Да, УР! - Глава 6

Алёна Сеткевич
Вечер я провела без Романа, и с точки зрения получения новых знаний совершенно бездарно. Сначала поужинала в ресторане быстрого питания недалеко от своей гостиницы, а потом до самого закрытия бродила по отделам ЦУМа.
Импровизированный концерт двух начинающих музыкантов прямо под открытым небом немного скрасил моё одиночество, но я честно призналась себе, что компании этноволонтёра мне сильно не хватало.

Становящийся традиционным звонок на мобильный разбудил меня утром.
- Привет! Готова идти за сувенирами? – раздался в трубке бодрый голос Романа. - Нас ждёт насыщенная программа.
Мы вновь встретились в холле гостиницы, на этот раз Рома даже улыбнулся, завидев меня.

Для начала отправились в выставочный центр «Галерея», прямо под ЦУМом. Там в данный момент проходила выставка местной художницы, больше специализировавшейся на написании натюрмортов, но меня, конечно же, заинтересовало совсем другое. В «Галерее» располагался магазин сувениров. Быстренько посмотрев на все полотна удмуртской художницы, я гораздо больше времени уделила лавке с товарами. Чего там только не было: глиняные колокольчики с изображёнными на них гроздями рябины, текстильные куклы в национальных костюмах (южные удмурты, отметила я про себя со знанием дела), войлочные тапочки с удмуртским орнаментом, брелоки с видами Ижевска, деревянные поставки под горячее, так же обильно сдобренные солярным знаком. Я взяла два магнита с удмуртским и ижевским гербами для подруг, льняное полотенце с вышитым орнаментом для родителей и куклу-оберег для себя любимой. Купила ещё четыре открытки и поскорее отошла от витрины, пока глаза не зацепились за что-то новое.

Сделав буквально несколько шагов от «Галереи», мы оказались рядом с Музейно-выставочным комплексом стрелкового оружия имени М.Т. Калашникова. Огромное здание сложной архитектурной задумки радушно распахнуло для нас двери на постоянно действующую экспозицию, посвященную легендарному оружейнику. Я с любопытством узнала, что Калашников вовсе не был уроженцем Удмуртии, но автомат, известный во всём мире, создал именно здесь, на местном заводе, где трудился после войны и на протяжении всей оставшейся жизни.
В тире при музее за отдельную плату можно было пострелять из мелкокалиберной винтовки, но мы задерживаться не стали. Всё же два музея за утро – серьёзное испытание для неподготовленной к такому объёму информации девушки, как я.

На выходе из музея Калашникова увидела необычайной красоты собор.
- Что это? – не удержалась я от вопроса.
Роман, не пользуясь никакими справочными данными, тут же выдал мне без запинки:
- Это Михайло-Архангельский собор, который построили в начале прошлого века, но в советские годы разрушили полностью. Восстановили храм к столетию со дня основания, по-моему, в 2007 году, частично на средства от пожертвований горожан.
Естественно, я захотела сделать несколько кадров этого красивого сооружения, в чём мой экскурсовод мне не смог отказать.

Спускаясь по узкой улочке, я вдруг заметила, что уже не в первый раз мне приходится спускаться и подниматься.
- Город Ижевск построен на холмах, здесь постоянно то резкий спуск, то крутой подъём, но местные жители настолько привыкли к такому рельефу, что перестали замечать.

Свернули вправо, вновь оказавшись на улице Красногеройской, затем после ресторана - влево. Перед нами открылась улочка, носящая имя Героя Советского Союза Вадима Сивкова. Складывалось ощущение, что это какие-то задворки. Я оказалась отчасти права. Вскоре мы дошли до знаменитой «Ленинки», как в советское время называли Национальную библиотеку УР, но увидели лишь её заднюю часть, а точнее, новую пристройку. Здание библиотеки частично закрывал полуразрушенный дом старинной постройки.
- Особняк протоиерея Захария Лятушевича, был построен по проекту Семёна Дудина два с лишним века назад. Сейчас, правда, в плачевном состоянии. Дом - историческая ценность, поэтому просто выкупить его и отремонтировать нельзя, нужно соблюсти кучу формальностей, а также сохранить первоначальный вид и целостность постройки, - снова выдал историческую справку Роман.
Я тяжело вздохнула, опечаленная судьбой некогда красивого здания, и пошла дальше. Пройдя сквозь арку в жилом доме сталинской постройки, мы вышли на улицу Советскую. Слева располагалась вышеупомянутая «Ленинка», а прямо напротив, на цокольном и первом этажах жилой пятиэтажки, разместилась ещё одна библиотека.

- А это «Некрасовка».
На фасаде здания библиотеки им. Н.А. Некрасова имелись современные граффити в виде портретов знаменитых русских писателей и поэтов. Мне такое уличное творчество пришлось по душе.

Спустившись на два квартала вниз, мы свернули влево и прошли в сторону Государственного цирка Удмуртии. Наискосок от него, с торца обычной серой пятиэтажки, разместилось кафе, называвшееся как цветок, который является символом этой республики. Честно сказать, раньше я ни разу не слышала про такое растение, но Роман меня успокоил, сказав, что в других регионах этот цветок называют лютиком или купальницей.
В кафе мы заказали удмуртский национальный суп с лапшой «Тыкмач» и кровяную колбасу с ячневой кашей «Виртырем». Приветливые тётеньки-официантки в чёрно-красно-белых фартуках с солярным знаком не заставили нас долго ждать. Интерьер небольшого кафе украшали тканые половики, глиняные горшочки и удмуртские куколки.


Продолжение: http://proza.ru/2023/08/23/1607