Лера-Дина. Каприз прапрадеда

Аглая Анхори
       - Лера, - даже не поздоровавшись, с порога заявила Нина, - помнишь, обещала раскрыть тайну как Дина стала Лерой. Выкладывай!
       - Так спешишь, что даже не присядешь и чайком не угостишься? – с улыбкой поприветствовала подругу Лера
       - Не спешу! – отрапортовала Нина. – Пусть мои хоть в воскресенье от меня отдохнут. Ставь чайник.

       - Начать придется аж с 19 века. Итак, мое первое имя – прихоть прапрадеда и верность его потомков дурацкой клятве.
        Прапрадед Викентий преподавал историю Древнего мира в каком-то из Петербургских университетов. Вроде даже был профессором. Но я считаю, что «профессором» его называло окружение и потомки за обширность знаний, так как был он довольно-таки молод, когда прибыл в наши края. Слишком молод чтобы успеть пройти все ступени от выпускника до звания настоящего профессора. Преподаватель он, видимо, был такой, какого днем с огнем ищут, и не факт, что находят с первой попытки. Его лекции у студентов пользовались громадным успехом. Только содержание лекций в чем-то не нравилось власть имущим. Прапрадеда предупредили раз, другой, третий, чтобы не закладывал в юные умы неподобающие мысли. Прапрадед не внял, считая, что для его ареста и высылки в Сибирь нет достаточных оснований.
       Да его никто арестовывать и судить за вольнодумство не собирался, ибо с точки зрения закона придраться было не к чему. Цензоры указывают ему на «крамольные» абзацы его лекций и требуют их либо исключить, либо «благонадежно» отредактировать. А прапрадед им в ответ: «Господа, Вы не так поняли, - и полчаса объяснения как надо понимать. – Поймите, господа, время лекций ограничено, я не имею права задерживать студентов, поэтому и подаю им самую-самую суть. Понимание, что изложил Вам, я тоже не скрываю, но объясняю лишь тем, кто после лекции сам подходит ко мне. В чем моя вина, если не все студенты интересуются подробностями и делают неверные выводы?». Тем не менее, ему, в конце концов, просто предложили сменить сырой туманный Петербург на солнечную Среднюю Азию. К тому же, у преподавателя обнаружились первые признаки туберкулеза… А где он (ТБЦ) успешно лечится как не в жарком сухом климате?.. Верность диагноза вызывала сомнения и тогда, но как его опровергнуть, если уже выписана подорожная и оплачен проезд в один конец.
       В общем, пришлось прапрадеду обживаться в городке Верный (нынешний Алматы).
       Был ли он женат в Петербурге, а если был, то что стало с той женой – история сведений не сохранила, а в Верном он соединился узами брака с дочерью одного из офицеров гарнизона крепости.
       Так вот, «профессор», обожая древние времена, особо выделял Древний Рим. Можно сказать, был помешан и на этом периоде в целом, и на городе как таковом, в частности. Будущих сыновей он планировал нарекать именами выдающихся римских деятелей. А жена, как на грех, рожала исключительно девочек. Как тут быть? Неужто отказаться от мечты? Чтобы заготовленные имена не пропадали, ими крестили новорожденных девочек. Но если бы это были уже привычные даже в 19 веке Юлия, Эмилия, Антонина (хоть считалось это имя крестьянским, но и мещане его не чурались), да хоть Конкордия… Так нет же, прапрадед на банальщину не разменивался.
       Я в святцы не заглядывала, но допускаю, что при крещении возникали конфликты со служителями церкви. И так же не сомневаюсь, что прапрадед Викентий был выдающимся оратором, поскольку оглушал батюшку лекцией о возникновении христианства, о гонениях, и, в конце концов, признания христиан в такой великой державе, как Рим. Священник, сбитый с толку и загипнотизированный обилием фактов и имен, дрожащей рукой вписывал в церковную книгу то, что диктовал напористый папаша.
       Имена «профессорских» дочерей – Септимия, Пинария, Консидия, Цимбрия и Кальпурния. Представляешь, как чувствовал себя молодой человек, приглашенный на семейное торжество и оказавшийся в таком цветнике?
       Папаша Викентий на достигнутом не успокоился, с каждой дочери взял клятву, что хотя бы двоим детям, независимо от пола, они будут давать римские имена и своим потомкам такой же наказ оставили. Предполагаю, он даже потребовал, чтобы опять-таки не было привычных, вроде Варвары или Екатерины, извольте подыскивать имена повычурней. Я не удивилась бы, узнав, что наследникам даже был оставлен список рекомендуемых имен. Если и существовал, то, к счастью, затерялся в пространстве и времени. 
       Потомки оказались до безобразия послушными. По крайней мере в нашей линии. Ты же при первом нашем знакомстве отметила насколько редко мое имя – Калерия. А когда мы сблизились, то имя моей сестры - Агриппина – тоже поразило архаикой. Ты сама тогда отметила, какие оригиналы наши родители.
       - Оригиналы! – выдохнула чуть ли не со злостью Лера. – Да не будь этой легенды о дедушке-«профессоре», им бы и в голову не пришло оригинальничать, носили бы мы с сестрой самые обычные имена. Такие, которые случайные знакомые забудут через несколько минут после расставания.
       Но через несколько секунд тень наметившегося недовольства с лица Леры исчезла, голос тоже лишился ноток раздражения и зазвучал гораздо теплее:
       - Хотя… Наша линия ведет свой род от младшей – Кальпурнии… Кстати, в последние несколько лет я оценила, насколько оно звучно и красиво… Будто фейерверк рассыпается искрами в темном небе… Не знаю, как воспринимала бы его в детские года, если бы меня назвали в честь прабабушки Капы, но в мои нынешние года я даже гордилась бы им…
       - Ой, - засмеялась Нина, откинувшись на спинку стула, - не представляю, что тебя называют Капой. Ты с Капой совершенно не монтируешься.
       - Правильно заметила - не монтируюсь. Из уменьшительных я отзывалась бы на Кара, Лира, Рина... Но не судьба.
       Так вот, меня при рождении записали Каледонией. Представляешь? Создается впечатление, что призрак Викентия является потомкам, озвучивает желаемый вариант и грозит суровым возмездием за неисполнение. Слабонервные подчиняются. Иной версии, почему мое первое имя было таким жутким придумать не могу. А от уменьшительного Доня недалеко и до Дины. Так что, все детство и юность я была Диной.
       Кто бы знал, как я мечтала сменить Каледонию на что-то более привычное… Хоть на ту же Дину в качестве официального имени.
       Когда пришла пора получать паспорт, я написала заявление на смену имени, указала новое, сейчас уже и не вспомню какое, мне тогда многие нравились. Сегодня одно, завтра другое, послезавтра третье… Одно скажу, если бы паспортистка уважила бы мою просьбу, сейчас перед тобой сидела бы Марина, Валентина, может, Анастасия или даже Руфина… Между прочим, тоже римские имена.
       Но паспортистка решила повредничать. Она согласилась, что Каледония, действительно, слишком «не советское», но и полностью «советского» имени не позволила. Предложила подобрать что-нибудь созвучное Каледонии. Так я стала Калерией. Как говорится, ни вашим, ни нашим.
       В институте я еще оставалась Диной, однокурсники называли меня так, как я сама представилась. Никто не удивился. В нашем этническом котле не редкость, что имя в паспорте отличается от того, как называет себя живой человек.

       Нина кивнула, вспомнив, что и у нее был одноклассник Валера-Шухрат. Да и позже она встречала Катю-Хатидже, Варю-Вартануш, Диму-Дилявера – и не только их.
       А Лера продолжала:
       - Но вот я – молодой специалист, приезжаю на свою первую работу. Начальник лаборатории водит меня по кабинетам, везде представляет как Калерию, а я, тогда робкая и несмелая, не решаюсь его перебить, объяснить, что да как. И никто из сотрудников уже не называет меня Диной. Первое услышанное имя врезалось им в память сильнее. Объяснение в неформальной обстановке ситуацию не изменило.
       Так и повелось. Потом я сменила одно место работы, другое… Везде меня называли Лерой. Дина оставалась только в письмах родителей и друзей-однокурсников. Но с каждым годом ряды друзей таяли, писем приходило все меньше. А имя Лера слышалось все чаще. Даже родители его признали. Так что, когда я познакомилась с тобой, с Лерой сжилась на все 100%.

       Несколько минут подруги провели в молчании. Нина переваривала услышанное, Лера просто молчала. Вдруг Нина озорно улыбнулась:
       - Знаешь, твой предок в чем-то был прав! Дождусь внучку, тоже подберу ей что-нибудь этакое, из исторического… А ты как внучку назовешь, если появится? Заветам предка будешь верна?
       Не удивительно, что в ответ прилетело:
       - Имена моих сыночков помнишь? То-то же. Свою внучку называй, как хочешь, а я своей подберу имя из второго десятка по распространенности. Чтоб не слышать такого на каждом углу, но и чтоб непривычностью слух не резало.