Мухаммад ал-Кудаи - богослов, мухаддис

Али Албанви
Мухаммад ал-Куда‘и — богослов, мухаддис

Абу ‘Абд Аллах Мухаммад б. Салам б. Джа‘фар б. ‘Али ал-Куда‘и ал-Мисри аш-Шафи’и (конец X в.–1062) — мусульманский богослов. По одним данным он имел персидское происхождение, по другим, в частности авторитетные мусульманские генеалоги считали племя куда‘а древнеарабским, и среди видных представителей этого племени в первую очередь называли самого Абу ‘Абд Аллаха ал-Куда‘и.

В течение жизни ал-Куда‘и много путешествовал по городам Ближнего Востока с образовательными целями. Получив блестящее всестороннее образование, он устроился на работу секретарём в канцелярию фатимидского визиря ‘Али б. Ахмада ал-Джарджара’и (ум. в 436/1045 г.). По-видимому, ал-Куда‘и сумел наладить отношения с ши’итской правящей верхушкой, так как через несколько лет он был назначен верховным кадием над суннитским населением Египта. Авторитет ал-Куда‘и был очень высок среди мусульманских учёных, он имел многочисленных учеников во всех концах мусульманского мира, в том числе в Баб ал-Абвабе. Например, глава шиитской общины Баб ал-Абваба и её верховный кадий Ахмад ал-Гада’ири (ум. в середине XI в.), будучи в Египте, испрашивал у ал-Куда‘и иджазу на передачу хадисов для своих сыновей Йахйи и Ибрахима. Умер ал-Куда‘и в 1062 г.

Из многочисленных произведений ал-Куда‘и в различных областях исламской науки прежде всего прославился его труд «Шихаб ал-ахбар», представляющий собой собрание хадисов, афоризмов и сентенций, приписываемых Пророку Мухаммаду. Всего было собрано, по словам автора, 1200 изречений, которых он разбил на 17 глав. Этот труд ещё при жизни автора получил широкую популярность, объясняющуюся тем, что автор составил его в новом формате. При этом автор почти одновременно с этим составил другое сочинение, «Муснад аш-Шихаб», в котором те же самые хадисы привёл уже с иснадами. В предисловии к этому сочинению ал-Куда‘и написал:

«Кому нужны тексты без иснадов, может обратиться к той книге («Шихаб ал-Ахбар»), а кому нужно ознакомиться с их иснадами, пусть обращается к этой книге». До ал-Куда‘и в сборниках по хадисам иснады отсутствовали, в основном, по двум причинам: автору они не были известны, либо же они имели существенные изъяны и недостатки с точки зрения знатоков хадисов. Но ал-Куда‘и впервые составил свод хадисов без иснадов с новой задачей – адаптировать тексты хадисов для заучивания и тем самым сфокусировать внимание читателя прежде всего на освоении их смыслов. Таким образом, ал-Куда‘и заложил новую традицию в науке о хадисах, которой позже некоторые мусульманские богословы присвоят термин таджрид (букв.: обнажение, лишение) – удаление иснадов из сборников хадисов. Как отметил известный мусульманский мухаддис Ибн Раджаб ал-Ханбали (ум. в 795/1393 г.), последующие учёные при составлении своих сборников хадисов взяли за образец труд ал-Куда‘и.

Сочинения «Шихаб ал-Ахбар» и «Муснад аш-Шихаб» получили огромную популярность во всём мусульманском мире – не только среди суннитов, но и ши’итов. Так, из более чем семи десятков различных толкований (шурух), кратких переложений (талхис), критических разборов (танкид) и описаний истоков хадисов (тахридж), которые в разное время были написаны к этим сочинениям на арабском и персидском языках, более десяти трудов принадлежат имамитским богословам.

Автор: ‘Али Албанви

Литература

1. Алибеков Х.Г. Неизведанное наследие Баб ал-абваба: «Шарх аш-шихаб» Абу ал-Касима ал-Баби и «Тухфат ал-асхаб» Абу Бакра ад-Дарбанди // История, археология и этнография Кавказа. 2023. Т. 19. No2. С. 282–305. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://caucasushistory.ru/2618-6772/article/view/282-305, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 19.08.2023). — Яз. рус.