилась между пятым и шестым этажами и положил подстилку из своего старого свитера.
Кошка прижилась и всякий раз, при появлении своего кормильца, мурлыча, тёрлась о его ноги. И всё бы ничего, но однажды Эдуард заметил, что у неё из заднего прохода торчит что-то розовое.
Осмотрев её, он решил что нужно показать кошку ветеринарному врачу. Посадив кошку в коробку, он поехал в ветклинику.
Врач сказал, что у неё выпадение прямой кишки и требуется операция. Он удалил выпавшую часть, и Эдуард вернул кошку на её место. Двое суток с ней было всё хорошо, а на третьи кишка опять выпала.
Эдуард вновь повёз несчастное животное в ветклинику. На этот раз пришлось высидеть очередь. Перед ним была пожилая женщина с рыжим котом.
- Что с вашей кошкой? – поинтересовалась она.
- Выпадение кишки. Операцию надо делать. Уже второй раз, - вздохнул он. – А ваш чем заболел?
- Ничем. Он мне не нужен.
- Как это? А зачем вы его сюда принесли?
- На усыпление, - спокойно ответила женщина.
- Что, серьёзно?!
Женщина лишь пожала плечами. Как раз подошла её очередь, и несчастный кот, почувствовать что с ним сейчас сделают, стал громко и жутко кричать. Эдуарду стало не по себе. Он подошёл к этой женщине, только что вышедшей в приёмную после оплаты услуги и неожиданно резко произнёс:
- Ну что, отправили на тот свет невинное создание? И совесть спокойна, да? Не будет вам больше спокойной жизни! Во сне ваш кот будет являться, в ночных кошмарах! Пожалеете ещё о своём грехе!
Женщина вдруг разрыдалась, присела на скамейку и закрыла лицо руками. А Эдуард зашёл с кошкой в операционную.
- Что, опять кишка выпала? – спросил врач. – Ну, значит, ничем ей уже не поможешь. Это ваша кошка?
- Нет, она в подъезде живёт.
- Я не вижу смысла делать ей ещё одну операцию. Предлагаю усыпить.
И то ли для подтверждения своего вывода, он зачем-то принялся вытягивать кишки из утробы кошки. Когда длина кишок достигла полуметра, он сказал:
- Кишечник очень длинный, представляете сколько операций предстоит сделать! Ну, что решили?
- Усыпляйте! – выдохнул Эдуард. Отчего-то ему стало всё равно, хотя до этого момента кошка вызывала острое чувство жалости.
Когда он уплатил за эвтаназию и вышел с мёртвой кошкой на улицу, возникла другая проблема: каким образом похоронить бедное животное. Вокруг стояли высокие сугробы. Вокруг его дома бала та же картина. Земля сейчас мёрзлая и вырыть ямку будет сложно. А у него имеется только небольшая сапёрная лопата.
Подумав так несколько минут, он не нашёл лучшего решения, как положить коробку с кошкой в сугроб и припорошить снегом. После чего отряхнулся и пошёл к остановке автобуса. 
 
Не состоявшийся артист цирка 

Когда Марк пришёл на дежурство, его напарник по охране Василий возился с какой-то маленькой собачонкой.
– Это ещё кто? – собачку что ли завёл? – спросил он.
– Нет. Он откуда-то пришёл. Или подбросили… – пояснил Василий. – Забавный пёс. Он команды знает и поёт. Я назвал его Джек. И он, между прочим, сразу понял, что это его новое имя.
– Поёт, говоришь? Ну-ка пусть что-нибудь споёт.
– Вот смотри. Джек пой! – И для того, чтобы собачка лучше его поняла, он завыл, подражая волку.
Джек тут же поднял голову вверх и громко, даже как-то музыкально завыл.
– Здорово! – удивился Марк. – А что он ещё делает?
– Ну я всех его способностей ещё не узнал, но лапу подаёт сразу. Глянь. Джек, дай лапу!
Собачка тут же подняла переднюю лапку, которую Василий с удовольствием пожал.
– Нормально! А мне интересно даст? Джек, дай лапу!
Пёсик подал лапу и Марку.
Так на строительной базе появился новый обитатель. И буквально с первого дня он стал всеобщим любимцем. Рабочие без конца просили Джека спеть и дать лапу. И тот ни разу никому не отказал. Да что рабочие, на базу каждый день приезжали клиенты и им все кому не лень стали демонстрировать способности Джека. Отказа ни разу не было.
Казалось, идиллии не будет конца, но её закончил Марк. Несмотря на то, что работал простым охранником, он был не лишён предпринимательской жилки и его голова была постоянно занята поисками возможности дополнительных доходов. Однажды он увидел афишу, в которой говорилось о визите в город цирка маленьких собачек. «Это то, что надо!» – смекнул Марк.
Придя на дежурство, он сообщил сослуживцам, что устроит Джека в цирк.
Новость вызвала всеобщее неодобрение. «Чего ещё придумал! Мешает тебе Джек что ли?» – ворчали рабочие.
– Да что вы понимаете! – парировал Марк. – Псу такая карьера светит, зачем ему гнить на этой базе. Зато мы его по телевизору видеть будем!
Перепалка длилась долго, пока не вмешался заместитель начальника базы.
– Мне кавказца обещали привезти. Вот это будет охранник, ни одна сволочь носа не сунет! А этот пёсик… да на него воры даже не посмотрят.
Так судьба Джека была решена. Марк разыскал верёвку в качестве поводка и изготовил ошейник из старого ремня. На следующее утро, закончив дежурство, он направился с Джеком домой.
Пёсик очевидно решил, что Марк забирает его к себе, в теплую уютную квартиру, в которой он вероятно раньше жил, и это его очень радовало. Он весело трусил возле охранника и как-то по особому внимательно заглядывал ему в глаза. А в автобусе уселся у ног и всю дорогу демонстрировал пример преданности и послушания.
Марк тем временем соображал, как действовать дальше. Первым делом надо найти ту афишу и позвонить по телефону. А вот, кстати, и она!
Но когда он дозвонился до гастролёров, женский голос ответил, что вопросами приобретения собак занимается главный дрессировщик, который приедет только на следующий день.
Марк понял что поторопился. Что же делать с Джеком сегодня? На базу опять тащиться неохота, а дома у него кот Фёдор, с которым может произойти конфликт. «Не дай бог выцарапает глаз Джеку и пропали денежки», – рассудил он.   
В раздумьях он вошёл в свой подъезд и поднялся на шестой этаж, где жил. «Что делать? Оставить его на лестничной клетке слишком рискованно – кто-нибудь стащит, а скорее выгонит на улицу». Ничего не придумав, он оставил Джека в общем коридоре на три квартиры, зашёл домой, вынес старый свитер вместо подстилки, накормил пёсика и поставил чашку с водой. Вышедшей соседке объяснил, что завтра обязательно его увезёт.
– А если нагадит? – спросила соседка.
– Нагадит – уберу.
Раздался телефонный звонок. Это был новый знакомый Марка риелтер Вадим. Он хотя и работал в агентстве, себя не забывал и некоторые сделки зацикливал на себе. Для того ему Марк и понадобился.
– Здорово! У меня дело на миллион, – без предисловий начал Вадим. – Есть вариант снять недорого однокомнатную квартиру на год, чтобы сдавать её посуточно. Это называется «делать деньги из воздуха». Ты как, играешь?
– Не слабая идея! – оценил Марк.
– Тогда так: я нахожу клиентов, а ты вносишь аванс за четыре месяца. Это условие хозяина квартиры. Прибыль пополам. Деньги, надеюсь, у тебя есть?
– Да, на счёте. А почему я один плачу?
– Как почему? В этом твоё участие. Работать-то в основном я буду. Да и денег свободных у меня не бывает, все в деле. Так как?
– Лады, – подумав, согласился Марк.
– Тогда за дело. Хозяин ждёт до часу дня.
– Хм, а на завтра перенести нельзя?
– И не надо! Знаешь поговорку «Куй железо пока горячо». Я один раз имел счастье убедиться что она работает. Больше не хочу.
Марк понял, что от него может уплыть шикарный источник дохода и согласился на встречу. Взяв необходимые для банка документы, он вышел в коридор и посмотрел на Джека. Тот вроде был спокоен, устроившись на его свитере. Соседка ушла, другие соседи в это время обычно и не бывают.
Тогда Марк вышел к лифту, а дверь общего коридора закрыл на ключ.
И тут раздался душераздирающий вопль Джека, полный такого предельного отчаяния, что Марку стало не по себе. Пёсик решил, что его предали и вероломно бросили погибать в этом коридоре. Этот крик был слышен даже в лифте, когда тот спускался вниз.
«Ладно, потерпит пару часов, – подумал Марк, – ничего с ним не случится». 
Но когда вполне довольный только что совершённой сделкой он вернулся, Джека не было. Он позвонил в двери обеим соседям, они оказались дома, но куда девалась собачка ничего не знали. И те, и другие заверяли, что когда пришли домой, пёсика уже не было.
 Марк обследовал весь подъезд, все лоджии – Джека не было. Затем вышел на улицу и битый час ходил по двору, расспрашивая жильцов. Никто ничего не видел.
«Сорвался куш, – подумал он. – Ничего, зато с Вадимом дело железно выгорит. А на работе скажу, что взяли собаку в цирк. Иначе наслушаешься от них. И вообще скоро мне эта работа на фиг не нужна будет, хватит уже пахать за копейки!»