Игореве Князю Богъ путь кажетъ...

Нина Похвалинская
 

     "Прысну море полунощи; идутъ сморци и дождевые тучи мъглами; Игореви Князю Богъ путь кажетъ изъ земли Половецкой на землю Рускую, къ отню злату столу...

     Итак, Ярославна и её отец, а также исполнители замысла побега дождались подходящей непогоды. На море - шторм, идут смерчи и тёмные тучи. Бог на стороне Игоря, помогает ему оказаться у отца в стольном городе Чернигове. Как это произошло? "Погасоша вечеру зари, Игорь спитъ, Игорь бдитъ, Игорь мыслию поля мерит отъ великого Дону до малого Донца..
     Обратим внимание не только на подсчёт времени для удачного побега, но и на то, что река Дон названа "Великой", правда, в этом случае - с малой буквы. Великая она не только за протяженность и ширину, как малый Донец. Снова подчеркнём, что из 10 рек русских земель только Дон удостоился такого почтения, как Игорь - титула "Князь" с заглавной буквы. Это подчеркнуло: по родовой линии он, очевидно, происходит из донских князей уничтоженного когда-то Великого Донского княжества и поход его совсем  не случаен. Он по существующему в те времена праву вёл войска для освобождения русичей по ПРАВУ владения и наследия земель по прямой линии. Чтобы это было вытеснено из памяти,вычеркнуто из вычеркнуто из истории, вымарано из летописей, к нашему времени появился Дмитрий Донской. Но продолжим путешествие в старину глубокую.

     "...Комонь въ полуночи. Овлуръ свисну за рекою; велитъ Князю разумети. Князю Игорю не быть: кликну, стукну земля; въ шуме трава. Вежи ся Половецкие подвизашася; а Игорь Князь поскочи горностаемъ къ тростию, и белымъ гоголемъ на воду; въръжеся на бръзь комонь, и скочи съ него босымъ влъкомъ, и потече къ лугу Донца, и полете соколомъ подъ мъглами избивая гуси и лебеди, завтраку, и обеду и ужине...

     Довольно подробное описание побега: тут и погода, и смена стражников по всему маршруту в Половецкой земле, о котором сообщила разведка. Тут и питание добычей охотника, и подготовленный борзой конь, и до самого Донца по лугам "босымъ влъком", по пути добывая себе гусей и лебедей на завтрак, обед и ужин...

     "...Коли Игорь соколом полете (на борзом коне), а " Влуръ влъком  потече, труся собою студеную росу; претръгоста бо своя бръзая комоня...
     Мы видим, что у князя Игоря были самоотверженные помощники: сколько их? Один подал ему сигнал в полночи конским ржаньем, потом свистнул, издал стук по земле, пошумел травой (в камышах?). И кое-кто считает, что имя его Овлур. А во втором случае Влуръ "влъком потече" по студёной росе, "претръгоста бо своя бръзая комоня"
     Сначала подумаем об особенном состоянии Игоря: все его мысли  о побеге. От волнения он не спит, бдительно прислушиваясь ко всем звукам ночи и, наконец-то... О, Влур свистнул за рекой! Он велит князю быть внимательным, после чего следуют и другие сигналы, указывающие, где спрятан конь. И никакого Овлура! Запятая или восклицательный знак исчез после облегчённого вздоха: "О! В-ВЛУРЪ наконец-то подал сигнал! Всё в порядке, пора продвигаться как можно скорее  по направлению  к Чернигову, Путивлю, Киеву. К своим родным и единомышленникам... 
     Из летописи известно, что помогал организаторам побега "иноагент" русских: Лавр, Лаврентий в крещении. Влур - это более древнее имя, ведическое, видимо языческое...  В-веди (тайные знания); ЛУР -рул (прочитанный наоборот), по современному - руль, руководитель побега в данном случае. Но и это - ещё не всё. Он, Влур, претеръгоста своего коня. Что это?

     - Загнал до смерти в желании спасти князя из позорного плена? Частичка слова "тер" (земля) в соединении с "госта" (от слова "гость") даёт возможность предположить:
     - Коня оставил в высоких травах подкормиться? Или добил загнанного, измученного беднягу где-нибудь в топком месте, скрывая следы побега?
     Вот почему верный и опытный Влур "влъком потече, труся собою студеную росу", отдав свежего коня князю, чтобы Игорь "соколомъ полете" дальше. Ему адо было как можно скорее предпринять что-то для освобождения из плена своего сына...
   
                Окончание следует*

     * Примечание для любознательных. Использованы два источника 90-х годов:

       1. Ироическая песнь о ПОХОДЕ НА ПОЛОВЦОВЪ  удельнаго князя Новагорода-Северского Игоря Святославича, писанная стариннымъ русскимъ языкомъ въ исходе ХП столетия съ переложениемъ на употребляемое ныне наречие. -Москвавъ Сенатской типографии, 1800г., 54 с.(Съ дозволения Московской ценсуры);
       2. Нина Евгеньевна Белякова "Великое обращение к русской нации князя Святъслава в 1185 году" - Москва, 1995 г., 11 ноября, 45 с.( "Слово о плъку Игореве. Игоря сына Святъславля, внука Ольгова (с комментариями). Комментарий защищён в Центральном зале литераторов г.Москвы, наполненном специалистами...