IV Варяг. Был ли прорыв?

Олег Таценко
В последние годы Союза раскрыли часть секретных архивов и тогда всплыла вся подноготная подвига "Варяга". Об этом написали несколько монограмм, некоторые можно найти в Интернете. В общем, подвиг был с большой натяжкой.

Во-первых, крейсер мог еще ночью уйти в Порт-Артур из Чемульпо, там не так-то далеко и прихватить с собой "Корейца". Даже низкая скорость крейсера не помешала бы уходу. Машины "Варяга" к тому времени выжимали едва 16 узлов, что ниже даже скорости броненосца на два узла. То, что война вот-вот начнется, знали во всем мире, и Всеволод Руднев - командир крейсера, несколько раз наведывался в Сеул (от Чемульпо до столицы Кореи всего 15 километров) к русскому посланнику, нет ли каких-то сообщений о возможной войне. Посланник только разводили ручками: нет, ничего нет, подождем. Только что подождем? Телеграф в тот вечер и ночь не выдал ни звука. Японцы перерезали кабель и аппарат намертво молчал. Посланник об этом знал, но Рудневу словом не обмолвился.

Во-вторых, часто пишут, что "Варяг" взял с собой тихоходного "Корейца", который мешал ему из-за своей тихоходности. Не мог он никак "Варягу" мешать, у "Варяга" скорость была ниже "Корейца". Корабли просто попытались прорваться.

Если бы "Варяг" гонял, как на сдаточных испытаниях - 25 узлов в час, японцы бы его только видели. А так у крейсера практически не было шансов. Японская эскадра - это 14 кораблей, в том числе два броненосных крейсера. "Варяг", как сообщает официальная версия, пятьдесят минут сражался с японской эскадрой и нанес ей существенный урон, в особенности повредив броненосный крейсер "Асама". Но: хоть "Асама" и "Варяг" - крейсера, но "Асама" - броненосный крейсер, а "Варяг" - бронепалубный. Между ними большая разница, учитывая, что броненосный крейсер - это уже стратегические силы. За 50 минут артиллерийской дуэли "Асама" сделала бы из "Варяга" груду металлолома.

Откуда взялось 50 минут боя - непонятно. Сам Руднев писал, что бой длился около получаса, а крейсера иностранных держав, стоявшие в Чемульпо, указывали еще меньшее время. Сам "Варяг" вернулся перекошенный на левый борт, да еще с пожаром на корме. Затопили его, что да, то да, бездарно: на мелководье. Во время отлива бок крейсера выступал из воды. Японцам не стоило большого труда поднять крейсер и ввести его в строй.

Историки уже постсоветской эпохи отмечали, опять-таки основываясь на архивных данных, что вся шумиха вокруг "Варяга" была пропагандистским трюком. Россия бездарно начала войну. Японцы в первую же военную ночь проникли на рейд Порт-Артура и повредили броненосец "Ретвизан", один из лучших в русском флоте, кстати, построенном там же где и "Варяг", на верфи Крампа, в Филадельфии.

Накануне войны русская пропаганда активно впихивала тезис, что японцев "шапками закидаем", что сорвало мобилизацию. Войну из-за таких лозунгов восприняли как праздник, который вылился в безудержную пьянку. Мобилизационные команды подбирали новобранцев тепленькими и грузили на телеги. В такой ситуации Николаю II был нужен какой-то патриотический порыв. "Варяг" подвернулся вовремя, вот его и раздули во всю мочь. Но военные моряки-то понимали, что, говоря современным языком, это просто "фейк". Это гражданским было можно навешать пропагандисткой лапши на уши, но не военным морякам.

Между тем, в Русско-японскую войну три военных корабля пошли на прорыв. Все они погибли. Это попытки миноносцев "Стерегущий" и "Страшный" прорваться в Порт-Артур. И прорыв во Владивосток на следующий день после Цусимского сражения броненосца береговой обороны "Адмирал Ушаков". Броненосцем, кстати, командовал Владимир Миклуха - младший брат знаменитого исследователя Николая Миклухо-Маклая. Но об этих подвигах сейчас знают только историки и любители истории военно-морского флота, а о подвиге "Стерегущего" все же напоминает памятник, установленный в Петербурге.