Да, УР! - Глава 9

Алёна Сеткевич
- Спускайся, я уже здесь, - раздалось в трубке моего мобильного, едва я успела открыть глаза утром следующего дня.
Ещё вчера вечером я поняла, что мучить себя, заставляя записывать всё то, что мне довелось увидеть в Ижевске, не буду. Вот приеду домой, там сяду и обстоятельно изложу на бумаге изученное. Поэтому с чистой совестью сразу рухнула в постель и сегодня отлично себя чувствовала.

Ромка принёс мне кофе. Что это? Проявление заботы или удмуртское ухаживание – я не поняла. Но он изучил мои привычки, взял тот сорт кофе, который я брала накануне, и зная, что не могу пить обжигающе-горячий, дал мне несколько минут спокойно собраться.
- Спасибо, - поблагодарила я, принимая из его рук стаканчик. – Какая программа намечена у нас на сегодня?
Ромка даже не заметил, как угодил в ловушку, приготовленную мной. Говоря «у нас», я ловко сократила дистанцию между нами.
- Мы отправляемся в «Ленинку».

Подтвердив нашу общность местоимением «мы», парень подал мне сигнал, что он вполне не против такого положения дел. Или я опять сама всё придумала?
В Национальную библиотеку Удмуртской Республики решили пойти по улице Карла Маркса. Можно было проехать две остановки на трамвае, но, пока пасмурное небо не заплакало, хотелось пройтись пешком.

Почти сразу под мостом левая сторона дороги скрылась за разрисованным местными вандалами забором. Что планировалось построить на месте криво растущих старых клёнов, выглядывающих из-за забора, Рома не знал. По всей видимости, раньше здесь стояли деревянные дома, но потом их снесли, а новое ничего не воздвигли. Зато напротив, через трамвайную линию я заметила старинное двухэтажное здание, вписанное в современный архитектурный ансамбль с зеркальными стенами. На первом этаже разместился магазин бытовой техники, а второй был отдан под кафе.

- А это уже начинаются владения одного из крупнейших заводов Удмуртии. Ижевский мотозавод позже переименовали в «Аксион», сегодня это многопрофильное предприятие. Вот бассейн, далее офисное здание, ниже медицинский центр, – рассказывал мой провожатый.
- А что за памятник мужчины с мотоциклом? – спросила я.
- Это Пётр Можаров, инженер-конструктор, создатель первых ижевских мотоциклов. Про него и мотоциклы в целом очень хорошая экспозиция в том же Национальном музее Удмуртской Республики.
- А напротив известного мне уже собора тоже здание завода? – не унималась я.
- Да, тут целый комплекс. Главный корпус, производственный, торговый центр, есть ещё столовая, Дом культуры. Даже своя аллея космонавтов имеется, но только тех, кто посещал завод.
- Причём тут космонавты? – не понимала я.
- «Аксион» изготавливает сложную аппаратуру для ракетной и космической техники.
- Вот это да!

Ниже Михайло-Архангельского собора стояло здание Республиканского медицинского колледжа имени Героя Советского Союза Феодоры Пушиной. Бюст женщины был установлен перед входом в колледж, и я, конечно же, не упустила возможности спросить у Ромы, какой подвиг она совершила. Оказалось, что Феодора, скромная девушка из многодетной семьи удмуртской глубинки, окончила в Ижевске фельдшерско-акушерскую школу и в 18 лет ушла на фронт. А через год геройски погибла, выводя раненых из загоревшегося в результате бомбёжки полевого госпиталя. Получила множество ожогов тела и скончалась на руках боевого товарища.
«Такая молоденькая была, вся жизнь впереди!» - подумала я с грустью.

Далее миновали новый жилой дом, который ещё только готовили к приёмке. За ним здание стояло углом, мы обогнули его и вышли на уже знакомую мне улицу Советскую, первые этажи домов которой были скуплены под магазины и кафе.
Вот сквозь высокие липы показался памятник В.И. Ленину, установленный прямо перед крыльцом Национальной библиотеки Удмуртской Республики. Тогда я, наконец и сообразила, почему её называли «Ленинкой».

Внутри было просторно, красиво и тихо. Девушка за стойкой администратора мило улыбнулась Роме, поприветствовав коллегу. Я почему-то ощутила укол ревности. Вот уже более двух суток парень всецело принадлежал мне, по крайней мере, мне хотелось так думать. Гордо подняв подбородок, я прошла мимо работницы библиотеки за Романом, понимая, что без него мне сначала пришлось бы оформлять читательский билет или записываться на экскурсию.
Широкая лестница вела прямо на второй этаж, но парень свернул в отдел справа. «Зал национальной и краеведческой литературы» - прочитала я. Теперь мне стало ясно, откуда Роман столько всего знает. Небольшое помещение, похожее на читальный зал, с несколькими столами посредине и стеллажами по краям. Сбоку стоял письменный стол с компьютером, за которым сидела элегантная женщина в годах.
- Ромочка, - обрадовалась она, увидев моего провожатого. – По работе соскучился?
Молодой человек довольно улыбнулся, поздоровавшись с коллегой.
- Вот, персональную экскурсию провожу для приезжей девушки, - пояснил он, указывая на меня.
«Приезжая девушка» резанула мне слух. Я тут себе уже столько нафантазировала, а оказывается, для Ромы я просто «приезжая девушка»!

Пока парень обменивался любезностями с элегантной дамой, я тихонечко выскользнула за дверь, решив, что и без помощи провожатого осмотрю местные достопримечательности.
Поднялась по лестнице, которая так и манила меня, и очутилась в центре холла, украшенного зеркальным потолком. Справа и слева располагались кафедры выдачи книг. А прямо сквозь приоткрытую дверь я увидела громадный читальный зал.
Никого не спрашивая, прошла внутрь и замерла от восторга. Множество одиночных столов для работы с литературой, на каждом персональная настольная лампа зелёного цвета, а рядом удобное кресло. Два высоких книжных шкафа отгораживали часть помещения, я сунула любопытный нос за них. Несколько современных уютных кресел с высокими спинками окружили журнальный столик, создавая идеальную атмосферу для душевных бесед. Слева от зоны для дружеских разговоров, как я окрестила это пространство, заметила маленькую винтовую лестницу, ведущую на балкон. По возвращении с балкона я и столкнулась нос к носу с Ромой, явно обыскавшимся меня, о чём свидетельствовало его сбившееся дыхание.

В принципе, без его помощи я ещё смогла бы увидеть только картотеку, в остальные помещения вход был по специальному ключу. Мы посетили комнату для коворкинга, отдел реставрации книг, креативный отдел, помещение оцифровки книг и книгохранилище. Только глядя на место хранения основной части книг, и то с явной натяжкой, можно было сказать, что работа в библиотеке пыльная. В остальных уголках книжного храма царила чуть ли не стерильная чистота.
Вновь спустившись на первый этаж, мы заглянули в конференц-зал, сквозь стекло увидели детскую игровую комнату, напротив неё стоял пока закрытый кафетерий, а за гардеробом располагалась литературная гостиная. Выполненная в нежно-голубых тонах комната обычно использовалась для встреч с местными писателями и поэтами.
Надо сказать, что после посещения Национальной библиотеки Удмуртской Республики я кардинально изменила мнение о библиотеках в целом и о Ромке в частности.
Он с таким воодушевлением шептал мне про все закоулки любимой «Ленинки», что я даже пожалела, что обо мне он сообщил коллеге совсем другим тоном.

«Человек явно трудится на своём месте!» - заключила я, выходя на улицу.
Снаружи противно накрапывал мелкий дождик. Мы немного постояли под крышей здания библиотеки, но по прошествии этого времени ничего не изменилось. Дождь не усилился, но и заканчиваться явно не собирался.
- Здесь рядом находится частный мотомузей. Можем зайти, - предложил Рома.
Я уже знала, что Ижевск является родиной мотоциклов «Иж», но, как и любая девушка, не проявляла к технике особого интереса.
Увидев мою кислую мину, молодой человек понял, что ответ на его предложение отрицательный.
- Тогда на трамвай и по домам? – тут же спросил он.
«Вот уж точно нет!» - подумала я, не желая расставаться со своим провожатым так рано.
- Давай лучше ещё погуляем, - озвучила вслух и взяла парня под локоток.
Он не стал сопротивляться, просто согнул немного руку в локте, чтобы мне было удобно держаться и пошагал вдоль улицы Советской.

Продолжение: http://proza.ru/2023/08/23/1619