Дело рук самих утопающих

Сергей Обручков
(Новелла)

     Когда мне было лет семь, старший двоюродный брат Толик научил меня плавать под водой, поскольку, как он ни старался научить плаванию, на поверхности воды я держался, как топор. Толик же, отлично плавал и я любил ходить с ним на Бендерский городской пляж, вплотную прилегающий к железнодорожному мосту между моим родным селом Парканы и городом Бендеры.
     Песчаный левый берег Днестра, был ровным, по крайней мере, в районе хорошо оборудованного пляжа. Набрав в лёгкие воздух и нырнув, я грёб под водой руками «по-матросски» и одновременно работал ногами, плывя по течению реки параллельно берегу на глубине по пояс, под надзором Толика, который был старше меня на четыре года. Мои достижения были весьма скромными, но всё же я проплывал под водой около четырёх-пяти метров, конечно с учётом несущего меня течения. Глубже заходить в воду брат категорически запретил мне, поскольку затянет течением на глубину, но и на этот случай он научил меня, мелкими прыжками на носочках, отталкиваться в сторону берега, не давая тем самым течению подхватить и унести…
               
       …Мне девять лет. Я в нашем школьном пионерском лагере «Чайка», в черноморском посёлке Каролино-Бугаз, расположенном между Одессой и Затокой.
Как-то раз, отпросился у воспитателя на рыбалку. Рыбачил в самой большой во всей окрестности, расположенной недалеко от пляжа, колобатине. *
        Наловил с полсотни пескарей, среди них несколько черномазых бычков. Решил проверить консервные банки, разбросанные рыбаками вдоль колобатины, – иногда в этих банках селятся крупные черномазые бычки. Прошёл метров триста вдоль берега в воде на уровне где-то по пояс. В этот раз все банки оказались пустыми, и я стал выходить на берег, но не там, где заходил в воду, а в другом месте.
       Странно, но вместо того, чтобы по мере приближения к берегу глубина уменьшалась, она напротив стала увеличиваться. В моём детском сознании на тот момент подобного опыта не было: вокруг огромное  водное пространство колобатины, а до берега не больше пятнадцати метров сделал ещё пару шагов и провалился в яму –  под ногами дна нет!..
       Ужас от осознания того, что я тону заблокировал логику, если о ней вообще можно говорить применительно к мышлению ребёнка, не имеющего жизненного опыта. Вместо того, чтобы попытаться вернуться на метр назад – туда, откуда я только что пришёл, я устремился к спасительному берегу, но как – ведь плавать не умею?!!!.. 
        В последний момент, погружаясь под воду, я успел набрать в рот воздух…Оказавшись под водой, что есть силы гребу «по-матросски» и бью поочерёдно ногами… Кислород в груди заканчивается, в этот момент воздух, находящийся внутри меня выталкивает меня на поверхность.
 
       На берегу совсем рядом два подростка – они из спецшколы для слаборазвитых, отдыхающие в нашем пионерлагере. Как только моя голова оказалась над поверхностью воды, я ору что есть мочи: «А-А-А-А-А-А-А-А-А-А-А!!!...».
 Вряд ли тонущий человек может кричать так чтобы звать на помощь – «помогите!», потому, что время есть лишь на то, чтобы перед погружением вновь в эту смертельную пучину успеть набрать в лёгкие воздух одновременно с этим душераздирающим зовом о помощи – «АААААААААААА!!!» …
Ногами пытаюсь опереться о дно, но его нет! И я продолжаю вновь плыть под водой к берегу… Успеваю проплыть не боле двух метров, меня снова выталкивает на поверхность и всё повторяется: кричу, набираю воздух, убеждаюсь в отсутствии под ногами дна, отчаянно гребу руками и ногами. Берег почти не приближается… Когда в третий раз, через жёлтую плёнку, воды я едва успеваю увидеть кусочек синевы неба, дебильные – без каких-либо эмоций, равнодушные лица недоразвитых придурков, зелень камышей, и вновь не нащупав, после одновременного крика и глотка воздуха дна, я понимаю, что пришёл конец моей жизни…
Жизнь! Я за свои девять лет, ещё не успев понять всю её прелесть и красоту, не разобравшись в чём состоит её смысл, в тот короткий промежуток отчаянного поединка со смертью продолжал мыслить… Я не знаю о чём думают другие люди в подобной ситуации, осознав, что жизни приходит конец, я навсегда запомнил мои мысли там под водой:«Ну вот и всё!.. Называется – отдохнул… В мозгу промелькнула мгновенно вся моя короткая жизнь. Вспомнил маму и сестрёнку… Мама отправила меня в пионерлагерь отдохнуть, набраться сил… Что будет с ней, когда она узнает, что я утонул?!..».
        Сил больше не было, но эта мысль о том, что мама узнает о моей гибели, что ей будет невыносимо от такого горя, заставила меня продолжать эту недетскую схватку со смертью…
Только на пятом погружении, когда я окончательно понял, что со мной всё кончено, что я фактически уже не жилец, когда я мысленно простился с родными, друзьями и со всем белым светом, вдруг ногами ощутил дно, а голова моя торчала над поверхностью воды…Глубина – по шею, а до берега метра четыре – я выбрался из этой ямы –  из этой пучины смерти самостоятельно…
         Отдышавшись,вышел на берег, пошатываясь прошёл мимо подростков, взирающих на меня с теми же равнодушными выражениями лиц, однако же, возможно, и не понявших значения произошедшего на их глазах события…
         А событие было значительным – ребёнок в одиночку одолел смерть, правда не без помощи любви… Это любовь к маме… А может быть, наоборот, именно мама через пространство почуяла своим материнским чутьём и не покинула в беде своего ребёнка, а пришла на помощь, явив свой образ, напомнив  сыну о том, что без него ей будет горе…
          В любом случае, здесь несомненно проявление самой великой силы Вселенной – Любви! А если учесть, что Любовь – это основа всего мироздания, не зря же в священных писаниях утверждается, что Любовь – это Бог, выходит, что спас меня никто иной, а сам Создатель…
           На следующий день я уже научился плавать: наш воспитатель Николай Артёмович затаскивал нас в море на глубину по собственную шею, слегка подталкивал и мы, барахтаясь, плыли к берегу. Хотя он так учил нас и прежде, у меня тогда не получалось долго держаться на воде, а теперь стало получаться.
А ещё через день, я с моим другом Толей Куценко переплывали колобатину, в том самом месте где я два дня назад тонул, правда с нами был его старший брат Вова и мне было совсем не страшно…

        ...Прошло много лет. По иронии Судьбы, мой двоюродный брат Толик уже в зрелом возрасте утонул в Днестре, на Бендерском городском пляже... При каких обстоятельствах и как это произошло неизвестно, - свидетелей не было…

____________________________________
*  -  Колобатина (укр.) – болото. Так местные жители называют заливные низины, заполненные морской водой, образующей водоёмы (солёные озёра), заросшие камышом и тянущиеся вдоль морского побережья.