Как в немецких зоопарках выставляли людей

Мария Гамбург
В это сложно поверить, но ещё сто лет назад людей выставляли в немецких зоопарках наряду с животными. Ещё одно из тёмных пятен истории Германии — колониальная культура, позволяющая вывозить «диких людей» из их среды обитания и устраивать аттракционы для бюргеров, где несчастных заставляли рычать, кричать и вести себя как каннибалы.

В период с 1870 до 1930 года было организовано свыше 400 шоу с людьми любого, отличающегося от белого, цвета кожи. Попавшие в плен на потеху белым, жертвы колониальной политики должны были разыгрывать бытовые сцены, соответствующие бытующим стереотипам об их бескультурье, диким привычкам и агрессии.

Главным устроителем подобных выставок считается Карл Хагенбек — основатель крупнейшего в Германии, до сих пор существующего, зоопарка Hagenbeck Tierpark. Им было организовано около 100 тематических шоу с участием представителей цветных рас.

В июне 2020 года была подана петиция от граждан, требующих убрать памятник Карлу Хагенбеку и создать мемориал жертвам колонизации и порабощения. До сих пор ситуация не разрешилась, а администрация зоопарка пытается отгораживаться от прошлого и не признавать ошибок. По их словам, жертвы колонизаторов были «всего лишь актёрами, которые получали вознаграждение за свои действия».

Можно ли спустя сто лет доказать акт насилия? Как вообще в тот отрезок истории (между двумя мировыми войнами) можно было говорить о правах человека? Осталось немного документов, подтверждающих чудовищное отношение к участникам живого шоу. Это фотографии, афиши и свидетельства посетителей. Примеры названий экспозиций Хагенбека: «50 самок из Конго», «Последние каннибалы южных морей» (речь идёт о людях!)

Кристиан Карамбё — игрок французской Национальной сборной по футболу конца девяностых — отказывался петь гимн Франции на футбольном поле. Причиной тому — история порабощения его родины (Новой Каледонии), а также собственная семейная трагедия. Прадедушка футболиста Вилли Карамбё был доставлен в Европу как один из предводителей своего народа. Он надеялся на мирные переговоры, а попал в парижский, а впоследствии в гамбургский зоопарк, где изображал людоеда до 1931 года.

Отвечают ли потомки за деяния своих предков? Нужно ли напоминать об ошибках и преступлениях прошлого? Стоит ли демонтировать памятники преступникам, стирать их истории из учебников и переписывать мемуары? Пока тема вызывает живую боль и отклик, пока пишутся петиции, а внуки жертв рассказывают свои истории, ещё не пришло время перевернуть эту страницу.