Актер Эдуард Марцевич

Александр Щербаков 5
Лично мне актер Эдуард Марцевич запомнился по двум ролям в кино. Первая в фильме «Идеальный муж», где он блистает вместе с Яковлевым, Кадочкиным, Гурченко.  Лёгкий, чарующий фильм «Идеальный муж» настолько приятен, что от зрителя может ускользнуть главная идея насмешника-Уайльда. В британском обществе ты можешь быть любым чудовищем, но, если оболочка – идеальна, ты – душечка и тебя на руках несут в Парламент, к светлым перспективам. Роберт Чилтерн  (Яковлев)– человек с блестящим будущим и столь же грязным прошлым.

Его друг – шалопай лорд Горинг, которого сыграл Эдуард,  персонаж с дурной репутацией, но ему нечего скрывать. Горинг изящно (!) спасает Чилтерна – «плохие» часто выручают «хороших», а старенький лорд Кавершэм (Кадочкин), отец Горинга, в очередной раз приводит Чилтерна в пример. Учись, сынок! Учись предавать? Мило. Но эта горечь не задерживается, растворяясь в сладости экранного бытия.

Великолепие игры – актёры наслаждаются процессом, а советский Эдуард Марцевич гораздо больше похож на природного англичанина, чем сами обитатели Лондона. Ему противостоит авантюристка миссис Чивли (Гурченко) – красива, хитра, обворожительна и при том – чуточку вульгарна и слишком поспешна в решениях.

Второй фильм тоже был поставлен по роману английского писателя Коллинза «Женщина в белом». Но в отличии от предыдущего фильма, в этом Эдуард играет неприятного типа, даже злодея, но у него в партнерах такие прекрасные актеры, как Абдулов, Зельдин, Басов и потрясающе красивая Гражина Байкштите  в главной роли.

Эдуард Марцевич относился к театральной сцене как к любимой женщине, а каждое появление перед зрителем воспринимал как свидание. Конечно, творческая биография не всегда писалась гладко, случались конфликты, как он говорил, не на жизнь, а на смерть: актерская профессия никогда не считалась легкой. Но артист усмирял гордость и честолюбие и ни разу не жаловался на судьбу, даже наоборот, удивлялся благосклонности ангелов-хранителей.

Творческая судьба Марцевича была предопределена с самого рождения. Он появился на свет за 2 дня до Нового 1937-го на гастролях родителей в Грузии. Брак Евгения Михайловича и Нины Алексеевны, актера и суфлера Бакинского театра, продержался 3 года. Но последовавший развод никак не отразился на общении мужчины с сыном. С раннего возраста мальчик пропадал на его работе, присутствуя то за кулисами, то в зрительном зале.

После войны Эдик вместе с матерью, отчимом и сестрой перебрался в Вильнюс, где и прошли его отроческие и юношеские годы. По счастливому стечению обстоятельств именно в Литву по окончании боевых действий и немецкого плена приехал отец, ставший настоящей звездой местного театра.

Артист признавался в интервью, что, пребывая в средней школе № 8, не отличался завидным прилежанием. Однажды дело дошло до того, что грозило исключение из учебного заведения за проказу на уроке английского языка. Подросток вместе с одноклассниками выкрутил лампочку, засунул туда промокашку и, воспользовавшись образовавшейся темнотой, швырнул чернильницу в доску.

В целом педагоги шли навстречу ученику, занимавшемуся, кажется, во всех имевшихся кружках в Доме связи (хоровом, драматическом, чтецком, танцевальном). Преподаватели понимали, что их подопечный создан явно не для усердного чтения учебников. А юное дарование неоднократно радовало их спектаклями, в которых участвовал и которые ставил.

Обзаведясь аттестатом зрелости, выпускник двинулся в Москву. Но столица вовсе не ждала его с распростертыми объятиями.

«Я приехал абсолютно убежденным в том, что обязательно буду актером, но чуть было не потерпел фиаско. На первой же консультации мне сказали: «Вы симпатичный молодой человек, у вас очень умные глаза. Вы будете хорошим математиком. Идите и никогда не поступайте на актерский факультет», - рассказывал Эдуард Евгеньевич.

Но абитуриент не послушался дерзкого совета и продолжил штурм театральных вузов. И не зря: парень смог добраться до третьего тура и в школе-студии МХАТ, и школе Малого театра, но в итоге выбрал знаменитую «Щепку». Здесь студент оказался под крылом сначала Константина Зубова, а затем Григория Дмитриева и Виктора Коршунова.

Последний, поставивший «Оптимистическую трагедию», доверил в ней главную мужскую роль Марцевичу и не прогадал: о постановке заговорила вся Москва. Уже к концу обучения молодой человек знал, что его, скорее всего, определят в Малый театр. Но все изменил показ «Гамлета» перед Николаем Охлопковым — режиссер без лишних размышлений взял его в свою «Маяковку».

Первая любовь случилась у Эдуарда еще в Вильнюсе. А уже в Москве, услышав от Николая Охлопкова «либо играешь, либо с девушками гуляешь», он долго не позволял себе испытывать возвышенных чувств.

Мужчину обожали многие красивые женщины (в том числе и Светлана Немоляева), однако личную жизнь ему удалось устроить только на третий раз. И знакомство с той, что подарила ему двоих сыновей, произошла именно в театре: девушка трудилась в канцелярии Малого.

Эдуард встретил 18-летнюю Лилию Салямову и потерял голову от любви. Красивые ухаживания вскоре привели к браку и рождению Кирилла и Филиппа, последовавших по стопам отца.

«Меня поражала беспрестанная забота отца о матери. И я часто слышал, как он восхищался её красотой. Когда мы с братом были маленькими, мама работала в банке недалеко от дома и в 1990-х годах зарабатывала куда больше папы. Ну в потом, когда мы выросли, она бросила работу, чтобы  находиться при папе»,- рассказывал младший сын артиста.

Эдуард Евгеньевич терпеть не мог ругаться и часто первым шел на примирение, а детей воспитывал без наказаний. Когда они подросли, он не лез с советами об отношениях с противоположным полом. Что касается внучек, то в Саше и Маше счастливый дедушка души не чаял, стараясь баловать по поводу и без.

«Гамлет», «Царь Эдип», «Иркутская история» и другие — Эдуард блистал в «Маяковке», внимая знаниям у наставника Николая Охлопкова. Когда режиссера не стало, он вынужден был перейти в Малый театр, которому служил верой и правдой до конца жизни.

Однако отношения с «альма-матер» сложились не сразу. Сначала ролей практически не давали, а сыграть главного персонажа в «Царе Федоре Иоанновиче» повезло только через десятилетие после премьеры и перенесенной клинической смерти. Зато впоследствии ему удалось создать целый ряд сложных образов (Репетилов в «Горе от ума», Алеша в «Униженных и оскорбленных», Петр Трофимов в «Вишневом саду»).

С убедительного перевоплощения в Аркадия Кирсанова в «Отцах и детях» началась успешная кинокарьера Марцевича. Посыпались приглашения от знаменитых режиссеров: Борис Барнет утвердил артиста в своей «Аннушке», а Сергей Бондарчук превратил в Бориса Друбецкого в экранизации «Войны и мира».

В 1969-м в Италии (а на следующий год и в СССР) состоялась премьера «Красной палатки», где коллегами москвича по съемочной площадке оказались Клаудия Кардинале, Шон Коннери и Питер Финч. К слову, кинокартина, где звучат песни Юрия Визбора, претендовала на премию «Золотой глобус».

Впрочем, и на дальнейшее партнерство деятелю искусства жаловаться не приходилось. Фильмография пополнилась «Идеальным мужем», где он выступал в тандеме с Людмилой Гурченко и Юрием Яковлевым, а в «ТАСС уполномочен заявить…» сыграл с Вячеславом Тихоновым и Юрием Соломиным.

Смерть
За всю свою жизнь Марцевич перенес две клинические смерти — в 1977-м и 2012-м. Поэтому, когда в сентябре 2013-го он почувствовал себя плохо и потребовалась операция, домашние были уверены, что все сложится благополучно и на этот раз. Но уже к началу октября ситуация ухудшилась: пациента перевели из Боткинской больницы в медучреждение № 67, а затем госпитализировали в реанимацию «Склифа».

12 октября, в 40-ю годовщину свадьбы с Лилией Османовной, Эдуарда Евгеньевича не стало. Причиной смерти послужило тяжелое заболевание — цирроз печени. Через несколько дней после ухода знаменитости на российском телевидении показали документальный фильм о нем. Мэтр как будто чувствовал, что этот проект — его последнее интервью, поэтому решился на эксклюзивные откровения и не пожалел теплых слов в адрес семьи и коллег.

Артиста похоронили на Троекуровском кладбище Москвы, могила находится в конце Актерской аллеи, у часовни.

Избранная фильмография
• 1959 — «Отцы и дети»
• 1966 — «Война и мир»
• 1969 — «Красная палатка»
• 1981 — «Идеальный муж»
• 1983 — «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты»
• 1983 — «Зеленый фургон»
• 1984 — «ТАСС уполномочен заявить...»
• 1993 — «Пчелка»
• 2000 — «Маросейка, 12»
• 2003 — «А поутру они проснулись»
• 2004 — «Пепел феникса»
• 2009 — «Анна Каренина»
• 2011 — «Все к лучшему»
• 2011 — «Раскол»
• 2013 — «Ревизор»

Интересные факты
• Марцевич пробовал свои силы и в режиссуре, пройдя курс под руководством Юозаса Мильтиниса, использовавшего метод эпохи Возрождения. «Мильтинис велел мне читать Софокла, Аристофана, Еврипида. Заставил прочитать буквально все — от Эсхила до Олби. Пройти все саги — и норвежские, и шведские. Проштудировать американских авторов. И, конечно же, он требовал изучать философию, прежде всего труды Аристотеля. Театр Мильтиниса был такой закрытой монашеской структуры. Я прошел там серьезную школу и таким образом приобрел профессию», — рассказывал он.
• В возрасте 51 года актер перенес тяжелейшую депрессию из-за развившейся боязни выходить на сцену. Со слов жены, он дико переживал, обращался к экстрасенсам и знахарям, но не нашел помощи, пока не принял православие. С тех пор мужчина регулярно посещал храмы и не играл спектакли без образа Богородицы.
• О его успехе в постановке Охлопкова по Уильяму Шекспиру писали: «Самый молодой Гамлет тут же завоевал и любовь, и ненависть. Принц датский не только осмелился сказать правду самому себе и окружающим в свои 22, но и заменить в этой роли легендарного Евгения Самойлова».
• В День космонавтики, 12 апреля 1974-го, Владимир Высоцкий впервые представил публике «Песню про Джеймса Бонда, про агента 007». В ней обыгрывалась история, приключившаяся с Шоном Коннери во время приезда на съемки «Красной палатки» в Советский Союз.
• На сайте Малого театра можно найти краткую личную и профессиональную биографию и полный перечень сыгранных ролей Эдуарда Марцевича, а также фотоальбом, публикации и отзывы.