Крушение Луны-25

Эдуард Кукуй
Из интернета
..................
Крушение "Луны-25": что произошло с автоматической станцией
Что известно о миссии "Луна-25"
16 августа "Луна-25" вышла на орбиту естественного спутника нашей планеты, а на следующий день аппарат показал землянам обратную сторону Луны – первый детализированный снимок, сделанный при помощи камер СТС-Л. На кадрах можно увидеть южный полярный кратер Зееман. Высота вала вокруг достигает восемь километров, возвышаясь над ровным дном. Сообщалось, что уникальные снимки вызвали большой интерес среди ученых.

19 августа, незадолго до происшествия, станция находилась на окололунной орбите примерно в 100 километрах от поверхности. За время полета научную аппаратуру включали несколько раз. Так, один из приборов обнаружил самые интенсивные линии химических элементов лунного грунта, а другой настроился на оптимальный режим для изучения потоков заряженных частиц.

"Переработка двигателей": почему произошла авария
Источники в космической отрасли рассказали "Известиям", что аппарат мог разбиться из-за недоработок в программном обеспечении полета. Возможно, кураторы лунной миссии хотели опередить индийскую станцию "Чандраян-3" и поспешили на этапе подготовки, полагают эксперты.

"Наиболее вероятная причина аварии – ошибка в программном обеспечении. Такой пример уже был, когда в 2017 году при выведении аппарата "Метеор-М" запрограммировали поворот разгонного блока после отделения не в ту сторону", – отметил собеседник.


Фото: © РИА Новости
Специалист по космическим аппаратам Илья Овчинников считает, что причиной крушения "Луны-25" могла стать переработка двигателей.

"Двигатели отработали больше, чем надо. Такая ситуация может произойти на любой ракете-носителе, разгонном блоке или космическом аппарате. Что стало причиной нештатной ситуации – программы, датчики или оборудование набора скорости – это должны определить специалисты по итогам работы комиссии", – сказал эксперт.

Можно ли было предотвратить инцидент с "Луной-25"
Проблемы с "Луной-25" могли начаться еще до попытки перейти на предпосадочную орбиту, предположил ведущий научный сотрудник Института космических исследований (ИКИ) РАН Натан Эйсмонт.


Фото: © Скриншот видео
"Были проблемы, они были не то чтобы существенные, но признаки были, так скажем, тревожащие, но все надеялись, что с этим как-то удастся разобраться. Проблемы были, аккуратно скажу, есть расчетные вещи, а есть не по номиналу. Если у нас отклонение оказывается несколько выше, чем мы ожидали, это тревожащий факт, но, по-видимому, он недостаточно тревожил, чтобы перейти к радикальному решению", – отметил эксперт. 

Ученый считает, что, столкнувшись с нештатной ситуацией, нужно было отложить переход на предпосадочную орбиту. Возможно, тогда аварию удалось бы предотвратить.