16. 11 Формы познания

Лариса Болотова
 «Организованными формами познания являются: наука, основанная на наблюдении, исчислении и опыте, и философия, основанная на умозрительном методе рассуждений и умозаключений.

Организованными формами эмоционального познания являются: религия и искусство. Религиозные вероучения, принимая характер «культов», целиком основываются на эмоциональной природе человека. Величественные храмы, пышная одежда жрецов и священников, торжественные богослужения, процессии, жертвоприношения, музыка – всё это имеет целью известным образом эмоционально настроить человека, вызвав в нём известные определённые чувства. Ту же самую цель преследуют религиозные мифы, легенды, жизнеописания, пророчества, апокалипсисы – они все действуют на воображение, на чувство.

Цель этого – дать человеку Бога, дать ему мораль, то есть дать известное познание тайной стороны мира. Религия может уклоняться от своей цели, может служить земным интересам и целям. Но начало её лежит в искании правды и Бога».

                Если всё вокруг нас есть живое, то есть, имеющее своё сознание определённого уровня, входящее в какое-то единое сознание, то учение о Боге можно рассматривать, как попытку передать человеку знания, что он живёт в чём-то живом и его жизнь зависит от этого Единого Живого.

«Искусство служит красоте, то есть своеобразному эмоциональному познанию. Искусство находить во всём эту красоту и заставляет человека чувствовать её и таким образом познавать. Искусство есть могучее средство познания  ноуменального мира; глубины тайны, одна поразительней другой, открываются взору человека, когда он держит в руках этот магический ключ.

Но стоит ему только подумать, что эта тайна не для познания, а для наслаждения, и все чары рушатся. Как только, вместо искания новой красоты, в искусстве начинается наслаждение найденной, так происходит остановка, и искусство превращается  в ненужный эстетизм, окружающий человека стеной, которая мешает ему смотреть дальше».

                Что здесь имеется в виду? Развитие форм искусства?

«Искание красоты – цель искусства, так же как искание Бога и правды – цель религии. И точно, так же как искусство, религия останавливается, когда она перестаёт искать Бога и правду и думает, что нашла. Эта идея выражена в Евангелии: «Ищите Царства Божия и правды его…»».

                Это похоже на то, как нельзя достигнуть горизонта. При нашем движении к нему, он удаляется от нас. Всё живёт в развитии и движении к нему?

«Наука, философия, религия, искусство – формы познания. Метод науки – опыт; метод философии – умозрение; метод религии  и искусства – мораль или эстетическое эмоциональное внушение.

Но и наука, и философия, и религия, и искусство – только тогда начинают действительно служить истинному познанию, когда в них начинает проявляться интуиция. В сущности, можно сказать, и, может быть, это будет самое верное, что цель их заключается совсем не в том, чтобы дать людям известные знания, а в том, чтобы поднять человека на такую высоту мышления и чувствования, чтобы у него самого явилась интуиция.

Цель всякого познания – переход к интуитивному познанию».

                Что надо понимать под интуитивным познанием?  Знание, в котором ты точно уверен и не можешь себе объяснить почему? Так как при этом возникает связь с информационным полем вселенной?

«А в интуитивном познании разные формы познания – наука, философия, религия и искусство – должны сливаться одно с другим, образуя единое целое, ту теософию – мудрость богов, к которой давно стремится человечество».

Источник информации книга П.Д. Успенского «Ключ к загадкам мира» (стр. 158).