Прощать обиды сладко

Василий Петренко
          Потому что, прощать обиды сладко
На, причинённое мне зло, я памятлив. Но не зловреден,потому что прощать обиды сладко.
От удара авиационной бомбы расчёт Стёпиного миномёта увернуться не успел-погибли все. Степана контузило: отшибло мозги и нервную систему из строя вывело. Инвалида войны на содержание определили в наш колхоз-колхоз имени Валерия Павловича Чкалова.   
При росте метр, с не большой добавкой, весил Степан не на много больше суслика. Не было в нём теперь ни ума, ни силы. Наши сельские хулиганы, подростки лет шестнадцати, забавы ради, поставят вниз головой, скажут: "Стоять, Степан!" и отойдут в сторонку — потешаются. Так и торчит Степан посреди улицы вверх ногами, пока кто-либо из взрослых не вернёт его в нормальное положение.               
 ….Однако во время припадков бешенства сила  в нём появлялась. Завалит, бывало, какую зазевавшуюся бабёнку наземь, приставит нож к горлу — зарежу, так твою мать! Баба визжит, отбивается — бабе страшно.  Ножичек хоть и маленький, перочинный, а всё-таки нож. Степан-то безумный — может и в самом деле дырку в горле сделать. Одним словом, женщины и дети боялись Степана пуще лешего, жившего в ольховой роще.               
….Склоны увалов, меж которых располагается село Бурёнино, покрыты супесчаной почвой. На таких почвах получаются отменные арбузы. Охранять бахчи поручали деду Садовникову. Но детей в сёлах в те годы было не меньше, чем мух в коровниках, деду одному справиться с ними было не под силу. Зная дурную славу Степана, дед брал его себе в помощники. Когда Степан находился на бахче (а он был там неотлучно), пацаны бахчу обходили стороной. Дед мог из своего шалаша  всё лето не вылезать                …
.
..К  моей тётушке Ефимии из Ташлы приехал внук, Колька  Кроме дедушки Павла, у меня был ещё дедушка Фёдор--отец моей мамы. Кольке он приходился прадедушкой.  Фёдор Иванович жил в самом дальнем конце села. Огород у него был полон разных вкусностей: смородина, малина, крыжовник. Самая сладкая морковка тоже была в его огороде. На моё предложение, наведать дедушку Фёдора,  Колька согласился. Дорогу к дедушке мы почему-то выбрали ту, которая пролегала за крайними избами села. Получалось так, что по правую руку от нас — село, по левую — увал с бахчой.               
Две недели назад, возвращаясь с прополки, я приметил, метров на 50 ниже бахчи,  арбузный кустик с двумя маленькими арбузятами на нём. Когда мы шли к дедушке Фёдору, у меня появилось желание посмотреть, на сколько арбузята успели вырасти.. Колька глянуть на те зародыши арбузов не отказался. Но — там Степан...  Самого Степана нам не видно.  На фоне синего неба, мы видим его  дубинку . Возвышаясь над белёсыми соцветиями ковыля, дубинка перемещается то в правую, то в левую сторону. Степана мы боимся, но любопытство сильнее страха. 
От окраины села до самой бахчи  кто-то проложил плугом борозду. Легли, значит, мы в ту борозду, ползём. Колька впереди — я следом. Мы не видим Степана, Степан не видит нас. По дороге с бахчи идут три женщины, они нас видят хорошо. Слышу, одна дурёха кричит: "Степан, вон они!". Я поплотнее вжался в борозду, но вдруг увидел голые Колькины пятки, пролетающие надо мной. Хотел окликнуть Кольку, поднял голову, а Степан — вот он! В каких-нибудь десяти шагах от моей головы.               
…Бежал я… быстрей, чем снаряд выпущенный из рогатки.. Ни камней, ни канав на своём пути  не видел, свиста ветра в ушах не слышал, земли под собой не ощущал. Не ноги несли меня — крылья страха уносили от неминуемой гибели.  Степан настигнуть меня, десятилетнего мальца, не может,  зато его матерщина  летит через мою голову и липнет на загривке Колькином. Слышу, вместе с матом Степана, через мою голову летит и его шишкастая дубина.  Не на много успел я отбежать, пока мой преследователь подбирал свою пужалку.                               — Стой туды-т твою мать! — заорал Степан. Обдав ветром мою короткостриженную голову, дубина летит  под колени Кольке. Но Колька бегает быстрее, чем летают дубинки.  .Вот уже и крайняя изба —изба Дорошенковых. Около избы толпятся женщины.                — Стой! — гаркнул Степан, и я, как кролик под гипнозом удава, замер на месте.               
….Оглянуться не успел — дубинка ударом в плечо свалила меня на землю. Рухнул, словно трава,  срезанная косой моего дедушки Павла. Женщины  рядом, но подойти боятся. Я слышу их голоса: "Стой, Степан! Брось, Степан!". Женщины Степану не указ.. Дубина плясала по моему телу, будто матрос на палубе корабля отбивал «яблочко»: в плечо, в спину, в голову сыпались её удары. Боли я не чувствовал, визжал больше от страха.               
Краем глаза вижу — приближается дед Алейников с длинной палкой. Деда Степан послушался и ушёл на свою бахчу. Его там нашли подростки. Лежал Степан на бахче со ртом, забитым пеной.  С ним всегда так бывало, когда он нервничал.             
   …
…Визжать я перестал сразу же, как только Степан повернулся ко мне спиной. Теперь я  думал  о том, как мне явиться домой. Шишмаки, полученные от дубины, красовались по всему телу. На темени сидела бульба, не помещавшаяся под ладошкой — не заметить её моя мать никак не могла, а заметив, могла ещё и от себя добавить. ..Время было предвечернее, стадо коров возвращалось с пастбища. В стаде был свирепый бугай — бык-производитель. Вот на него-то и надо свалить вину Степана, — нашёл я выход из затруднения.               
 …
.Конечно, мамка мои украшения заметила, но слушать  объяснений не стала.   Она спешила в очередь на сепаратор. Молоко сепарировали у Завражиных. Это на соседней улице. …..На полу был расстелен тулуп, теперь уже покойного дедушки Павла. Распластав на нём моё, потоптанное дубиной, тело, я уже собирался  отдаться в объятья Морфею, но,  с треском, чуть не слетев с петель, разверзлась дверь. В дверном проёме возникла не моя, застенчивая,  затурканная колхозным начальством  мамаша,  передо мной стояла тигрица. В её округлившихся  глазах  смешались тревога, ярость и безграничная  любовь к умирающему дитяти. В напряжённом теле чувствовалась готовность к схватке хоть с самой смертью.                …                .Оказывается, в очереди мамку спросили: "Феня, твой сын  дома?". И рассказали о моём общении с безумным Степаном. Оставив очередь, мамка ринулась спасать сыночка. Если бы ей по пути встретился Степан, она бы в тот момент из него рыболовный крючок сделала. Но моя мать была человеком быстро отходчивым — увидев меня в добром здравии, быстро успокоилась и вернулась в очередь на сепаратор.               
По окончании войны в Москве объявился человек, заявивший, что это он Степан Тупиков, а тот, что в Бурёнино страдает от увечья, — его брат Юрий.               
 Через пару месяцев тот, московский, "Степан" приехал и забрал нашего Степана в Москву на лечение. Только наш Степан до Москвы не доехал, где-то под Куйбышевым свалился с баржи и утонул в Волге.                …
…Услышав эту новость я позлорадствовал: мой обидчик наказан. Через два дня мне стало Степана жалко.   И я его простил. А простив Степана я и сам почувствовал облегчение— словно с сердца скорлупа спала. Ощущение-будто карамельку в рот положили.